Затраты на обслуживание муниципальных долговых обязательств столицы Карелии за три года выросли втрое. Власти города вынуждены брать кредиты в банках, чтобы выплачивать зарплату бюджетникам.
Затраты на обслуживание муниципальных долговых обязательств столицы Карелии за три года выросли втрое. Власти города вынуждены брать кредиты в банках, чтобы выплачивать зарплату бюджетникам.
Председатель комитета финансов администрации Петрозаводска Елена Логинова в интервью "Вестям Карелии" рассказала, на что пойдут власти, чтобы сократить расходы городского округа в 2016 году, сколько в месяц приходится выделять на обслуживание муниципального долга и о межбюджетных отношениях с республикой.
- Елена Владимировна, прежде чем перейти к собственно нашей теме, подскажите, когда у Петрозаводска образовался долг и появились кредитные обязательства?
- Заимствования муниципалитеты смогли брать с принятием новой редакции Бюджетного кодекса РФ в 2000 году, с тех пор стал складываться муниципальный долг.
- Какой размер долга сегодня?
- На сегодняшний день муниципальный долг Петрозаводска – 1 миллиард 570 миллионов рублей. На 1 января 2015 года он составлял 1 миллиард 680 миллионов рублей. Мы его смогли снизить на 6,5%. Конечно, тема заимствований, долга – болезненна для любого муниципалитета и субъекта. В октябре проходило заседание сообщества финансистов муниципальных образований Российской Федерации, где прозвучала информация о том, что по всей России с 2006 года растет совокупный долг всех муниципалитетов вместе взятых. Поэтому это характерно не только для Петрозаводска, это, к сожалению, общая тенденция. Бюджетное законодательство разрешает нам иметь долг равный 100% налоговых и неналоговых доходов (собственных доходов – "Вести Карелии"). В этом году величина долга составляет 66%. Эта величина стала существенно расти у нас в 2012 году: на 1 января 2012 года процент муниципального долга составлял 24%.
- Почему, за счет чего произошел рост?
- С 2012 года нам был уменьшен норматив по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с 40% до 30%, с 2014 года – с 30% до 22%, кроме этого, в доходы перестали зачисляться средства, полученные от оказания платных услуг бюджетных учреждений. Также были изменены полномочия, и деньги стали поступать в виде субвенций из республиканского бюджета. Но субвенции не являются собственными доходами, плюс бюджет принимался с дефицитом, поэтому наши собственные доходы документально сократились, что автоматически повлияло на статистику: процент долга вырос с 24 до 66.
- В структуре долга Петрозаводска каких заимствований больше: бюджетных или кредитных?
- Конечно, больше коммерческих заимствований. Они составляют 87%, бюджетные кредиты и кредиты на пополнение счета – 13%.
- Выходит, к банкам приходится обращаться чаще, чем к региональным властям. Неужели не идут навстречу?
- Заимствования мы просим регулярно и ежегодно. Но возможности бюджета республики Карелия также ограничены, потому что уровень государственного долга довольно высокий. Но в этом году республика приняла решение о выделении городу бюджетных кредитов на 50 миллионов рублей. Сегодня 40 миллионов мы уже получили, до конца года получим еще 10.
- На что пойдут эти средства?
- 20 миллионов мы направляем на исполнение переданных нам полномочий по выплатам персоналу в школах, который не участвует в образовательном процессе, 30 миллионов направлены на оплату выполненных работ по ремонтам в детских садах. Поэтому говорить о том, что республика нас здесь не поддерживает, нельзя.
- А сколько средств в месяц уходит на обслуживание долга?
- Сейчас мы находимся в достаточно сложных экономических условиях. И волатильность (изменение кредитных ставок) на рынке кредитования на нас влияет – ставки повысились. Если, например, в 2013 году тратили на обслуживание долга меньше 5 миллионов рублей в месяц, то в 2015 году мы тратим на это почти 15 миллионов рублей в месяц.
