Владельцы небольших АЗС в Карелии пожаловались в УФАС на увеличение оптовых цен на бензин. Оптовые поставщики оправдываются ростом налогов.
Об этом сообщил «Вестям Карелии» руководитель управления Артур Пряхин.
По его словам, УФАС по Карелии ведет постоянный еженедельный мониторинг оптово-розничных цен на бензин по указанию ФАС России. Общую ситуацию на российском бензиновом рынке диктуют пять-шесть крупнейших игроков, заявил Пряхин.
«Мы понимаем, что рынок вертикально интегрирован. У нас крупные игроки основной тон задают на рынке. Конечно, в каждом субъекте могут быть определенные нюансы. У нас они тоже могут быть. Потому как у нас все-таки нефтеперерабатывающих заводов своих нет в регионе, например, и у нас привозное все топливо. И, соответственно, большинство наших даже розничных торговцев закупает у оптовиков, которые находятся в Санкт-Петербурге и Москве. В любом случае сигналы определенные поступают от участников рынка. И у нас сейчас несколько заявлений есть в работе - именно частных заправщиков. Они жалуются на определенные недобросовестные действия представителей оптового сектора. Но так как идет проверочная стадия, мы не можем никаких акцентов расставлять, но проверки сейчас ведутся по ряду заявлений», - сказал Пряхин.
По его словам, пока нет оснований говорить, что АЗС получают сверхприбыль за счет роста цен на бензин.
«Сама маржа этих вот торговцев - мы не можем сказать, что она сильно увеличилась. И оптовых и даже розничных, которые на заправках. Мы не можем сказать, что они сильно стали зарабатывать пока много. Но те увеличения цены, они пока, в принципе, объяснимы и акцизной политикой, фискальной государства, которое увеличивает налоги. Какое-то время сдерживались эти цены, хотя могли объективно, в принципе, и раньше подняться. Но они конкуренцией сдерживали эти цены. А сейчас эта ситуация несколько отпустилась. Тут еще и, конечно, фактор традиционный сезонный играет. Вы же понимаете, тут весна-осень - это традиционно посевная-уборочная. Бывает постановка нефтеперерабатывающих заводов на профилактические ремонты и, соответственно, рынок не такой насыщенный становится. И спрос рождает предложение», - пояснил глава УФАС.
По словам Артура Пряхина, действующим законодательством страны не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. То есть у государства нет возможности устанавливать фиксированные цены на этот вид товара. Цены на нефтепродукты формируются на основе рыночного механизма конкуренции. На них также влияет целый ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике страны и так далее.
Как поясняет глава УФАС по Карелии, государство имеет возможность также оказывать влияние на рынок нефтепродуктов путем, в том числе антимонопольного и налогового регулирования.
«Мы можем только с точки зрения антимонопольной - злоупотребляет кто-то доминирующим положением, находится ли в сговоре. Вот эти вот два наших инструмента. Пока говорить об этих нарушениях у нас оснований нет, но проверки мы проводи. У нас в достаточном напряжении постоянно находятся все вот эти товарищи, которые работают на этом рынке. Они постоянно от нас запросы получают. Но я, честно говоря, не думаю, что они сильно решатся похулиганить, потому что они тогда рискуют очень сильно быть оштрафованы, на очень крупные суммы», - добавил Пряхин.
Согласно данным Росстата, в последние месяцы в России наблюдается ускоренный рост цен на бензин, превышающий уровень инфляции.
Стоимость некоторых марок бензина в Петрозаводске всего за неделю выросла, в среднем, на 1 рубль за литр, сообщает Карелиястат.
По данным на 28 мая, цена АИ-92 составила 41,33 рубля. Неделей раньше бензин этой марки стоил, в среднем, 40,33 рубля.
Стоимость АИ-95 выросла с 42,86 рубля за литр до 43,58 рубля. Неделю назад АИ-98 в Петрозаводске стоил, в среднем, 47 рублей. К 28 мая цена выросла до 48,10 рубля.
Стоимость дизельного топлива увеличилась с 43,85 до 44,64 рубля.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ считает, что есть и субъективные факторы роста цен.
Об этом заявил начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин.
«Есть и субъективные факторы - факторы проявления доминирования на рынке, монополизма. Они связаны с определенным сокращением предложения товара на бирже и в мелкооптовом сегменте, то есть на нефтебазах. Всем этим мы сейчас и занимаемся в плане увеличения объема продаж на российском рынке», - заявил Махонин в эфире телеканала «Россия 1».
По его мнению, необходимо обеспечить приоритетные поставки нефтепродуктов на российский внутренний рынок, несмотря на стремление нефтяных компаний экспортировать нефть и нефтепродукты.
«Сейчас наши коллеги из территориальных органов занимаются антимонопольными расследованиями, несколько антимонопольных дел возбуждено. Мы в Москве также работаем с крупными нефтяными компаниями в части выдачи им необходимых предупреждений и рекомендаций. В случае, если они не будут исполнены, конечно же, надо принимать решения по возбуждению антимонопольных дел», - добавил Махонин.
ФАС уже выдала предупреждение «Роснефти» о необходимости исполнения обязательств по поставке нефтепродуктов на внутренний рынок России, говорится в сообщении ведомства.
Компания снизила объемы продаж нефтепродуктов, что могло послужить причиной роста цен на бензины марки АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо, указывает ФАС.
«В связи с этим НК «Роснефть» выдано предупреждение о прекращении в срок до 8 июня 2018 года действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства», — говорится в сообщении.
Компании надлежит обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок в объеме, предусмотренном обязательствами по четырехстороннему соглашению. Также «Роснефти» необходимо обеспечить достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке путем увеличения производства и снижения их экспорта, предусмотреть недискриминационную реализацию моторных топлив.
«Основная доля снижения объемов реализации нефтепродуктов приходится на НК «Роснефть». Кроме того, по ряду договоров, заключенных на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям», - отмечает ФАС.
Так же в ФАС поступают жалобы на действия компании, связанные с ограничением (снижением) объемов отгрузки нефтепродуктов мелким оптом, говорится в сообщении службы.
В «Роснефти» заявили, что рост цен на бензин на рынке РФ вызван вызван налоговым маневром и ростом фискальной нагрузки.
Об этом заявил официальный представитель компании Михаил Леонтьев.
«Нынешний дефицит имеет системные причины, о которых компания предупреждала еще два года назад. Налоговый маневр создал систему, которая стимулирует экспорт сырья при снижении производства нефтепродуктов. На это накладывается рост налоговой нагрузки: акцизы только за этот год выросли на 7%, а налоговая составляющая в цене составляет 70%», - сказал Леонтьев, чьи слова цитирует RNS.
По его словам, также имеет место влияние роста цен на нефть на мировом рынке, что делает экспорт еще более выгодным.
Он призвал Федеральную антимонопольную службу «не переводить стрелки» на компанию
«Мы этого не видим. Мы не видим основного разговора, о системных причинах... Мы очень позитивно работаем с ФАС, и сейчас было бы всё нормально, если бы это не выглядело как попытка перевести стрелки на компанию, которая является основным поставщиком на внутреннем рынке. Это называется валить с больной головы на здоровую», - подчеркнул Леонтьев.
Александр ГНЕТНЕВ, Алексей УККОНЕ
Комментарии