В правительстве Карелии заявили, что не собираются экономить на образовании и предложили не спекулировать на острой теме оптимизации сельских школ.
На заседании правительства Карелии заместитель премьер-министра республики по социальным вопросам Лариса Подсадник заявила, что Минобраз региона совместно с органами местного самоуправления ведет постоянную работу по поиску «наиболее эффективных вариантов организации образовательного процесса в целях развития школ и достижения современного качества образования».
В декабре прошлого года министерство образования отправило письмо в органы местного самоуправления, в котором предлагается «провести анализ размещения сети образовательных организаций и представить предложения в план мероприятий по ее развитию». Далее предполагалось обсудить позиции по каждому учреждению с привлечением заинтересованных сторон, сообщила Подсадник.
Более половины школ в сельской местности
«Проводимая работа направлена на развитие существующей сети образовательных организаций в изменяющихся реалиях. Сегодня в Карелии 207 школ. Из них 111, то есть это более половины, расположены в сельской местности. Из них 44- это малокомплектные школы, то есть это каждая пятая школа Карелии. За шесть последних лет количество школьников Карелии увеличилось более чем на пять тысяч… При этом численность обучающихся в школах, расположенных в сельской местности, снизилось более чем на тысячу- 1129 учеников. Мы очень любим наши сельские школы. Знаем, как много делают педагоги, родители для создания домашней уютной доброй атмосферы в них. Немалые бюджетные средства вкладываются сегодня в сельские школы. К примеру, программа ремонта спортивных залов сельских школ. Но анализ демографической ситуации, результаты деятельности школ свидетельствуют о необходимости принятия ряда управленческих решений. Среднее количество детей в классе в городской школе- 25. В сельской- 10. У нас есть школы, где обучается один ученик и пять дошкольников. Но при этом в штатном расписании этой школы 11 единиц: один руководитель, три педагога, семь учебно-вспомогательных и иных работников. Это Кедрозерская школа Кондопожского района..», - сказала Подсадник.
Она также привела другие примеры малокомплектных школ. Так, в 2018 году шесть районных учебных заведений выпустили по одному 11-класснику.
«Это могло бы положительно сказываться на качестве образования. Но, к сожалению, так происходит не всегда. Один из инструментов оценки качества образования сегодня - это всероссийские проверочные работы. Они помогают выявлять проблему в школьном образовании и работать над их устранением, если проводить и проверять их объективно. Но в 2018 году 12 общеобразовательных организаций республики вошли в федеральную выборку школ с признаками завышения результатов по отдельным предметам. 83% из них составили сельские школы. В списке школ, показывающих стабильно низкие результаты в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов, есть и городские, и сельские школы. Радует, что дифференциация результатов единого государственного экзамена в целом снижается, но на профильном уровне, на математике, выпускники сельских школ в целом еще уступают городским. Доля высокобальных результатов в сельских школах достаточно низкая. При сдаче ЕГЭ по выбору выпускники сельских школ выбирают меньшее количество предметов», - отметила Лариса Подсадник.
Школам не хватает учителей
«На первое сентября этого учебного года руководителями школ заявлено 137 вакансий педагогов, из них 78 в сельских школах. Это учителя английского языка, математики, русского языка, литературы, истории, обществознания, начальной школы, физической культуры, информатики, биологии, химии, географии, технологии, карельского и финского языков»,- сказала Подсадник и пояснила, что в школах выявляются нарушения по кадровому обеспечению.
«Чтобы обеспечить реализацию государственных программ зачастую в сельских школах педагог преподает несколько учебных предметов, что, безусловно, сказывается на качестве обучающихся»,- сказала она.
По словам Подсадник, для сельских школ организована модель подвоза учеников в другие учреждения на автобусах. Согласно нормам, время в пути не должно превышать 30 минут.
«В этом году открыт 141 школьный маршрут. Подвозят 2930 обучающихся. В 2018 году министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК организованы работы по ремонту и текущему содержанию участков региональных автомобильных дорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов… Правительством Карелии ведется постоянная работа по обновлению парка школьных автобусов. В декабре 2018 года к нам поступили 25 автобусов, соответствующие нормативным требованиям. В ближайшее время после оформления документов они поступят в школы. Направлены заявки на выделение дополнительных средств из резервного фонда правительства РФ на приобретение еще 31 автобуса, требующих замены», - пояснила она.
