За последние три года в высшем политическом руководстве России зафиксирован кардинальный разворот в сторону повышения роли экспертных сообществ при принятии важнейших решений
За последние три года в высшем политическом руководстве России зафиксирован кардинальный разворот в сторону повышения роли экспертных сообществ при принятии важнейших политических, экономических и социальных решений. Начало этому повороту дало создание Общероссийского народного фронта. Кроме того, за последние три года серьезно усилились позиции таких общественных и экспертных структур как "Деловая Россия", "ОПОРА России", Агентство стратегических инициатив и другие. В стране активно развивается институт уполномоченных по различным вопросам общественного и экономического развития.
На что направлена и к чему ведет деятельность этих структур? Главной их задачей является создание благоприятных условий для ведения бизнеса, повышения экономической активности и юридической грамотности населения, снижения социальной напряженности в обществе.
Появление экспертных сообществ и институтов – это не дань западной моде, а требование той среды, в которой мы живем и которой стараемся управлять. В условиях усиления кризисных явлений, неизбежно связанных с необходимостью выработки и принятия непопулярных решений, затрагивающих общество, необходимо не только создать с ним такой диалог, но и опереться на общественный ресурс. По последним событиям в стране и на международной арене мы видим, что путь руководством страны выбран верный. В России формируется своя уникальная инфраструктура независимой экспертизы и общественной поддержки управленческих решений.
Излишне говорить о том, что легитимность политических решений тем выше, чем больше она опирается на мнения и волеизъявление граждан и профессиональных сообществ. Сегодня уже работают механизмы, позволяющие принимать более взвешенные и согласованные с экспертным сообществом решения. К ним надо отнести инструмент оценки предпринимательского климата в России "ИНДЕКС ОПОРЫ", проект "Жалобная книга предпринимателя", "Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе", проект "Национальная предпринимательская инициатива" и другие.
Использование этих инструментов позволяет адаптировать политические решения к проблемам, чаяниям и ожиданиям общества. А сами экспертные структуры в данном случае выступают посредниками между властью и обществом, задача которых состоит в том, чтобы правильно интерпретировать сигналы и пожелания, идущие от общества и превратить их в понятные и четкие рекомендации, предложения и проекты решений. Также за экспертным сообществом закрепляется и функция "обратной связи", то есть экспертиза управленческих решений, принимаемых правительством, напрямую или косвенно затрагивающих интересы общества.
Очевидно, что ситуация изменилась. И сигнал об ее изменении дан со стороны высшего руководства страны. Не зря, например, деятельность региональных органов власти в области привлечения инвестиций, на основании поручения Президента РФ и решения Госсовета России, должна рассматриваться через "сито" общественной экспертизы, для чего в регионах созданы экспертные группы. А результаты этих общественных экспертиз напрямую учитываются при расчете рейтингов эффективности работы губернаторов (как бы к ним сами губернаторы и их команды не относились).
Что же происходит с формированием экспертных сообществ в регионах? Здесь все сложнее. Эксперты часто воспринимаются региональной властной элитой по принципу "свой – чужой", придавая политическую окраску любым их действиям и мнениям. Если они поддерживают те или иные решения региональных властей, то это союзники, если нет – оппозиция.
Важно понять одно. Экспертное сообщество – это и не оппозиция, и не сторонники каких-либо политических сил. Это сообщество высококвалифицированных специалистов, способных дать качественную и непредвзятую оценку складывающейся в регионе ситуации, оценить возможные варианты решения проблемы и показать их возможные последствия. Эксперт отвечает за качество подготовки решения своей репутацией. Но выбор вариантов решения остается за властью. И ответственность за их принятие тоже лежит на власти. Поскольку даже эффективное решение может не принести должного результата по причине его неправильной реализации.
Разумеется, власть оставляет за собой право – работать, или не работать с экспертным сообществом. Но во втором случае, естественно, упущенных выгод будет несравнимо больше.
Юрий Савельев
Полную версию материала читайте на www.extertkarelia.ru
Комментарии