«Вестям Карелии» стали известны новые подробности уголовного дела Игоря Чичина – владельца петербургской фирмы «Ремстройкомплект», отвечавшей за ремонт и содержание дорог в Карелии. А также детали допроса по этому делу бывшего главы республики Александра Худилайнена.
Двое сидят, третьего судят
«Вести Карелии» неоднократно рассказывали о том, как фирмы из Санкт-Петербурга при губернаторе Александре Худилайнене уводили сотни миллионов рублей Дорожного фонда Карелии и разоряли дорожные предприятия республики. По словам замруководителя карельского Следкома Владимира Игнатенкова, в состав организованной преступной группы входили три человека. По версии следствия, это владелец петербургской фирмы «Ремстройкомлект», отвечавшей за ремонт и содержание дорог в Карелии, Игорь Чичин, а также теперь уже бывшие руководители Управления автомобильных дорог республики Алексей Никитин и его заместитель Игорь Новокшонов. Они тоже приехали в Карелию из города на Неве.
Согласно материалам дела, в 2015-2017 годах Никтин и Новокшонов систематически получали взятки от руководителей и работников коммерческих предприятий за предоставление им необоснованных выгод и преференций при заключении, выполнении и оплате госконтрактов за работы по ремонту и строительству объектов дорожной инфраструктуры республики. Кроме того, по версии следствия, Чичин давал взятки Никитину и Новокшонову за общее покровительство и обеспечение победы РСК в конкурсных процедурах и последующее заключение компанией государственных контрактов на выполнение работ по содержанию сети автодорог Карелии.
Вместо «борзых щенков» – импортный унитаз
В составе ОПГ Никитин и Новокшонов получили взяток почти на 12,5 миллиона рублей, в том числе более 500 тысяч – с помощью оплаты им некоторых услуг и товаров. В частности, по просьбе Новокшонова в квартиру в Санкт-Петербурге, которую он тогда ремонтировал, один из взяткодателей-дорожников оплатил ему покупку различных стройматериалов: ламината, плитки, плинтуса, плиты, духовки, кухонного гарнитура, полотенцесушителя и даже… импортного унитаза. Новокшонов также попросил оплатить ему путевку в Сочи.
Кроме того, Никитин и Новокшонов, по версии следствия, получили от Чичина взятки на сумму около 6 миллионов. При этом, общая, заранее оговоренная сумма взяток, которую, по данным следствия, собиралась, но лишь частично успела получить эта троица, составляет без малого 28 миллионов рублей.
- Как я уже говорил на пресс-конференции в декабре 2018 года, такого размаха взяточничества в Карелии за последние годы не было, - сказал Владимир Игнатенков. – И если учесть, что обвиняемый в получении крупных взяток организатор ОПГ Чичин (его уголовное дело сейчас рассматривает Петрозаводский городской суд – прим. ред.) – не чиновник, могу сказать, что это коррупционное дело – первое такое в республике и довольно редкое в масштабах всей России.
Игорь Новокшонов и Алексей Никитин
Напомним, что Никитин и Новокшонов, признавшие свою вину и заключившие досудебное соглашение со следствием, уже осуждены. Первый из них приговорен к восьми годам колонии строгого режима и 25 миллионам рублей штрафа. Второй – к четырем годам строгого режима и 22 миллионам рублей штрафа.
Что касается обвиняемого в семи коррупционных преступлениях Чичина, то он во взятках не признается, и заявляет, что ни в чем не виноват. На оправдательный приговор Чичину надеется известный в республике адвокат Михаил Шогин. Он считает, что «по причине плохого состояния здоровья Чичина не следует содержать под стражей». Тем не менее, постановлением суда арест Чичина продлен до 12 сентября. И если вспомнить, что он был задержан сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Карелии у собственного дома в городе Тосно Ленинградской области 25 апреля 2018 года, а спустя три дня был арестован, получается, что под стражей Чичин пробудет как минимум год и почти 5 месяцев.