Новые школы и жизнь в интернатах
Заместитель премьер-министра правительства Карелии по социальным вопросам заявила о том, что в регионе будет продолжено строительство школ.
«Впервые за последние десятилетия уже определены источники финансирования и ведутся подготовительные работы по строительству новых школ в Кеми, в Петрозаводске, в поселке Деревянка Прионежского района. Правительством ведется активная работа по поиску источников финансирования для строительства школ в Сортавала и Медвежьегорске, в поселке Салми Питкярантского района. Старые школы модернизируются благодаря выделенным из бюджета республики средствам, частно-государственному партнерству», - сообщила заместитель премьер-министра.
Подсадник назвала логичным вариант, при котором дети из ближайших населенных пунктов обучаются в отремонтированной школе, в которую их привозят, а младшие классы учатся по месту проживания.
«Если подвоз организовать невозможно из-за плохой транспортной доступности, школа, естественно, сохраняется. Возможно, она становится филиалом образовательного комплекса, в ней активно развиваются дистанционные технологии. На это направлен федеральный проект «Цифровая школа» национального проекта «Образование», к реализации которого мы приступим уже в 2019 году», - пояснила она.
Подсадник также отметила, что в Карелии созданы условия для проживания детей в 13 пришкольных интернатах. В Петрозаводском президентском кадетском училище обучается и проживает 252 кадета из Карелии, в том числе из сельских поселений. В Карельском кадетском корпусе им. А. Невского с 1 сентября этого года планируется открыть дополнительно 5 класс и набор на свободные места в 10 классы с проживанием на базе учреждения. По словам Подсадник, также прорабатывается аналогичный вопрос по Специализированной школе искусств.
«Оставить все без изменений, не развивать сеть образовательных учреждений нельзя», - заключила она и пояснила, что правительство будет оказывать поддержку районам для развития сети и повышение качества образования: приобретение оборудования, пособий, повышение квалификации педагогов.
В правительстве заявляют, что займутся трудоустройством высвобождающихся кадров, их переобучением.
«Болтовня, сплетни и слухи»
В завершении выступления Лариса Подсадник предложила прекратить «спекулировать на этой столь важной и очень непростой теме», говоря об оптимизации школ.
«Я совсем недавно прочитала интересное высказывание одного великого политика, который сказал: «Если искать способ пополнить бюджет государства, то начать следует с налога на болтовню, сплетни и слухи. Сборы будут колоссальными». Предлагаю все-таки сборы налогов вести из других источников», - сказала Лариса Подсадник.
Присутствовавшие в зале правительства представители районов заявили, что «ни о какой спекуляции разговор не идет», а о сложной ситуации на местах подготовлены соответствующие документы. «Можно ли проводить оптимизацию или организовать развитие социальной сферы без ущемления и даже нарушения прав граждан, без слез детей и их родителей?», - задал вопрос выступающий.
«Пока, к счастью, слез ни родителей, ни детей нет. И их не будет. В этом я вас уверяю. И я еще раз сказала - здесь мы будем отрабатывать вместе с муниципальными районами, с депутатами, с общественными организациями..», - ответила Лариса Подсадник.
Депутат Заксобрания Галина Гореликова в своем выступлении поблагодарила представителя карельского правительства за исчерпывающую информацию, однако подчеркнула, что эти данные были поздно доведены до парламентариев.
«Радует то, что мы сегодня на этом совещании глубоко поняли цели и задачи, которые перед собой ставит правительство. Сожалеем только о том, что только сегодня мы об этом узнали. Было бы немного раньше - вероятно, было бы нам проще отреагировать на такое социальное, собственно говоря, недовольство где-то», - сказала она и добавила, что в ближайшее время тема оптимизации будет обсуждаться на парламентском часе в Заксобрании.
«Большое пожелание и просьба, чтобы при обсуждении таких жизненно важных вещей, проектов, планов обязательно при обсуждении профильных министерств и органов местного самоуправления депутаты Законодательного собрания присутствовали», - добавила парламентарий Ирина Кузичева.
