12:00, 07 Сентября 2017
Куда привела Карелию «не блажь Худилайнена»?

Новаторское «проектное управление», которое с помпой презентовали при Александре Худилайнине, уже через год оказалось никому не нужным. 

Новаторское «проектное управление», которое с помпой презентовали при Александре Худилайнине, уже через год оказалось никому не нужным. 

 

 

Год назад в Карелии обсуждалась модная тема «проектного управления», о внедрении которого заявил глава республики Александр Худилайнен.  Этой работой занималось федеральное Агентство стратегических инициатив, созданное по указу президента РФ. Возможные варианты применения новаторской модели обсуждались на многочисленных «стратегических сессиях» с участием представителей власти и бизнеса. 

Руководивший в то время представительством АСИ в Северо-Западном федеральном округе Игорь Девятко, объяснял карельским чиновникам, как им добиться более высоких результатов, не дожидаясь роста налоговых поступлений или субсидий из федерального бюджета.

«Проектное управление» не означает, что к вам придут с мешком денег. Цель заключается в том, чтобы с теми же ресурсами добиваться других результатов», - говорил Девятко.

Идея очень понравилась тогдашнему главе Карелии Александру Худилайнену. Получив выговор от президента РФ за срыв программы расселения аварийного жилья, он пытался доказать, что управленческую модель в республике ждет полная перезагрузка и поможет в этом «проектное управление».

«Это не блажь Худилайнена. Это жизненная необходимость, которая уже реализована в ряде субъектов Федерации. Проектное управление будет внедряться в республике!», -  говорил прежний губернатор.

При этом он обещал, что проектное управление не приведет к росту числа чиновников, а, напротив, поможет увеличить эффективность органов власти на фоне запланированного сокращения количества госслужащих.

АСИ предложило правительству новую модель управления регионом, суть которой сводится к тому, чтобы дополнить «вертикаль власти» и отраслевое деление экономики горизонтальными связями между министерствами и организациями при выполнении конкретных проектов.

Для этого предлагались создать специализированные рабочие группы – «проектные офисы» - включающие чиновников, представителей бизнеса и общественных организаций. Они должны были решать все вопросы «вертикального» и «горизонтального» взаимодействия различных структур и при этом действовать автономно, не нуждаясь в личном участии губернатора или членов правительства для налаживания межведомственного взаимодействия.

В ходе «стратегически сессий» было отобрано 7 направлений, по которым планировалось отрабатывать модели «проектного управления» в Карелии.

В списке фигурировали обеспечение доступа местных производителей на рынки, повышение эффективности взаимодействия с субъектами естественных монополий, обеспечение экономики квалифицированными кадрами, совершенствование системы господдержки малого и среднего предпринимательства, формирование эффективного земельного рынка, стимулирование развития сельских территорий и поддержка сельского предпринимательства, создание рыбохозяйственного кластера в Республике Карелия.

Но прошел всего год, в Карелии новый руководитель, и о проектном управлении публично уже никто не вспоминает.

В Агентстве стратегических инициатив говорят, что  эффективность внедрения новаций они не оценивают, их задача – лишь предложить методологию, основанную на лучших практиках.

«АСИ не оценивает, - пояснил «Вестям Карелии» нынешний руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Северо-Западном федеральном округе Арзум Арзуманян, - Есть инструменты оценки. Один из них - это Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности.  Мы дали методологию. А дальше уже «приземление» - это вопрос каждого региона. Кому-то так удобно, кому-то эдак. Нет такого, что жесткий формат и все действуйте по этой планке. Если два разных региона внедрили по-разному, это не значит, что кто-то прав, кто-то виноват. Это означает, что у одного одна практика, у другого – другая».

На вопрос, как можно оценить эффективность внедрения «проектного управления», Арзуманян снова сослался на Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности. Он составляется на основе конкретных целевых показателей. В Карелии они выполнены на 60%.

«Проще ли стало получать разрешение на строительство, легче ли стало подключиться к электроэнергии, легче ли стало открыть компанию, легче ли стало перерегистрировать право собственности? Первично – условия ведения бизнеса в регионе. Поэтому это вопрос к региональному бизнесу. Мы не можем оценивать. Мы приехали, что-то сказали и уехали. Но мы можем сказать: смотрите, вот эта методология у нас разработана на основе лучше практик. Дальше регион по-своему внедряет», - добавил руководитель представительства АСИ.