Что рассказал Худилайнен
Каким же образом Чичин, Никитин и Новокшонов оказались в Карелии? Приведем имеющиеся в распоряжении нашей редакции ответы на эти вопросы экс-губернатора Александра Худилайнена. При допросе 21 июня 2018 года их задал Худилайнену следователь по особо важным делам карельского управления Следственного комитета Александр Брюханов. Этот документ имеется в нашем распоряжении, хотя карельский Следком редакции его не предоставлял. Публикуем протокол допроса Александра Худилайнена с минимальными сокращениями.
- Александр Петрович, при каких обстоятельствах Никитин был назначен на должность начальника Управления автомобильных дорог Карелии?
- Когда я был главой (республики – прим. ред.), при мне сменились несколько начальников Управления. Некоторые не справлялись со своими обязанностями, некоторые увольнялись по собственному желанию. В связи с чем я был заинтересован в том, чтобы найти грамотного и высококвалифицированного специалиста, который был готов занять эту должность. В Карелии такого человека не нашел.
Далее, кто-то из моих знакомых, возможно, работавших в Ленинградской области, мне посоветовал Никитина и о нем отзывались как о грамотном специалисте.
Кто именно порекомендовал Никитина, я сейчас не помню, так как прошло достаточно много времени. После того, как Никитина мне порекомендовали, я общался с ним по вопросам назначения, но, когда я общался и где, я уже не помню.
- Александр Петрович, знакомы ли вы с Чичиным Игорем Степановичем, если да, то где и при каких обстоятельствах вы познакомились?
- Да, знаком. С Чичиным я познакомился в конце 90-х годов по работе в Ленинградской области. На тот момент я занимал должность заместителя главы Гатчинского района по вопросам экономики. Было принято решение о создании общественных советов при администрации, в которые входили общественные деятели и предприниматели, в том числе и Чичин, который на тот момент возглавлял местный спиртзавод. Точно название этого юридического лица я не помню. Так мы и познакомились. В дальнейшем поддерживал периодически отношения с Чичиным, вместе ездили на охоту и рыбалку.
Допрос Худилайнена был недолгим и продлился с 14.05 часа до 14.30.
Следствие выяснило, кто познакомил Худилайнена с Никтиным. Это был Чичин. По полученной следствием информации, их встреча состоялась в первой половине 2015 года у дома № 3 по Пулковскому шоссе в Санкт-Петербурге. Глава Карелии одобрил кандидатуру Никитина, о чем лично сообщил ему по телефону 15 мая того же года.
По версии следствия, Чичин не хотел сам становиться начальником Управления автодорог Карелии. Прежде всего, он опасался сам брать от дорожных коммерсантов взятки и договариваться с ними о порядке и условиях их получения. Поэтому предложил войти в состав ОПГ своему знакомому Алексею Никитину, который в начале 2015 года, был заместителем начальника Управления автомобильных дорог Ленинградской области.
Как следует из озвученного в суде обвинительного заключения, Чичин был обязан обеспечить назначение Никтина начальником Управтодора Карелии. А Никитин на этом посту должен был систематически получать взятки от работавших в нашей республики дорожных коммерсантов.
В свою очередь, Никитин, понимая, что единолично он не сможет создать в Управтодоре РК необходимые для получения взяток условия, предложил Чичину ввести в состав ОПГ своего подчиненного по работе в Управлении автодорог Ленобласти Новокшонова.
Соображали на троих в Испании
В ходе следствия выяснилось, что начальник Управтодора Никитин и его заместитель Новокшонов должны были предпринимать действия по увольнению с занимаемых должностей сотрудников учреждения, деятельность которых не устраивала Чичина. А вместо них назначать предлагаемых Чичиным и его доверенными лицами кандидатов, действующих в интересах ООО "Ремстройкомплект".
