Почему республика не хочет брать деньги на ЖКХ?
Почему республика не хочет брать деньги на ЖКХ?
В ЗС РК 18 июня состоялся круглый стол по вопросам развития ЖКХ, организатором которого стала комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Руководитель комиссии верхней палаты российского парламента Олег Толкачев сказал, что главная цель мероприятия – найти дополнительные возможности, которые бы подтолкнули развитие республики. Как выяснилось, дополнительные возможности валяются буквально под ногами в виде сотен миллионов рублей, только вот поднять их у республики нет ни желания, ни, как намекали гости из Москвы, политической воли.
Два года назад в России стартовала федеральная программа содействия реформированию ЖКХ, и на регионы обрушился денежный поток из федерального бюджета на решение таких социально важных проблем, как капитальный ремонт жилья и переселение граждан из аварийных домов. Лимит Карелии на пять лет (с 2007 по 2012 год) составил 1,3 миллиарда рублей. Первые деньги пришли в республику в прошлом году. На капремонт в общей сложности было выделено 218 миллионов рублей, еще 108 миллионов рублей пошли на расселение аварийных домов.
Если использование средств, выделенных на расселение аварийного жилья, в федеральном фонде особой тревоги не вызывает, то деньги, полученные на капремонт, тратятся, по мнению представителей фонда, медленно и неэффективно. Во всяком случае, заместитель руководителя фонда Сергей Сучков сообщил, что из 184 заявленных еще в прошлом году домов работы ведутся только на 140 объектах и завершены лишь на 20 процентов. «Если в этом году дома не отремонтируют, это недопустимо», – сказал он, отметив также, что специалисты фонда проверили качество ремонтных работ и остались крайне недовольны.
Но даже эти, мягко говоря, нерадостные результаты меркнут по сравнению с тем, что Карелия в 2009 году и вовсе может лишиться «денежного дождя» из Москвы. Дело в том, что поддержка фонда распространяется только на те регионы, которые в этом году примут закон о монетизации льгот на жилищно-коммунальные услуги. Практически все регионы, отметил Сучков, выполнили это требование. И только три региона, в том числе и Карелия, упорно не желают принимать закон.
Карельский губернатор не раз говорил о том, что ему для принятия решения обязательно нужно посоветоваться с жителями. Но процесс явно затянулся, мнение льготников до сих пор не изучено. А ведь для граждан в сущности ничего не изменится: вместо льготы они получат на свои сберкнижки денежную компенсацию. Так предоставляют льготы во многих регионах, и никаких волнений по этому поводу не наблюдается. Олег Толкачев прямо обвинил руководство республики в упертости.
Как мы знаем, нашему трудолюбивому парламенту принять закон, который инициирует губернатор, – раз плюнуть. Ну, может быть, два раза. Порой диву даешься, как молниеносно принимаются в Карелии законы, которые лоббирует исполнительная власть. А тут, казалось бы, речь идет о сотнях миллионов рублей инвестиций в такую отрасль, как ЖКХ – и никто не желает даже пальцем шевельнуть. К тому же принято решение, что в 2009 году доля софинансирования регионов будет не 28 процентов, как в прошлом году, а всего 7 процентов! Другими словами, на 100 миллионов федеральных рублей Карелия должна будет найти всего 7 собственных миллионов.
В 2010 году процент финансирования вновь вернется к 28 процентам. То есть ковать железо надо, пока горячо. Но Карелия по какой-то неведомой причине эти возможности фактически отталкивает. Почему? Один из московских гостей предположил, что монетизация льгот означает создание прозрачной системы, при которой возможен тотальный контроль за каждым выделенным из федерального бюджета рублем. Может, это кому-то не нравится? Тем не менее Олег Толкачев выразил надежду, что в республике «дееспособное правительство» и закон, открывающий широкие возможности для финансирования жилищно-коммунальной отрасли, все же будет принят. Лишь бы не было слишком поздно.
Людмила ЖУРАВЛЕВА.
Комментарии