Герой олонецких «дедморозовских» игр встретил восточный Новый год вдали от родины.
Герой олонецких «дедморозовских» игр встретил восточный Новый год вдали от родины.
Валенки, праздничный тулуп, подоткнутый поясом; шапка и светлые волосы с двумя тонкими косичками. В то время как даже в Карелии этого сказочного персонажа – карельского морозца Паккайне, символа зимних олонецких игр Дедов Морозов и просто национального образа региона – знают далеко не все, его обаяние, задор и бьющая ключом энергия уже успели распространиться за пределы маленькой республики, лежащей на окраине нашей большой страны. На прошлой неделе Паккайне (в миру Валерий Куцабов) съездил в гости к своему «коллеге» – Белому Старцу Сагаан Убугун в столицу Бурятии город Улан-Удэ. Он поделился впечатлениями с «МК» в Карелии» и рассказал, чем Карелия отличается от Бурятии.
Национальный герой с окраины
– Мы убедились, какая у нас огромная страна. Тяжелый перелет в 5 с половиной часов было непросто перенести… А это мы еще половину России пролетели! Даже вспоминать жутко.
Повод, по которому карельский Паккайне, костромская Снегурочка и Дед Мороз из Великого Устюга летели через полстраны, прост: отметить так называемый Белый месяц, или Сагаалган, второй Новый год по лунному календарю в Бурятии.
Улан-Удэ собирает волшебных гостей уже традиционно: праздник проходит четвертый раз. Цель подобных «саммитов» Дедов Морозов – пропагандировать туризм в республике и рассказать о возможностях создаваемой здесь особой федеральной турзоны «Байкальская гавань». Кажется, что Республика Бурятия просто резиновая: она может принимать до двух миллионов туристов ежегодно. Большинство россиян и иностранцев предпочитают посмотреть на знаменитый Байкал летом, когда и солнечно, и тепло. Вот для привлечения туристов зимой правительство Бурятии и придумало народные гулянья с приглашением волшебных гостей, представляющих национальный колорит той или иной административной единицы.
Наш карельский Паккайне был приглашен в Улан-Удэ в первый раз.
– Я чувствовал себя чуть ли не национальным героем с окраины страны. Везде, в частности, в Карелии, я обозначался как «карельский морозец Паккайне из Олонца». А в Бурятии меня везде представляли как «олонецкого морозца из Карелии». Приятно, что людям интересны национальные персонажи, – говорит Куцабов.
Удивительный младенец
Вообще образ Паккайне был придуман как символ первых зимних олонецких игр Дедов Морозов в 2000 году. «Нам нужна была подоплека, пытались закрутить бренд на ком-то», – рассказывают организаторы. Сначала он так и был просто символом, а затем, в 2005-м, его «очеловечели». То есть подобрали для образа человеческое лицо, задорный смех и неуемную энергию Куцабова. Те же организаторы и придумали Паккайне легенду появления на свет.
А она следующая: в начале зимы возвращался с ярмарки в Олонец торговый обоз. Мороз крепчал, а тут жена одного из купцов некстати начала рожать. Стужа, кажется, только закалила ребенка: он родился здоровым и крепким и заплакал только тогда, когда его внесли в теплую избу. В честь символичного рождения ребенка назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает «Морозец».
Паккайне рос и развивался в разы быстрее, чем его сверстники. За неделю он достиг размеров трехлетнего бутуза, а уже через месяц превратился в завидного, веселого жениха. Отец ссудил его деньгами, и Паккайне начал бойко торговать. Он скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские сладости и разные диковинки. Когда ему наскучивало дома, он отправлялся путешествовать.
Паккайне был франтоват, и в каком бы месте он ни оказался, первым делом прихорашивался у зеркала. После его ухода отражение выбиралось из зеркала и продолжало жить в этом городе. А к зиме все эти отражения превращались в Дедов Морозов и отправлялись на родину, в Олонец, где они устраивали состязания и пытались доказать, кто же из них настоящий Паккайне.
