Городская проблематика - тренд сезона
Городская проблематика - тренд сезона. Журналистская братия и чиновники-пенсионеры уже выучили слова «урбанистика», «брендирование» и, конечно, «маркетинг урбанистских брендов». Особо продвинутые освоили названия пяти-шести профильных переводных книжек, рассказывающих чудеса про Венецию, Амстердам и Барселону. Молодые оппозиционеры, стремящиеся стать депутатами Петросовета, со всей энергией неофитов погрузились в вопросы формирования символического капитала, оформления идентичностей городских сообществ и перераспределения муниципальных полномочий. Кандидат в градоначальники на сентябрьских выборах Григорий Фандеев изначально позиционировал себя в качестве общественника и лидера инициативной группы «В защиту архитектуры Петрозаводска». Нынче даже протестные акции носят характер своего рода городских перфомансов. Новым фетишем стал слоган «Город, удобный для жизни».
Не далее как в четверг-пятницу на прошлой неделе довелось побывать на конференции по городскому маркетингу «Города у воды: образы реальные и виртуальные». Обсуждались вопросы, «связанные с разработкой и реализацией маркетинговых планов, формированием и продвижением брендов прибрежных городов». Неказистые мысли, что ПТЗ находится на берегу Онего, озеро – это вода, а у воды есть физические свойства прозрачности, цвета, запаха и вкуса, определяли вектор, по которому нашему городу надлежит жить и быть счастливым. (Про плотность и электропроводность почему-то не вспоминали.)
Поскольку участники обсуждений были далеки от реальной практики делания и продвижения петрозаводских ценностей и ментальных атрибутов, то дискуссии тонули в благостных рассуждениях о том, как будет хорошо, когда появятся новые торговые марки, символы и «формы существования предельной полезности». Десяток функционеров ширшинской администрации, не представив ни одного доклада, радостно улыбались и кивали головами. Было очевидно, что «визуальные маркеры» уже не являются для них интеллектуальными открытиями, но ответы на вопросы, а что делать, и особенно тогда, когда нет денег, находились за пределами их «контекстуальных возможностей».
А этот самый контекст увлечения урбанистикой по-петрозаводски невольно требовал активации темы городской мобильности. Недостаточная ширина и пропускная способность магистралей. Велопарковки и просто столбы, к которым горожане прицепляют двухколёсные средства передвижения. Полосы общественного транспорта. Цена проезда в муниципальных троллейбусах. Пробки. Ямочный ремонт. Растущие из года в год эксплуатационные издержки. Все брендовые тренды – ровно об этом. Печален город, где невозможна реализация желаний, а единственный способ «найти себя» – уехать. Благо скоро будет «Ласточка» и тысячи петрозаводчан вообще начнут ежедневно мотаться на берега Невы. Конечно, это не пропаганда миграции. Это отсыл к старому еврейскому анекдоту: «Я не знаю, о чём вы тут говорите, но полагаю, что таки надо ехать».
Комментарии