Необходимость в образовательных центрах
Артур Парфенчиков в ходе своего выступления заявил, что оптимизация не приводит к прямой экономии средств, поскольку новые отстроенные заведения требуют больших финансовых вливаний на обслуживание. «Это очень глубокое заблуждение, что мы сегодня экономим на образовании. Как раз наш бюджет ориентируем на то, что современное образование – это дорогое образование», - сказал он
«У нас почему-то складывается впечатление, что когда мы проводим такие мероприятия, то мы экономим деньги. На самом деле обеспечение современной школы в Ледмозеро гораздо дороже, чем содержание двух прежних школ полуразвалившихся- в Ледмозеро и в Тикше. Вот это нужно понять, потому что сравните эти два помещения, затраты на них и то, что мы построили по новым нормативам в Ледмозеро. Сравните спортивный зал. Это же все отапливать надо, надо все освещать..», - пояснил Глава Карелии
«Я согласен с предложением формирования неких современных образовательных центров в Салми, которые бы охватывали близлежащие поселки, входящие в единое сельское поселение. Мне очень импонирует проект, например, строительства фактически крупной современной аналогичной городской школы в Ляскеля, которая бы решала вопрос продвижения современного образования в эту часть Приладожья. Но насколько мы, конечно сегодня к этому готовы… Наверно, не сегодня, не завтра, не через два года, но сама концепция строительства современной школы в Ляскеля на 600 учеников со всеми вытекающими последствиями, формированием качественного подвоза детей из близлежащих поселков - кончено, это современное образование, когда ребенок до школы довозится за 20-25 минут на школьном автобусе. Дети в Петрозаводске зачастую в школу добираются дольше»,- сказал Парфенчиков. Он также сделал акцент на необходимости приобретения квартир не только врачам, но и педагогам.
Универсальный учитель и новые правила
Кроме того, в правительстве Карелии задумались над разработкой новых правил для сельских школ. По оценке Артура Парфенчикова, малокомплектные учебные заведения в районах не должны подчиняться тем же нормативам, что и крупные городские школы. Упрощение правил для сельских учебных заведений позволило бы чиновникам от образования объединять разновозрастных детей в один класс и ввести на селе профессию педагога-универсала.
Как заявил на заседании правительства Артур Парфенчиков, Минобраз должен проводить «более гибкую политику по вопросу формирования малокомплектной школы».
«Малокомплектные школы, я так понял из аналитики, это все-таки особые учреждения. Мы сейчас говорили про некие стандарты, ЕГЭ и так далее. Все равно мы должны как-то к ней подходить с неким особым критерием. Если посмотреть многие зарубежные страны, это северные в основном страны тоже, это, как правило, школы одного класса… Занимается учитель сельский, по сути дела. Мы сегодня с вами даже не можем первый, второй, третий, четвертый классы объединить в одно занятие, несмотря на то, что у нас там четыре ребенка. Один первоклассник, два второклассника и один там четвероклассник. И мы уже все равно учителя должны заставлять этот класс разъединять», - сказал Парфенчиков.
По мнению главы региона, изменение правил позволило бы, в частности, упростить задачу питания районных школьников из малокомплектных заведений: ученики смогли бы, к примеру, уходить домой на обед.
Но главное нововведение в случае изменения нормативов, между тем, коснется работы педагогов, пожелавших трудиться в глубинке. Учителям придется преподавать предметы, выходя далеко за рамки своей квалификации по диплому. Власти республики задумались о введении профессии педагога-универсала.
«Мы должны понимать, что преподаватель сельской школы - это некий такой вот человек, который, наверно, должен знать все. Другое дело, как в практике некоторых государств, ему помогают либо электронное образование, либо учителя-репетиторы. По физике приехал учитель раз в четверть и провел занятие по физике.. Но весь вопрос заключается в том, что давайте формировать некую особую категорию сельских учителей, которые способны вести и географию, и математику… И может быть, даже за это они должны получать определенные бонусы, доплату. И зарплата должна быть выше сельского учителя. Тогда в этом нет ничего нереального», - сказал губернатор.
«Ну что сделаешь? Действительно, два-три ученика в отдаленной школе. Мы же не можем на трех учеников содержать десять учителей. Это просто физически нереально», - заключил Парфенчиков.
Александр ГНЕТНЕВ
Комментарии