Как начинается пересмотр общественного договора
Как начинается пересмотр общественного договора
В Карелии начинается подготовка к выборам в Государственную Думу и в республиканское Законодательное собрание, которые состоятся в конце 2016 года. Конечно, пока нет списков кандидатов, партийных платформ и бюджетов предвыборных штабов. Идёт переформатирование политического поля. Последовательные манёвры, направленные на закрепление тактических успехов. Именно в указанном ключе стоит рассматривать переизбрание председателя Петрозаводского городского совета. Геннадий Боднарчук сменил на этом посту Олега Фокина, арестованного в рамках уголовного дела по обвинению в мошенничестве с НДС. Однако за одним из эпизодов политического противостояния муниципального масштаба стоит обнаружить куда более системную проблему.
Казалось бы, главная задача региональной политики сегодня – восстановить связь между населением и властью на местах, не утратив при этом контроля Москвы над происходящим в провинции. Но растущее число публичных скандалов между разными группами влияния, время от времени использующих потенциал правоохранительных органов, превышает некоторые критические показатели. Это выражается и в неуклюжих публичных действиях, демонстрирующих полное непонимание местных политических традиций, и в конфликтах с местными элитами, часто вызванными нашествием в регион друзей и соратников назначенцев, которые воспринимают регион как зону освоения.
Самое негативное в сложившихся обстоятельствах – утрата обратной связи. Политиков не интересует, к каким последствиям приведут их действия через год, два, три, поскольку к этому времени они, скорее всего, будут трудиться на других ответственных постах и часто совсем в другом месте. Более того, политиков не интересует, что о них думают жители региона, так как от последних их судьба зависит в минимальной степени. В этой системе надо не размышлять, подходит ли то или иное решение для данного региона, а быстро и чётко выполнять указания. И главное – не разочаровать своего покровителя, которому тот или иной политик обязан своим назначением. Синдром утраты обратной связи существенно усиливается, когда политическая траектория перестаёт быть зависимой, например, от партийной принадлежности. Наверняка многие читатели обратили внимание, что принадлежность к "Единой России" исподволь сменяется представительством в Общероссийском народном фронте или членством в общественной палате соответствующего уровня.
Вот и получается, что, с одной стороны, партийно-идеологические скрепы уступают место сугубо ситуационным и конъюнктурным. С другой – муниципальные и региональные власти утрачивают зависимость от общественного мнения. А если учёт региональной специфики в вопросах управления становится скорее исключением, чем правилом, то возникает естественный вопрос – когда учитывать особенности территории не хочет даже местная власть, то кто вообще об этом думает? – Именно с этого начинается пересмотр общественного договора, заключённого нынешней властью с поддерживающим его большинством. Ведь считается, что любой политик чрезмерно зависим от уровня своей электоральной поддержки и его действия по большому счёту направлены, прежде всего, на поддержание лояльности большинства. Отсюда и теснейшая связь демократии и популизма.
При этом федеральные структуры прекрасно осознают, что без наличия в провинции власти, опирающейся на интересы местных сообществ и пользующейся их доверием, невозможно обеспечить реализацию в регионах никаких реформ, инициированных центром. Без надежной опоры на местах ответственным за всё будет Москва со всеми вытекающими отсюда политическими, а теперь уже очевидно, что и экономическими последствиями.
В итоге выходит, что сегодня самая серьёзная проблема – кризис коммуникаций между властью и обществом. Роль рядовых граждан во властно-общественных отношениях сводится лишь к активной поддержке проводимой политики. Институт политической конкуренции заморожен. Обостряющиеся социальные проблемы выдаются за успехи. Пока эксперты в один голос твердят, что система обратной связи работает недостаточно эффективно, власть старается уверить, что "всё под контролем". В результате создаётся впечатление, что власть осталась в 2012 году, когда не было ни социально-экономических, ни политических проблем. Сегодня впервые позицию власти не понимают многие, причём не только из числа реальной оппозиции, но и заметная часть местных элит. Беда в том, что если власть не понимают граждане, то они перестают готовиться к новым вызовам, перестают готовиться не только к худшему, но и к лучшему.
Комментарии