Сам Морозец тоже участвовал в играх. Однако 1 декабря, в день своего рождения, он неожиданно снова превращался в младенца, который развивался в разы быстрее, чем его сверстники…
* * *
Чем отличаются карелы от бурятов? Как почувствовать себя космонавтом? Что готовят в программе «Смак» по-бурятски? Валерий Куцабов делится своими впечатлениями о такой далекой республике.
Прибытие
– Когда мы прилетели, по Москве было 3 часа ночи, а в Бурятии – 8 утра. Я был приятно удивлен тем, как нас встречали. Представляете, заходим в здание аэропорта, а там – здоровый баннер с эмблемой праздника и нашими (моей, Деда Мороза и Снегурочки) фотографиями! Тут же – дети в национальных костюмах, которые дарят нам подарки, коврики из оленей, и танцуют. Вся организация была на высшем уровне. Такой многим регионам даже и не снилось.
Социальная направленность праздника
– Мы традиционно посетили один из бурятских детских домов. Воспитанники детского дома готовили для нас номера и подарки, ловили каждый наш взгляд и каждое движение. «Ну что, поиграем?» – спрашиваем. Все, толпа сразу рванула. Были, конечно, такие трогательные моменты, что чуть ли не слезы наворачивались. Садятся на коленки маленькие девчушки, обнимают и говорят: «Давайте еще раз поиграем!». И держат за рукав, боятся, что мы уйдем.
Хороший дуэт
Мы с главным Дедом Морозом страны из Великого Устюга – хороший дуэт. Он весь такой официальный, а я, купец, могу балагурить, шутить, смеяться и вести себя просто. Нас угощали блюдом традиционной кухни – так называемой бузой (нечто похожее на манты, мясо и зелень в тесте, сваренное на пару), в самых лучших традициях приготовления: оронгойской и шэнэхэнской. У Дедушки борода, он есть не может. «Можно я за вас, Дедушка?» – спрашиваю. А он: «Пожалуйста».
«Смак» по-бурятски
В первый день нашего пребывания в Бурятии мы участвовали в телевизионной программе, аналоге московского «Смака» с Ваней Ургантом. Журналисты очень просили нас приготовить что-нибудь сладкое, видимо, готовили выпуск для детей. Так мы и готовили: Дед Мороз, Снегурочка, я. Дедушке, конечно, легко: он раз дыхнул, и все в мороженое превращается.
– А вы, наверное, калитками всех удивляли.
– Нет, у меня все простенько: шоколад растопил, на банан полил и кедровыми орешками посыпал. Вкусно!
На высшем уровне
Бурятия – многонациональная республика, где, по данным на 2002 год, живет 19 национальностей: русские, буряты, украинцы, татары. Культура там – на высшем уровне. Нам показывали Дом культуры, который с ноля построили за 2 миллиарда рублей. Вы где-нибудь видели в Карелии что-нибудь подобное?
Непьющая молодежь
Меня зацепило то, что среди всей молодежи, а ее было очень много, на празднике никто не употреблял алкоголь. Ни одной бутылки пива в руках! А у нас – как ни повод, все с пивными бутылками. Администрация Улан-Удэ взяла под контроль эту проблему и максимально возможно ее разрешила. Сразу начинаешь думать про Карелию: «У-у! Как все запущено!».
Как космонавты
Люди воспринимали нас замечательно. Народу было – море. Когда мы пошли гулять за час перед выступлением, было слышно: все люди уже собрались. Чувствовалось, что они нас ждали: «К нам приехали из Костромы, Карелии и Великого Устюга!». Когда мы выходили на сцену, дружинники обступали нас плотным кольцом. По-другому сквозь толпу было невозможно пройти. Мы, конечно, такого не ожидали: стоило чуть зазеваться – все, ты затерт в толпе. Прямо как будто первый раз видят живого Деда Мороза. Из-за сцены нам пришлось тихонько сбежать, потому что иначе было невозможно оттуда уйти. Честно говоря, ощущал себя чуть ли не космонавтом и президентом…
«МК» в Карелии».
Комментарии