Почему в Карелии с ее огромной территорией "не хватает земли", чтобы раздать всем желающим участки под строительство жилья?
Почему в Карелии с ее огромной территорией "не хватает земли", чтобы раздать всем желающим участки под строительство жилья?
После того, как парламент Карелии принял в первом чтении законопроект о выделении земельных участков населению, радость "всех желающих" продлилась недолго. Депутаты уже были готовы ко второму чтению внести поправки, необходимые для практического исполнения закона, но до них дело даже не дошло.
Парламентарии "сломались" на заседании комитета по экономической политике и налогам, где планировалось рассмотреть проект поправок. "Торпедирование" законопроекта началось с выступления представителя госкомитета по управлению государственным имуществом Карелии Сергея Максимова. Раздавать землю направо и налево – это не государственный подход, сказал чиновник.
"Цель (государственной политики – прим. ред.) не просто предоставить земельный участок гражданину, а цель – содействие улучшению жилищных условий, привлечение специалистов на село и так далее", - объяснил Максимов.
Этот аргумент инициаторов законопроекта не испугал. Они даже попытались перехватить инициативу.
"Мы предлагаем давать землю тем, кто живет в аварийном фонде. Мы все время говорим, что в Карелии умирает село, нужна поддержка молодых специалистов. Вот конкретная поддержка молодых специалистов, и это нам не будет стоить денег. Мы дадим людям землю и возможность привязаться к этой земле, работать на селе" - убеждал депутат Александр Федичев.
Но у правительства нашлись и другие резоны. По словам Максимова, "один из основополагающих принципов земельных отношений - принцип платности". Для органов местного самоуправления продажа и сдача в аренду земли – важный источник пополнения бюджета. Поэтому желающим предлагают получать участки на аукционах.
Такой поход, по мнению инициаторов законопроекта, не выдерживает критики. Получить на аукционе хороший участок, простому смертному не так просто. По словам Федичева, всем известна схема, когда чиновник отказывает заявителю (якобы все участки уже проданы), а потом объявляются торги для "своих людей".
"Я понимаю, что такой механизм очень удобно сохранить, когда все зависит от чиновника: принять или не принять решение", - сокрушался Федичев.
Но все его попытки отстоять законопроект оказались разбиты. Представитель госкомитета заявил, что если такой закон будет принят, то право на получение бесплатных участков для строительства жилья получит "половина населения Карелии". В республике, оказывается, нет такого количества земли, чтобы раздать ее всем желающим.
Коммунисту Александру Меркушеву это показалось удивительным. По его словам, десятки пустующих деревень только и ждут, что кто-нибудь приедет их восстанавливать.
"В Карелии 4 человека на квадратный километр! А мы говорим, что в Карелии нет земли!", - возмутился депутат.
Представитель исполнительной власти не затруднился с ответом. Да, земли в Карелии много, но нет участков, которые можно было бы раздать. Это мнение поддержала администрация Петрозаводска, сославшись на опыт выделения земельных участков многодетным семьям, которые имеют право на льготы по федеральному законодательству. Из 2 тысяч заявок власти смогли удовлетворить только половину. Еще около 600 потенциальных участков рассматриваются в администрации, но на этом резервы города будут исчерпаны, сообщил представитель мэрии.
"Свободная земля" не имеет соответствующей инфраструктуры. Зачастую на выделяемых участках нет ни электричества, ни дорог, не говоря уже о водопроводе и канализации. А вокруг на много километров может не быть ни магазинов, ни больниц, ни детских садов.
Это подтвердил приглашенный на заседание житель Петрозаводска, представившийся Сергеем Петровичем. По его словам, он отец шестерых детей, имеет право на льготы, но ему такой закон не нужен.
"Зачем принимать закон, если предыдущий закон о многодетных семьях не действует? – убеждал депутатов многодетный отец, - Дали землю в лесу, где ничего нет. Зачем такая земля? У нас жила бабка, у нее дом сгорел. Ну, дадут ей землю, что она будет делать с этой землей, на какие деньги?"
По мнению выступавшего, прежде чем принимать новый закон, власти должны выполнить хотя бы те обязательства, которые у них есть перед многодетными семьями. А с ними и так масса проблем. Суды завалены исками от возмущенных горожан. Если с новым законом возникнут такие же проблемы, то суммы судебных издержек муниципалитетов будут исчисляться миллионами.
Это вынуждены были признать все, кто на заседании оказался по разные стороны "баррикад". Причем, как выяснилось, часть депутатов, голосовавшая в первом чтении за принятие законопроекта, успела поменять свое мнение.
"Закон очень хороший и мы, как депутатский корпус, вроде бы должны его принять, чтобы думать о будущих выборах, сделать что-то хорошее для людей. Против него голосовать сложно…", - оправдывалась Анна Поздянкова.
"Конечно, мы можем принять закон, - подхватил депутат Николай Афанасьев, - Мы можем быть белыми и пушистыми перед населением. Но если он не будет исполняться, какая от него польза?"
Такой поворот изумил Александра Федичева. Ведь еще совсем недавно его коллеги большинством голосов приняли проект в первом чтении. А тут вдруг решили пойти на попятный.
"Если речь идет о том, что закон преждевременный, правительство, муниципалитеты к нему не готовы, то у нас есть возможность установить переходный период, полгода, год. Не надо прятаться за несуществующими страхами!", - не сдавался Федичев.
Идея "переходного периода" всем понравилась. Сошлись во мнении, что муниципалитетам надо заняться переводом земель лесного фонда под участки для строительства жилья, искать деньги для создания инфраструктуры. Но делать все это, по мнению большинства депутатов, следует до, а не после принятия закона.
Слабые попытки инициаторов законопроекта сослаться на регламент - мол, обратного хода нет - не помогли. С благословения юридической службы, комитет принял решение остановить работу над законопроектом. Если это решение поддержит весь депутатский корпус, то мечты тысяч жителей Карелии о своем домике в деревне, так и останутся мечтами, по крайней мере, в обозримом будущем.
Алексей Укконе
Комментарии