Кроме того, Никитин и Новокшонов должны были лично и через привлекаемых ими посредников, получать взятки, учитывать и хранить эти деньги у себя, а в дальнейшем часть средств передавать Чичину, что они и делали. При этом Чичину должно было доставаться две трети от общей суммы взяток, а остававшаяся часть предназначалась Никитину с Новокшоновым.
Игорь Чичин
По данным следствия, Чичин должен был обеспечивать конспирацию общей преступной деятельности: приобретать анонимные сим-карты и мобильные телефоны, использовать анонимные адреса электронной почты, арендовать Никитину и Новокшонову квартиры в Петрозаводске.
Для обсуждения вопросов своей деятельности все трое встречались в различных местах: в офисе РСК на улице Звездной в Санкт-Петербурге, в Управлении автодорог Карелии на улице Шотмана. А также проводили совместный досуг, в том числе в принадлежащем супруге Чичина жилом доме в Испании. Там они вместе отмечали праздники и торжества.
Последний раз, по данным следствия, Чичин выезжал за пределы России 18 марта 2018 года, откуда вернулся спустя 11 дней. С 1 января 2016 года по 26 апреля 2018 года он выезжал за границу 18 раз. Сам же Чичин объяснял частые зарубежные поездки визитами к врачам.
Что скажет Европейский суд по правам человека?
Тем временем Чичин пожаловался в Европейский суд по правам человека. Об этом нашему изданию сообщил его адвокат Михаил Шогин. По словам защитника, жалоба поступила в ЕСПЧ 21 мая.
«Я нахожусь в следственном изоляторе только на основании показаний двух лиц, заключивших досудебное соглашение о сотрудничестве – А.А. Никитина и И.А Новокшонова, Указанные лица… оговорили меня с целью смягчить ответственность. Сроки они в такой ситуации получили незначительные: Новокшонов – лишение свободы сроком на четыре года, Никитин – на восемь лет, что с учетом совокупности их преступлений и санкции каждого отдельного случая, явно несоразмерно тяжести предъявленного им обвинения», - говорится в жалобе Чичина в ЕСПЧ.
Он считает, что доказательств его вины нет.
«Объективными доказательствами не подтверждается передача каких-бы то ни было денежных средств мне от других участников организованной преступной группы. Не указано, в какой сумме денежные средства были получены непосредственно мной от Никитина и Новокшонова… В данном случае нет события преступления. Обвинение… носит заведомо незаконный характер, что свидетельствует о необходимости прекращения уголовного преследования в отношении меня и немедленного освобождения из-под стражи», - сказано в письме.
Пожаловался Чичин и на журналистов.
«В электронных средствах массовой информации публикуется масса статей с целью очернить меня в глазах общественности, - говорится в жалобе Чичина в ЕСПЧ. - Тем не менее, такие статьи только подчеркивают абсурдность обвинения и незаконность содержания под стражей».
По словам Михаила Шогина, многие из этих статей наряду с судебными, медицинскими и другими документами по уголовному делу Игоря Чичина, также отправлены в Страсбург. В их числе – публикация «Вестей Карелии» «Дорожные войны» (за нее автор публикации стала лауреатом конкурса ОНФ, намеренного на основе статьи разобраться с дорожными коррупционными схемами в других регионах).
У Худилайнена все хорошо
Что касается экс-главы Карелии Александра Худилайнена, без протекции и покровительства которого Чичину, скорее всего, не удалось бы долгое время так «хозяйничать» на разбитых карельских дорогах, то он благополучно проживает в Санкт-Петербурге. Поговаривают, что бывший губернатор очень доволен высокой зарплатой в должности председателя совета директоров АО «Усть-Луга Ойл» (по нашим данным, она составляет 1,5 миллиона рублей в месяц).
Правда, некоторые знакомые Александра Петровича говорят, что он очень хотел бы снова вернуться на высокую государственную должность.
Светлана ЛЫСЕНКО
Комментарии