Стоит ли ждать, как в случае с ветхим жильем, пока Кремль возьмется за разруливание дорожных проблем Карелии?
Стоит ли ждать, как в случае с ветхим жильем, пока Кремль возьмется за разруливание дорожных проблем Карелии?
18 февраля Александр Худилайнен в очередной раз прокомментировал ситуацию с междугородними перевозками, состоянием автодорог и с ГУП РК «Мост», которое сегодня переживает банкротство. Проблемы и взгляды на их решение, озвученные главой Карелии, безусловно, правильные, но ситуация на дорогах в некоторых районах республики сегодня такова, что декларативными и репрессивными методами ее уже не исправить. «Взорваться чирьем» (по меткому выражению Александра Петровича) могут не проблемы, связанные с пассажирскими перевозками, а сами дороги. И не «потом», как говорит глава, а уже сейчас — завтра, послезавтра, через неделю.
Например, если взглянуть на карту Карелии, можно сразу увидеть, что Калевальский район — это единственная отдаленная от центра республики территория, которая не имеет железнодорожного сообщения. Две автомобильные дороги, связывающие районный центр п. Калевала с республикой (150 километров на г. Костомукшу и 180 километров на г. Кемь), - это единственный маршрут снабжения района продуктами питания, топливом, потребительскими товарами. Обслуживало эти дороги Калевальское ДРСУ, относящееся к банкротящемуся предприятию ГУП «Мост». ДРСУ находится в состоянии клинической смерти: из всего парка работает 2-3 единицы техники, предприятие в долгах, как в шелках, работники — в состоянии перманентного простоя из-за невыплаты зарплат. Понятно, что обслуживать и содержать дороги мертвец не в состоянии. То, по чему сегодня еще можно ездить, сосредоточено в черте поселка Калевала — усилиями администрации поселения улицы и дороги в поселке худо-бедно расчищаются и подсыпаются. За пределами поселка начинается тихий дорожный ужас, обвинять в котором калевальских дорожников язык просто не поворачивается. Дороги из Калевалы в цивилизацию убиты практически полностью, любая поездка на легковом автомобиле по ним превращается в незабываемое приключение, а если в пути вас застала ночь и непогода, то и вовсе в русскую рулетку. Говорить о каком-то устойчивом сообщении между поселками и деревнями внутри района сегодня вообще не приходится. Дороги-то есть, но проезжими они бывают далеко не всегда. Этот фактор целиком зависит от того, сколько дней шел снег и какое авто в вашем распоряжении. Если «УАЗ-буханка», то шансы проехать по дороге от поселка до поселка без серьезных приключений высоки, а если банальный ВАЗ, то соответствующие и шансы.
Но это пока только полбеды. В принципе, каждую зиму калевальцы так или иначе сражаются на своей «дороге жизни» с метелями и снегопадами, хотя, в связи с умиранием ДРСУ в этом году у природы явное преимущество. Зима — не самое страшное время. Гораздо страшнее — грядущая весна, которая начнется уже очень скоро. И встречать весну калевальцам, судя по всему, придется при полном отсутствии дорожной техники на трассах, соединяющих район с республикой. Тест-драйв по версии «лайт», жители района уже испытали во время недельной февральской оттепели. В середине апреля (именно в это время обычно происходит обрушение зимних дорог в районе) наступит маленький районный дорожный апокалипсис, который угрожает вообще перекрыть сообщение Калевальского района с внешним миром. Снегопады идут в районе ежедневно, под толстым слоем укатанного (а не расчищенного) снега — дорожное полотно ужасающего состояния, которым вообще не занимались много лет. И неизвестно, какие еще сюрпризы погоды нам преподнесет март.
Вот и выходит, что то, о чем говорит Александр Петрович, делать надо было уже давным-давно. Кадровые вопросы, вещь, конечно, нужная, но ими снег с дорог не сгребешь и снежную кашу не расчистишь. А весна-то вот она: через две недели или робко в дверь постучится, или пинком ее откроет. Потом поздно будет резать стропы золотых парашютов семи заместителей в ГУП «Мост», когда в поселках наступит транспортный коллапс и начнут заканчиваться продукты питания в магазинах. Боюсь, на расчистку наших снежных завалов не хватит усилий членов правительства с лопатами наперевес. Даже если эта бригада будет усилена чиновниками местной администрации района. И 180 километров тракта Ухта — Кемь, построенного в первые годы советской власти ценою жизни тысяч заключенных, могут стать этой весной не просто непреодолимой проблемой, но очередным айсбергом на пути карельского «Титаника».
Кого потом будут винить в случившемся и отправлять в отставки? Руководителя ДРСУ, семь заместителей ГУП «Мост», или сразу — свежесформированное правительство республики? Или, как в случае с ветхим жильем, подождем, пока Кремль возьмется за разруливание дорожных проблем республики? А может быть стоит, вопреки сложившейся практике и управленческим традициям, сначала бросить все силы на предотвращение катастрофы, а уж потом разбираться, куда деньги, как обычно, делись? Ведь, при всей наглядности и всеобщей радостности публичной порки чиновников, президентские выговоры на хлеб не намажешь, а отставками правительства разрушенную дорогу не вымостишь.
Андрей Туоми
Комментарии