За последние пятнадцать лет кардинально изменился образ карельского чиновника, занимающегося привлечением и сопровождением инвестиций
За последние пятнадцать лет кардинально изменился образ карельского чиновника, занимающегося привлечением и сопровождением инвестиций
Окончательно "вымер" советский бюрократ, олицетворением которого выступал Иван Шурупов. Сменившие его в начале нулевых образы "крепкого хозяйственника" и "молодого реформатора" также канули в лету. На смену пришли "эффективные менеджеры", считавшие, что республикой, как и всем государством, необходимо управлять как корпорацией. Однако к началу 2010-х постепенно начинает выкристаллизовываться новый тип регионального бюрократа – в куда большей степени напоминающего "веберовский" тип чиновника. Этот герой наделён всеми стандартными качествами классического европейского представителя служилого сословия. Он отделяет частный интерес от государственного, на словах старается позиционировать себя действующим "невзирая на лица", понимает свою должность как профессию и рассчитывает на карьерный рост, в рамках которого готов использовать преимущественно легитимные средства. Этот чиновник аполитичен. "Политическая воля" ему априорно не присуща, она как бы "начинается" лишь с губернаторского уровня. Карьеру он воспринимает как подъём по меритократической лестнице (как правило, до уровня "самый первый заместитель"). От высшего республиканского руководства он ждёт не только поощрений и взысканий, но, прежде всего, четкой регламентации своей деятельности и внятного целеполагания. Самое главное – сам он прекрасно знает принципы госслужбы и умеет отличать коррупционное поведение у себя и других чиновников, принципиально не одобряя его и не считая его за норму.
В указанном свете карельский бюрократ, работающий на инвестиционном направлении, ничем не отличается от своего коллеги из другого субъекта Российской Федерации. Следовательно, при оценке по конечному результату, к нему надлежит применять единые для всей страны критерии эффективности. Для того, чтобы иметь возможность оценивать эти показатели, рейтинговать территории, поощрять успешных и карать неуспевающих, был разработан так называемый региональный инвестиционный стандарт. Это – ключевой проект федерального Агентства стратегических инициатив (АСИ) по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в российских регионах. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами.
Декларируется, что в основе внедрения инвестстандарта лежит критическая оценка практикующим бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования, зафиксированного АСИ. В этом процессе должны быть задействованы как предпринимательские, так и экспертно-академические сообщества и объединения. На практике же выполнение положений стандарта приобретает характер довольно жёсткой оценки расторопности и результативности первого лица региона. Проседание по рейтингу АСИ свидетельствует, что экономический блок регионального правительства не до конца понимает исходящие из федерального центра сигналы или вовсе не считает их обязательными для принятия к исполнению на местах.
На сегодняшний день в Карелии внедрены только 4 из 15 разделов стандарта. Это – наихудший показатель среди регионов Северо-западного федерального округа и один из самых неудовлетворительных в масштабе всей страны. Даже "внедрённые" разделы инвестстандарта производят весьма невнятное, а порой и просто печальное впечатление.
Например, "создание специализированного двуязычного Интернет-портала, посвящённого инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации". Таковым считается сайт "Республика Карелия для инвестора". Казалось бы, всё нормально. Но только не для специалистов, способных отличать портал от сайта. На заявленном Интернет-ресурсе не обнаруживается самое главное – наличие минимум двух интерактивных сервисов (форумов, чатов, тематических обсуждений, голосований). О двуязычном характере "портала" можно судить по главной англоязычной странице, сообщающей, что министром экономического развития республики до сих пор считается Mikhail Nikolayevich Yurinov.
Аналогично дело обстоит с Инвестиционной декларацией региона. Она была утверждена указом Главы Республики Карелия 16 января 2014 года. Формально документ наличествует. Вот только степень его формальности настолько запредельна, что при ознакомлении с данным "бесконечно серым" документом у потенциального инвестора совершенно не складывается впечатление, что вкладывать средства необходимо именно в Карелию, а не в другие российские регионы. За прошедшие с момента принятия декларации девять месяцев ни один инвестор ни разу публично на неё даже не сослался.
А теперь вернёмся к наблюдению, зафиксированному в начале материала. За последние пятнадцать лет самим властям удалось целенаправленной политикой сформировать условия для появления нового поколения региональных бюрократов. Привычные обвинения чиновничества в коррупции, которые звучат в социальных медиа, в самоуправстве и вседозволенности на фоне низкого "социального рейтинга" профессии государственного служащего, тем не менее, подтверждаются объективными факторами. Первый громкий коррупционный скандал в нынешнем правительстве здесь не выглядит абсолютно полной неожиданностью.
Вне сомнений, рисуемая картина не так проста, как может выглядеть на первый взгляд. Ведь из части анонимной силы, косной и противостоящей гражданской и бизнес-активности, нынешний чиновник эволюционно превращается в представителя особого типа сервиса, у него должно появляться и на самом деле появляется собственное лицо. Именно поэтому через практику внимательного мониторинга внедрения инвестстандарта федеральный центр стремится оценить уровень профессиональной подготовки "ответственных лиц", который, как видно из темпов внедрения его разделов, оставляет достаточно сомнений в реальном повышении качества регионального госуправления.
Комментарии