В каком состоянии находится инновационная деятельностью в Республике Карелия и каковы задачи построения региональной инновационной системы? Ответы на эти вопросы – в интервью главного специалиста отдела развития предпринимательства, инноваций и поддержки инвесторов Министерства экономического развития и промышленности республики Алексея Бархатова.
- Алексей Васильевич, для продолжения темы, давайте уточним, что такое «инновация»?
- Термин «инновация» до последнего времени в российском законодательстве не был определен, хотя под инновацией понималось новшество, имеющее вполне определенную рыночную цену и способное участвовать в создании добавленной стоимости. Главной отличительной особенностью инновации является ее потребность для бизнеса и возможность использования в экономике. Бизнес готов платить за предоставление конкретных наукоемких услуг, основными направлениями которых являются:
- создание и модернизация технологий, оборудования, бизнес-процессов, дающих значительные конкурентные преимущества;
- существенное снижение затрат производственных процессов, технологий;
- решение сложных научно-технических задач, которые невозможно решить бизнесу собственными силами; - внедрение технологий импортозамещения.
Следует различать инновационную деятельность, которую осуществляют предприятия при реконструкции и модернизации, используя импорт технологий нового оборудования (так называемые заимствованные инновации для предприятий иммитаторов). Данный процесс идет в республике и будет усиливаться по мере нарастания конкуренции.
Другой, наиболее важной стороной инновационной деятельности для Карелии, являются инновации, внедренные в экономику республики, с участием карельских научных сил и инженерно-технического состава самих предприятий. Данное направление становится ключевым в вопросе взаимосвязи науки и производства. В соединении с тематикой наукоемких услуг, ожидаемых бизнесом, это определяет основные направления инновационной деятельности, которые должны быть созданы в республике.
Согласно Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из направлений перехода российской экономики от сырьевого экспортно-ориентированного направления к инновационному типу развития является структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.
В 2014 году была принята Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия», одной из подпрограмм которой является «Развитие инновационной деятельности». Цель подпрограммы - создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности нашего региона.
Для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств необходимо решать следующие основные задачи:
- содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок;
- формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности, занимающихся инновациями, как освоением научных исследований, придавая прикладной характер или осваивающими её результаты в реальном секторе экономики;
- создание условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу.
- Что осложняет осуществление инновационной деятельности в республике?
- Прежде всего, отсутствие средств, что создает незавершенность разработок, которые по преимуществу доходят только до стадии создания макета. В мировой практике именно финансовая сфера, а не портфель инноваций, признается главным инструментом развития страны. Отсюда - вялотекущие инновационные процессы. Зачастую отмечается слабое маркетинговое обоснование проектов и отсутствие специализированного оборудования, а также есть проблемы обеспеченности площадями и линиями коммуникаций, трудности с сертификацией продукции, слабая обеспеченность специальной информацией и отсутствие связей с поставщиками, недостаток квалифицированного персонала и информации о новых технологиях, неразвитость инновационной инфраструктуры.
Последняя причина и становится, пожалуй, самой важной задачей органов государственной власти - создание инновационной системы. Мировой опыт показывает, что инфраструктуры создаются только с помощью государства. Сами по себе они не возникают, даже по желанию большого капитала. Поэтому Правительство Карелии должно проявлять особое внимание этому вопросу и проводить работу по организации на региональном уровне инновационной инфраструктуры. Сегодня количество организаций, позиционирующих себя в инновационной сфере, приближается к сотне. Еще 10 лет назад их было единицы.
Одним из основных резервов развития инноваций в республике можно назвать повышение взаимопонимания и взаимодействия научных кругов и бизнеса, сложность согласования паритетности их интересов.
- Петрозаводский государственный университет становится главным структурным элементом региональной инновационной системы в Карелии. Что можете сказать в продолжение этого тезиса?
- ПетрГУ является субъектом, обеспечивающим республику не только образовательными услугами, но и генерирующим новые знания, используя их для подготовки специалистов. В университете реализуется полный инновационный цикл, связанный с созданием инноваций: фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание образцов новой техники и технологий, коммерциализация и трансфер технологий.
Сегодня в университете осуществляется трансформация из научно-образовательного центра в учебно-научно-инновационный комплекс. Создается специализированная университетская инновационная инфраструктура. Положено начало процессу создания большого университетского технопарка, который объединит такие направления деятельности, как «прикладное программное обеспечение»; «образовательные технологии в сфере IT»; «информационные системы и системы мониторинга»; «системотехника, схемотехника и элементная база IT»; «телекоммуникации».
Но Карелии необходим не только такой ведомственный технопарк, а республиканский, общего назначения, где будут реализовываться идеи всех, кто способен их реализовывать, а таких у нас немало.
Учитывая специфику республики с точки зрения неразвитости многих технико-технологических научных направлений, имеющих потребность в экономике, приоритетным становится трансфер технологий в отрасли экономики из-за пределов республики.
