В январе в столице Карелии возникла дискуссия о том, насколько уместен памятник Кирову на одной из главных площадей города – равно как и название этой площади его именем
Разумеется, дежурно заголосили противники всяческих перемен, считающие себя «защитниками нашей истории». Однако если большевистский чиновник Киров и имел какое-то отношение к истории Карелии – то довольно мрачное. На рубеже 1920-30-х годов он был одним из руководителей строительства лагерей Беломорканала. Можно ли в современной Германии представить памятник строителю нацистских концлагерей?
Проект демонтажа этого памятника предложил преподаватель Владимир Супов, который 21 января выступил с обоснованием своей инициативы на заседании культурно-исторической комиссии городской администрации. Но, как оказалось, мэрия Петрозаводска решать этот вопрос не вправе! На заседании было зачитано письмо из министерства культуры Карелии, в котором сообщалось, что советские идолы Ленина, Кирова, Маркса и Энгельса являются «объектами культурного наследия федерального значения». И, следовательно, принимать решение об их демонтаже или переносе может только правительство России.
Меня весьма заинтересовали юридические подробности такого положения дел, и вот что удалось раскопать в интернете. На сайте со списком объектов историко-культурного наследия Петрозаводска эти советские монументы действительно причислены к «памятникам искусства». Но там же есть ссылка на мотивацию такого причисления – это постановление Совета министров РСФСР еще 1960 года. Понятно, что в ту эпоху власть руководствовалась коммунистической идеологией и называла «памятниками искусства» любые монументы своим вождям. Кстати, в этом же постановлении московский мавзолей упомянут еще под двумя именами – Ленина и Сталина. И вот этот законодательный акт, оказывается, действует до сих пор!
О памятнике Марксу и Энгельсу еще можно было бы поспорить с искусствоведческой точки зрения.
Скульптурно он достаточно оригинален и в народе иронично именуется «рунопевцами». Но какую «художественную ценность» представляет собой однотипно отлитый памятник Кирову (его абсолютный двойник стоит в Медвежьегорске)? Пошловатая «тайна третьей колонны» многим уже надоела...
Подавляющее большинство памятников советским вождям к искусству никакого отношения не имеет. Их историческая роль была совершенно иной – это монументальная пропаганда, имеющая исключительно агитационное значение для утверждения коммунистической идеологии. И пока она захламляет наши улицы – ментально мы по-прежнему будем жить в давно ушедшей эпохе. Какая уж тут модернизация? Какой уникальный городской брендинг?
Наиболее разумной и цивилизованной мерой было бы перемещение всей этой пропаганды куда-нибудь в пригород и открытие там исторического музея – наподобие литовского Груто парка.
Для коммунистов вход туда даже можно сделать бесплатным! А для особенных фанатов советской эпохи – построить несколько гулаговских бараков: пусть при желании там и живут в вечном поклонении своим кумирам...
Что же касается площади между Музыкальным и Национальным театрами, то самое подходящее ей название, конечно, Театральная. И кстати, на месте этого памятника также можно будет сделать еще один – летний, открытый театр, которого в городе до сих пор нет.
Вообще, каким образом связаны имя большевика Кирова и театры? В советское время питерская Мариинка также носила имя «Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени Кирова». Там что, Киров оперы пел? Или балет танцевал?
Но, к сожалению, мэрия Петрозаводска не властна над обликом своего города. Поэтому столицу Карелии, видимо, по-прежнему по-прежнему будут «украшать» советские вожди и имена улиц...
Однако все же остается вопрос – если Россия называет себя «федерацией», почему ее субъекты не могут менять и развивать облик своих городов, а все должны оставаться однотипно советскими? Или никакой федерации у нас на самом деле нет?
Защитники коммунистических памятников еще любят использовать убойный, как им кажется, аргумент: мол, большинство зданий в нынешнем Петрозаводске построено в советскую эпоху. Поэтому давайте, «антисоветчики», сносите заодно и их! Что ж, советские хрущобы и вправду выглядят чудовищно – по сравнению с жилыми домами той же эпохи в тех странах, куда советская власть не дотянулась (в той же Финляндии). Но вообще-то, логика это нелепая – никто не предлагает ничего сносить помимо сугубо идеологических объектов. Например, немцы не взрывают свои автобаны – несмотря на то, что многие из них были проложены при Гитлере. Впрочем, от сравнений с нашими дорогами удержимся – а то, чего доброго, обвинят в «пропаганде фашизма»…
Современный человек свободен от диктата устаревших идеологий. Если же эти идеологические символы продолжают ему навязывать (а уличная монументальная пропаганда – это именно навязывание) – однажды он взорвется и поступит как недавно киевляне:
Ликвидация памятника советскому вождю в Киеве произошла довольно жестко – в отличие от восточноевропейских стран, где от коммунистической символики избавились мирно и цивилизованно еще четверть века назад. Но здесь можно проследить одну историческую закономерность: чем дальше откладывать будущее – тем радикальнее оно нагрянет. Может быть, и нам пора уже перестать руководствоваться постановлениями 1960 года?
Комментарии