- На что идут заимствования?
- Заимствования – это один из источников покрытия дефицита бюджета. Мы не связываем конкретные расходы с конкретным кредитом. Чаще всего мы привлекаем средства, когда нужно одномоментно произвести крупные выплаты. Например, появилась необходимость 25-го числа выплатить аванс работникам бюджетной сферы, к этому числу мы и берем кредит, чтобы не было задержки. Если нам они потом не нужны, мы просто их гасим. Эта практика – привлечения средств при необходимости и гашения, если можем позволить себе, – очень часто используется.
- Есть ли какая-то возможность остановить рост долга?
- Чтобы приостановить полностью рост муниципального долга, нужно утвердить бюджет округа без дефицита. Тогда долг в абсолютной величине расти не будет.
- В сегодняшних условиях это возможно?
- В нынешних условиях это сделать очень сложно. Как, в принципе, сложно было сделать и в предыдущие пять лет. Полномочия у местного самоуправления очень широкие, а денежных средств на их исполнение в полной мере не хватает. Естественно, хочется что-то построить, что-то обновить, это и наши социальные программы по детским площадкам, по ремонту подъездов "1000 подъездов", очень сложно от них отказываться, так как расходы на них нужны. Поэтому мы принимали бюджет с дефицитом. А на размер дефицита прирастал муниципальный долг.
- В этом году Карелия намерена принимать бюджет региона после Российской Федерации, так как пока неизвестно, какие именно субсидии и трансферты предусмотрены для республики в Москве. Такая задержка как-то отразится на бюджете городского округа?
- Мы также подготовили свой проект решения, который в понедельник, 26 октября, был внесен в Петросовет. Мы просим депутатов, во-первых, также как федерация, как республика, принять на 2016 год однолетний бюджет (без учета планового периода на следующие 2 года – "Вести Карелии"), а во-вторых, разрешить изменить сроки внесения проекта бюджета. То есть, если республика вносит свой проект бюджета не позднее 12 ноября (а параметры городского бюджета завязаны на отдельные параметры межбюджетных отношений), то мы просим, чтобы нам установили срок внесения проекта не 10 ноября, а 16 ноября. Это время нам позволит учесть особенности проекта бюджета Карелии и откорректировать свой проект. С такой инициативой глава Петрозаводска Галина Ширшина уже вышла. Дальше дело за депутатами – поддержать нас или нет.
- Продолжится ли рост муниципального долга в 2016 году? Или удастся его сдержать?
- Мы не готовы на данном этапе предлагать максимально возможный дефицит. Во всяком случае, главе округа будет внесено предложение не выходить с максимально возможным дефицитом в размере 10%, что позволяет Бюджетный кодекс РФ. Это не исключит полностью рост муниципального долга, потому что дефицит должен быть нулевым, чтобы не произошло роста, но это позволит сбавить темпы роста. На сегодняшний день затраты на обслуживание долга достаточно высокие. Основную массу аукционов по кредитам мы провели осенью с достаточно хорошими результатами: ставки сложились от 12,9% до 14,2%, при этом по России - в среднем от 14-16%. Бюджетный кодекс на обслуживание долга позволяет тратить до 15% расходов без субвенций, мы в этом году пока укладываемся в пределах 5%.
- Минфин Карелии уже разослал методику предельных показателей расходов бюджетных средств. В документе прописаны рекомендации сократить зарплаты государственных и муниципальных служащих на 4%-5%. Коснется ли сокращение Петрозаводска?
- Это коснется и нас. На сегодняшний день предусмотрено сокращение расходов на содержание муниципальных служащих более чем на 5%. Пока не буду называть точную цифру, так как проект бюджета еще не внесен на рассмотрение, но сокращение нам предстоит однозначно.
- Что нас ждет в 2016-м?
- Рассчитываем, что останемся на том уровне, который имеем в данный момент, не хуже.
Беседовал Роман Баландин.
-
Комментарии