 «Проектный офис» созданный  в Карелии для  работы над улучшением позиций в Нацрейтинге – это единственное, что сейчас напоминает о «проектном управлении».

Почему в правительстве потеряли интерес к этой идее? Своим мнением в интервью «Вестям Карелии» поделился и.о. министра экономического развития и промышленности Карелии Евгений Жирнель. Он активно участвовал в разработке идеи проектных офисов, но тогда еще в качестве ученого, а не чиновника.

- Евгений Викторович, что стало с идеей «проектного управления»? Мы можем увидеть какие-то результаты ее внедрения в Карелии?

- Жизнь показала, что есть сферы, в которых это очень хорошо подходит, например инвестклимат, а есть сферы, в которых это неприменимо. Просто сами эксперты проектного управления открыто это признают. Некоторые регионы, которые очень увлеклись этой идеей, они насоздавали… Вот есть регионы, где создано до 30 проектных офисов. На каждую проблему создан проектный офис. Мы не пошли по такому сценарию. У нас нет такого количества проектных офисов. Есть проектный офис по улучшению инвестиционного климата, внедрению целевых моделей, он работает.

- Во время стратегических сессий был назван целый ряд направлений, где планировалось применять «проектное управление». Как с ними обстоит дело?

- В том виде, в котором эти проекты обсуждались, они сегодня не реализуются. Часть из них вошла содержательно в рамках целевых моделей (Национального рейтинга инвестиционной привлекательности – прим. ред.). Но Карелия не стала полигоном для масштабного внедрения проектного управления. Это сегодня можно сказать абсолютно точно.

Проектное управление, это вообще не панацея. Если мы говорим о Белгородской области, которая лидер Нацрейтинга, то они лидеры не только потому, что у них проектное управление. Они лидеры и по многим другим критериям.

В некоторых регионах все правительство проходит обучение проектному управлению. Результатом этого обучения является сертификат. Человек является сертифицированным менеджером в области проектного управления. Есть регионы, где главы приняли решение, что у них все члены правительства должны быть сертифицированными менеджерами по проектному управлению.

Если мы внедряем проектное управление, как инструмент, и делаем на него ставку, тогда мы должны все остальное менять под проектное управление, то есть мы должны фактически менять модель государственного управления.

- Но ведь год назад это так и позиционировалось. Почему же решили отказаться?

- Мне сложно комментировать. Это были не мои посылы, не я их предлагал. К проектному управлению сегодня относятся более скептически, чем пару лет назад. Если бы меня спросили, нужно ли внедрять проектное управление, я бы сказал да, но в конкретных проектах, где это сработает.

АСИ не заставляет нас что-то делать. Они предлагают формат. Он может сработать, может не сработать. В каждом регионе своя история в отношении конкретного кейса: здесь он работает, здесь вообще не работает. Смысл в том, что нужно двигаться вперед.

- То есть, не получилось с «проектным управлением», не страшно? Если не получилось, то попробуем что-нибудь другое?

- Конечно. Абсолютно точно.

«Что-нибудь другое» - это новый проект АСИ «Точка кипения», презентованный с еще большим размахом, чем «проектное управление».  Первым мероприятием, организованным в рамках этого проекта, стал бизнес-форум «Карелия: точки роста», который посетил президент РФ Владимир Путин.  

 «Точка кипения» в Петрозаводске – центр притяжения технологических и социальных предпринимателей, прогрессивных педагогов общего и профессионального образования, молодых ученых и студентов карельских вузов, молодых специалистов карельских предприятий, лидеров общественных движений, представителей муниципальных образований и сельских поселений где генерируются, внедряются и тиражируются лучшие практики в образовании, социальной сфере, государственном и муниципальном управлении, развитии территорий, технологическом предпринимательстве, кадровом обеспечении промышленности», - так объясняет АСИ суть своего нового проекта.

На практике это пока выглядит как обычный коворкинг-центр, созданный в одном из помещений Петрозаводского госуниверситета. Там время от времени проводят различные встречи, презентации, семинары и другие мероприятия.

Что из этого выйдет, посмотрим через год.

Алексей УККОНЕ

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 08 октября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.