Новый руководитель МУП «Автоспецтранс» о том, как очистить Петрозаводск от мусора
Новый руководитель МУП «Автоспецтранс» о том, как очистить Петрозаводск от мусора
Ежедневно в Петрозаводске образовывается и вывозится от 200 до 400 тонн только крупногабаритного мусора. За чистотой на контейнерных площадках в столице Карелии следит муниципальное предприятие «Автоспецтранс». Между тем, не все горожане довольны качеством услуги: контейнерные площадки постоянно забиты разного рода хламом, что называется, под завязку и выглядят весьма не эстетично. Однако, есть ли в этом вина только предприятия? Об этом мы спросили директора МУП «Автоспецтранс» Евгения Минервина. К своим должностным обязанностям руководитель приступил совсем недавно. Впрочем, по его словам, он знает что делать, дабы изменить ситуацию в Петрозаводске к лучшему.
- Евгений Борисович, для начала самый банальный вопрос: как сделать так, чтобы петрозаводчане раз и навсегда забыли о проблеме забитых до отказа мусором контейнерных площадках во дворах?
- Если отвечать в вашем стиле вопроса, то банально: меньше мусорить и чаще убирать. К сожалению, в Петрозаводске контейнерные площадки не предусматривают раздельного сбора для временного хранения отходов твердо-бытового и крупногабаритного мусора. Поэтому, из-за отсутствия альтернативы, горожане выбрасывают мусор туда, куда им удобно. На самом деле, это проблема и для нас, поскольку экипажам мусоровозов приходится собирать мусор не только непосредственно с площадки, но и вокруг нее. Сейчас администрацией города поставлена задача изменить ситуацию. Предложения, которые основываются на опыте других российских городов, у нас есть, однако, все это упирается в деньги
- Организация раздельного сбора мусора может стать решением проблемы?
- Отчасти. Но тогда все упрется в психологию человека. Для этого надо чтобы не одно поколение россиян привыкло собирать мусор раздельно. Например, в Европе разделять мусор начинают еще дома на кухне. Для сегодняшней же России это глобальная проблема. Мы к этому не приучены. Между тем, надо понимать, что если не заниматься её решением, то через 10 – 15 лет Петрозаводск погрязнет в свалках. Другое дело – вопрос технологии перехода на раздельный сбор мусора. Какие средства и за чей счет она будет реализовываться? Сегодня за все приходится платить. Вывоз мусора – это жилищно-коммунальная услуга. Наше предприятие может заключить договор либо напрямую со своим абонентом, либо с управляющей компанией или ТСЖ. Колоссальная проблема – частный сектор, который не всегда заботится об организации контейнерных площадок, а просто выносит мусор в близлежащие дворы многоквартирных домов. В результате, переполнение контейнеров, разметание мусора, недовольство граждан.
- Может просто не хватает контейнеров во дворах? Сколько по нормативам должно быть контейнеров на одной контейнерной площадке?
- В Петрозаводске действует нормативный акт, который ограничивает их количество: не более пяти. Но ведь уровень жизни населения, уровень потребления растут. Соответственно ежегодно увеличивается количество мусора. Но нормативы есть нормативы. Вывод: надо их пересматривать. А пока получается, что в Петрозаводске около 500 контейнерных площадок по пять контейнеров, и «Автоспецтранс» вынужден делать по два рейса в сутки, вместо одного, чтобы вывезти весь этот мусор. Тоже самое касается и крупногабаритного мусора, который мы вывозим сегодня минимум два раза в неделю. В противном случае, мы просто не найдем контейнеры с ТБО из-за завалов крупногабаритных отходов. Впрочем, это проблема не только Петрозаводска, но и всей страны.
- Давайте поговорим об экономике предприятия. Насколько оно сегодня рентабельно?