Обращается пристальное внимание и на научный потенциал Карельского научного центра РАН, который, помимо успехов в фундаментальных исследованиях, должен продуцировать и инновационные прикладные научные разработки. В настоящее время удельный вес прикладных тематик, разрабатываемых Институтами КарНЦ РАН, по моему мнению, недостаточен. Следует отметить примеры инновационных исследований в областях нанотехнологий, которые осуществляются в институтах КарНЦ РАН.
Исследования на стыке наук по применению модифицированных шунгитоподобных структур в медико-биологических целях способны обеспечить в будущем развитие новой производственой отрасли. Ведутся работы по созданию композиционных фуллереноподобных наноматериалов на основе шунгита.
В научных учреждениях Карелии проводятся исследования в 16 областях критических технологий из 27, утвержденных Указом Президента Российской Федерации.
Большое место занимают научные исследования в лесной и деревообрабатывающей отраслях. В связи с повышением требований на экспортную продукцию возрастает спрос на новые технические и экологические разработки в данных направлениях. Достаточно весомая доля научных исследований приходится на агропромышленный комплекс.
Другими направлениями поддержки инновационной деятельности являются:
- стимулирование региональных компаний к использованию новых технологий и выпуску инновационной продукции;
- стимулирование создания малых предприятий высокотехнологичной сферы;
- привлечение инвестиций преимущественно в высокотехнологичную сферу.
Все приоритетные направления рассматриваются во взаимосвязи и направлены на развитие инновационной деятельности.
- Процесс перехода экономики на инновационный путь развития достаточно долгий. Как его ускорить?
- Доля конкурентоспособной продукции России в мировой торговле составляет около 1 %. Карелия в промышленном производстве также в основном основывается на своем ресурсном потенциале - лесе, полезных ископаемых, биоресурсах. Доля технической и инновационной продукции остается низкой. Развитие конкурентоспособных производств напрямую связано с финансовыми затратами как на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, так и на привлечение частного капитала в развитие высокотехнологичных производств.
Предприятиям предстоит определиться с возможными направлениями инновационных исследований (для замены технологий, материалов, техники, выработки новых регламентов и т.п.), которые в конечном итоге скажутся на повышении эффективности их производственной деятельности. Главным источником креативности работников предприятий должно стать возрождение рационализаторства и заинтересованности людей в реализации новых решений, идей. Сегодня недооценивается тот факт, что в первую очередь новые идеи появляются на конкретных рабочих местах. Это непосредственно влияет на уровень производительности труда.
В этой связи в Карелии появилась идея техноватизации – это совокупность мероприятий по выявлению технических (технологических) задач и их разрешению. По замыслу автора это производственно-техническое движение, имеющее своей конечной целью повышение конкурентоспособности продукции и производящих ее предприятий.
Одним из условий создания инновационных предприятий – поиск в научной (или околонаучной) среде специалистов, обладающих предпринимательскими или менеджерскими качествами. Именно такие люди должны стать центрами создания предприятий, которые своей деятельностью будут давать работу своим коллегам по научному цеху. Без таких людей проблему создания инновационных предприятий не решить.
Предприятиям рекомендуется установить связи с различными рыночными структурами, занимающимися профессиональным поиском новых прогрессивных технологий, такими, как центры трансфера технологий, отраслевыми технологическими институтами, институтами научно-технической информации. Полагаем, что сегодня бизнес уже готов формировать рыночный спрос на исследования. Примеры обращений предприятий к науке имеются, и этот процесс сближения становится все более активным.
Полагаем, что науке больше внимания следует уделять (совместно с бизнесом) исследованию возможностей использования природных ресурсов в экономике, технологиям их обогащения, переработки и т.п. Особое направление здесь – переработка отходов промышленного производства.
Все эти вопросы и есть, по сути, то рыночное «предложение» со стороны потенциальных инновационных сил, которые должны улавливать сигналы от тех, кто формирует рыночный спрос на исследования.
Республике необходимы исследования, нацеленные на поиск новых видов развития производств, исходя из имеющихся ресурсно-сырьевого и интеллектуального потенциалов, и связанных с перечнем критических технологий Российской Федерации.
Это позволит не только скоординировать федеральные и региональные задачи, но и осуществлять софинансирование научных проектов из федерального бюджета.
Стоит напомнить, что задача государства - не в подмене взаимодействия двух главных субъектов инновационного процесса «производство новшества - продажа», а в выстраивании механизмов поддержки и активизации их взаимодействия. Главным достижением сегодня представляется то, что в Карелии продолжается открытый диалог между властью, научной средой и бизнесом. Думается, что он даст результат. Кроме того, залогом успеха активизации инновационной деятельности является государственная поддержка этого процесса.
Интервью подготовил Наиль ШАБИЕВ
Комментарии