На чём держалась сепсяковская "эффективность"?
На чём держалась сепсяковская "эффективность"?
И в ходе так называемого "общественного обсуждения", и непосредственно при парламентском рассмотрении законопроекта, в соответствии с которым главы исполнительной власти карельских городских округов больше никогда уже не будут избираться всенародно, звучал тезис о том, как было бы здорово, чтобы следующим градоначальником "стал такой сити-менеджер, как Павел Сепсяков". Председателю Исполнительного комитета Петрозаводского городского Совета депутатов трудящихся приписываются чуть ли не все успехи в развитии столичного города.
Председатель горисполкома сделал Петрозаводск "самым чистым городом в стране". Он и отопительный сезон начинал вовремя, так как "почти всех кочегаров знал по имени". А ещё "строил жилые микрорайоны, школы, детские сады, а также предприятия, больницы". Во всех этих сопливо-ностальгических воспоминаниях как-то вымарываются некоторые очень существенные детали и как-то совсем затирается, казалось бы, обязательный исторический контекст.
Ещё двадцатилетним пареньком П. Сепсяков вступил в Коммунистическую партию Советского союза, руководимую великим кормчим И. Сталиным. В двадцать два стал первым секретарём райкома комсомола. Заочно отучился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. И за идеологические старания в сорок один год был назначен председателем Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Карельской АССР. Откуда через три года понижен в председатели городского исполкома, где и задержался на тринадцать лет. В выборах, конечно, не участвовал. Хотя, по большому счёту, никаких реально конкурентных выборов в стране, строящей светлый коммунизм, быть не могло. Властной машине требовались послушные исполнители воли партии, чей статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций" был закреплён статьей 6 Конституции 1977 года.
Стоит предположить, что, переместившись на машине времени в нынешнее сегодня, Павел Сепсяков или другой подобный "сити-менеджер" не протянул бы в мэрском кресле и недели. Ведь принципиальная разница приключилась в развитии институтов, в том, как они стали работать. Депутаты и градоначальники теперь постоянно находятся в зоне публичного наблюдения: со стороны политических оппонентов из оппозиционных партий, независимых от государства СМИ и, наконец, общественного мнения, которому не безразлично, как на деньги налогоплательщиков работают "слуги народа". В такой среде перекрёстного контроля любой серьезный промах, не говоря уже о фактах коррупции, становится финалом политической карьеры. Иными словами, угроза потери статуса заставляет современных политиков быть ответственными как за результаты деятельности, так и за бездеятельность. Именно политиков, а не тех, кто пытается выглядеть исключительно хозяйственниками.
Вся сепсяковская "эффективность" держалась на "глиняных ногах" мудрейших указаний горкома и обкома компартии, полном одобрямсе городского совета, депутатский корпус которого формировался на безальтернативной основе, профицитно-дотируемом бюджете и госплановских расчётах, исходящих из догматов безинфляционной экономики и безоговорочного приоритета государственной собственности. Отсюда и отсутствие свободы, и застой, и теневая экономика, и "колбасные поезда", и продовольственные карточки. Политическая власть, которая действовала в такой среде, по природе не могла быть ответственной. Хотя бы потому, что ей было нечего опасаться. Именно в этом раскрывается смысловая проекция при принципиальном сравнении демократии и недемократии. По большому счёту, всё остальное – альтернативные выборы, наличие оппозиции и даже дискуссий на телеканале – можно сымитировать. А вот ответственность – никак не получается.
Правда, нужно отметить ещё одну важную деталь. Для того чтобы современная власть стала ответственной, недостаточно сильной оппозиции, честных выборов, независимых судов и медиа. Ответственность предполагает, что общество помнит, какие блага власть обещала и что реально сделала. Если такая общественная память отсутствует, то все тридцать горсоветовских депутатов и один по внутрипартийному конкурсу прошедший сити-менеджер спокойно могут заниматься фантазиями в духе сепсяковских чудес. Всё равно ведь общество через несколько недель или месяцев забудет, что было и о чём шла речь.
Комментарии