- Как минимум, по данным бухгалтерии за прошлый год, не убыточно, что уже не мало. Предприятие живет строго по бюджету, согласованному с администрацией, который, в свою очередь напрямую зависит от тарифа на вывоз. Как составляется тариф на вывоз мусора? Берутся все затраты, которые есть, прибавляется совсем небольшая норма прибыли, получается сумма. Далее берется количество мусора, которое должно планово вывозиться из Петрозаводска на санкционированную свалку, получается стоимость за кубический метр. На сегодняшний день она составляет 274,84 рубля за кубометр. При этом, если мусора будет ровно столько, сколько мы должны вывозить по плану, если все будут платить за его вывоз, то этих денег хватит ровно на то, чтобы закрыть все потребности предприятия на текущую деятельность и получить эти 5% закладываемой прибыли, которую мы обязаны перечислить в бюджет Петрозаводска. Однако, как показывает практика, мусора у нас, в столице Карелии, в зависимости от сезонности, в полтора - два раза больше, чем норматив. Ну а о том, как нам платят за вывоз мусора управляющие компании, можно легенды складывать. Задолженность с их стороны сегодня достаточно серьезная.
- И все это, насколько я понимаю, создает проблемы для обновления парка техники?
- Безусловно. на эти цели у нашего предприятия в силу вышеперечисленных причин, только своих собственных средств в настоящий момент нет. Скажу более, и на существующем автопарке мы долго не проездим. Где-то порядка 20 машин – это техника 2005 и ранних годов выпуска. Все остальные машины – более старые. Всего же у нас 54 мусоровоза. Техническое состояние их исправное, благодаря собственной ремонтной базе и специалистам, но… Нагрузка на машины вы сами понимаете какая, если весь день мусоровоз находится в движении, работая во дворах с утра и до позднего вечера. Понятно, что все мы, и сотрудники Автоспецтранса и горожане, заложники ситуации. Не мы выбирали эту технику, и даже не те люди, которые работают на предприятии многие годы. Мы вынуждены на ней работать, и делаем все, чтобы она работала, пока не появится альтернатива.
- Есть такое расхожее выражение: чисто не там где убирают, а там где не мусорят. Вы как к нему относитесь?
- На мой взгляд, здесь нельзя сказать однозначно. И первое, и второе одинаково важно. Многое зависит от самих горожан, от того как они сами относятся к этой проблеме и как себя ведут. Какой пример подают молодежи и детям. Можно опустить пакет с мусором в контейнер, а можно просто бросить его рядом. Поэтому проблема эта комплексная. Считаю, что нашим жителям мусорить нужно культурнее. Со стороны мусоровывозящей организации необходимо обеспечить горожанам возможность делать это соответствующе - обеспечить достаточным количеством современных контейнеров, стабильным графиком вывоза.
- Евгений Борисович, вы человек новый на предприятии. Что вы можете о нем сказать?
- На сегодня, я вижу«Автоспецтранс», как предприятие не самого плохого уровня. Когда приехал знакомиться с деятельностью предприятия, я увидел здесь даже новые мусоровозы Вольво, контейнеры для раздельного сбора мусора. Считаю, что наш город готов к дальнейшему развитию. Петрозаводчане хотят и разделяют мусор уже сейчас. Вопрос лишь в том: есть ли ресурсность для продолжения! Увы, на сегодняшний день, к сожалению, нет. Муниципальное предприятие очень жестко ограничено в своей работе нормативными актами. Есть бюджет, есть тариф, по которому работает «Автоспецтранс» и который согласовывается и утверждается мэрией. В этих рамках и работаем. Однако отмечу, что предприятие, созданное в 1939 году и до сих пор работающее – это сильное предприятие. Конечно, во многом, из-за коллектива. Так вот здесь в «Автоспецтрансе», о многих из работников можно писать статьи. Все они профессионалы. И я уверен, что нашему коллективу по силам изменить ситуацию с вывозом мусора в Петрозаводске в лучшую сторону.
Интервью записал Андрей Кузнецов
Комментарии