Начавшаяся "санкционная война" между Евросоюзом и Россией грозит существенными экономическими убытками обеим сторонам. Причем Финляндия, как приграничная с Россией страна, связанная с восточным соседом множеством торговых контрактов, здесь оказывается в особой зоне риска. Она вынуждена испытывать на себе и последствия санкций ЕС, и ответные "контрсанкции" России
Абсурд этой ситуации состоит в том, что Финляндию и традиционно сотрудничающие с ней соседние российские регионы заставляют нести ответственность за политику Кремля в отношении Украины. В Евросоюзе все настойчивее говорят о грядущем введении секторальных санкций, которые могут затронуть целые сферы сотрудничества, например, транспорт и телекоммуникации.
В Республике Карелия особенно опасаются того, что под санкции попадут и многолетние программы приграничного сотрудничества с Финляндией, стоимость которых оценивается в десятки миллионов евро. По опросам Торговой палаты Финляндии, от политики санкций уже пострадали 47% финских компаний. Российское продовольственное эмбарго привело к тому, что финская молочная продукция с маркировкой на русском языке теперь продается в самой Финляндии. Финские потребители пока рады — цена на эту продукцию, предназначенную для экспорта и нуждающуюся в срочной реализации, оказывается весьма невысокой. Однако с точки зрения нормального функционирования экономики и внешнеторговых связей, это, конечно, нелепая ситуация.
Многие финские политики и журналисты высказывают сожаления в том, что Финляндия поспешила присоединиться к санкциям ЕС — и этим сделала саму себя жертвой ответных российских ограничений. Экс-министр иностранных дел Пааво Вяюрюнен полагает, что Финляндии следует вести себя более независимо от еврокомиссаров, учитывая масштаб своих торгово-экономических связей с Россией.
Журналист газеты Suomenmaa Юха Мауно вообще сомневается в необходимости для ЕС проводить единую внешнюю политику. Ведь если, например, для Испании или Ирландии Россия остается далекой страной, то у Финляндии совсем другие внешнеэкономические приоритеты. Автор называет безрассудством то обстоятельство, что отношения между Хельсинки и Москвой надо поддерживать через Брюссель и по правилам Брюсселя.
Как же поступить в этой ситуации, чтобы не поставить под удар предпринимателей, которые занимаются развитием традиционного приграничного сотрудничества?
Позволю себе высказать свои соображения, которые могут показаться несколько парадоксальными, поскольку предлагают решать проблему методами, совершенно противоположными санкциям.
На мой взгляд, здесь представителям ЕС и особенно Финляндии следовало бы задуматься не о расширении санкций, но напротив — об интенсификации приграничного сотрудничества с соседними российскими регионами. Пора вспомнить географический факт: самая протяженная внешняя граница ЕС — это именно граница Финляндии с Россией. Вдоль нее можно разработать и внедрить массу совместных и взаимовыгодных проектов в различных сферах — энергетика, транспорт, туризм…
Не секрет, что многие российские территории, приграничные с Финляндией, по уровню своего развития резко контрастируют с соседней страной и переживают экономическую депрессию. Однако российское руководство не спешит вкладываться в их модернизацию — сегодня оно более озабочено присоединением новых земель…
Тем не менее, до сих пор существует трансграничный проект "Еврорегион Карелия", созданный еще в 2000 году. Увы, в России он по большому счету остался лишь на бумаге… Но европейской стороне вполне под силу перевести его в реальное измерение — открывать совместные предприятия, направлять в них инвестиции и способствовать созданию новых рабочих мест на этих территориях.
Если местные жители окажутся вовлечены в евроинтеграционные проекты и почувствуют их эффективность для развития своих районов, очевидно, что антиевропейская телепропаганда на них уже не будет иметь никакого влияния. И сам по себе этот процесс окажется мощной санкцией против тех, кто стремится изолировать Россию от Европы.
Комментарии