Корреспондент «МК» в Карелии» побывала в гостях у могущественных драконов, добрых черепах и мудрых змей.
Корреспондент «МК» в Карелии» побывала в гостях у могущественных драконов, добрых черепах и мудрых змей.
Самостоятельный вояж во Вьетнам мы готовили заранее. Еще в августе были приобретены билеты компании «Аэрофлот» по маршруту Москва – Ханой, а внутренний перелет из Ханоя в Хошимин мы решили доверить Вьетнамским авиалиниям. По совету многочисленных путешественников отели мы заранее не бронировали, понадеявшись на разветвленную туристическую инфраструктуру. Первоначальный план посмотреть главные достопримечательности Севера и окунуться в расслабленную атмосферу Юга мы выполнили полностью. Несмотря на довольно жесткий график с ранними подъемами и почти полной потерей сознания при первом прикосновении к подушке вечером, после 15 дней путешествия по Вьетнаму для нас осталось немало «белых пятен». Нельзя объять необъятное, – утешали себя мы, отправляясь в страну, где, по легенде, живут потомки дракона и феи.
Не трамвай – объедет
Первый день в Ханое вызвал у меня глубокий культурный шок. Муж даже стал волноваться, увидев, что его говорливая супруга замкнулась в себе и плохо реагирует на внешние раздражители. Я видела многое: и потоки бесчисленных мотобайкеров в Бангкоке, и мощное уличное движение на Яве, и горячих водителей на Бали. Но то, с чем мы столкнулись в Ханое, просто не поддается описанию. Старый город, где сосредоточены отели, кафе, магазины и лавочки, представляет собой огромный рынок, по которому, оглушительно бибикая, в самых непредсказуемых направлениях несутся скутеры, мотоциклы, автомашины и велорикши. Тротуара не существует. Туристы вынуждены идти по одному вдоль дороги с едва теплящейся надеждой не попасть под колеса. Местные жители передвигаются в основном на скутерах и мотоциклах. На первый взгляд правил дорожного движения не существует. В сочетании с почти полным отсутствием светофоров пешеходная прогулка по Ханою – удовольствие не для слабонервных. Единственное правило – медленно и уверенно переходить улицу, не обращая внимания на летящих мотоциклистов, которые в последний момент каким-то чудом успевают вас объехать. Сами вьетнамцы утверждают, что у них действует негласное правило уступать друг другу дорогу. Тем не менее вьетнамский муравейник тоже дает сбои: несколько раз мы наблюдали довольно серьезные аварии на трассах.
Для того чтобы осмотреть главные достопримечательности вьетнамской столицы, вполне достаточно одного дня. Впечатляет огромный мавзолей Хо Ши Мина, возле которого каждый час происходит смена почетного караула. Правда, вышагивают военные недостаточно старательно, видимо, расслабившись под тлетворным влиянием Юга, долгое время оккупированного французами и американцами. Политическая ситуация во Вьетнаме напоминает атмосферу накануне нашей перестройки. Многие вьетнамцы разочаровались в своем дедушке Хо и коммунистической партии, откровенно рассказывая о расцвете коррупции в правительственных верхах. Но это на Юге. Атмосфера Ханоя по-прежнему пронизана социалистическим духом, который чувствуется буквально во всем – в архитектуре, ритме жизни, магазинах, горделивой походке офицеров, фотографирующихся с девушками возле Озера Возвращенного меча.
Довольно забавное зрелище представляет собой театр кукол на воде. Дешево и не утомительно. Представление длится примерно 40 минут, а билет стоит 2 доллара. Так как нигде в мире ничего подобного больше нет, то иностранцы охотно идут в кукольный театр, причем среди зрителей практически нет детей.
Чемоданы, майки, жемчуг
О ценах во Вьетнаме можно рассказывать очень долго. Главная трудность – выяснить, сколько же на самом деле стоит та или иная вещь. В начале декабря курс вьетнамской валюты составлял 20-21 тысячу донгов за 1 доллар. Разменяв 100 долларов, вы сразу же превращаетесь в миллионера. Вьетнамских торговцев можно разделить на две категории: те, кто сразу же заламывает баснословную по местным меркам цену, а потом долго торгуется, и тех, кто называет приближенную к реальности цифру, а когда вы снижаете ее раза в три, обижается и теряет к вам всякий интерес. При этом вьетнамцы напрочь лишены агрессии. Если им что-то не нравится, они просто прекращают общение. Различить, кто есть кто – очень сложно. Девушка на рынке захотела 50 долларов за простую рубашку, которая после непродолжительного торга была приобретена за 6 долларов, – продавщица сияла от радости. В соседнем магазине за куртку попросили 30 долларов, а когда мы вдвое снизили цену, пожилой вьетнамец обиженно отошел от нас, явно не желая продолжать разговор. В государственных магазинах ценники фиксированные, но там в основном продают фирменные вещи, по соответствующим ценам. Во Вьетнаме очень выгодно покупать чемоданы, жемчуг, шелковые халаты и летние вещи. Вполне качественные чемоданы могут стоить примерно 10-20 долларов, кофточки и футболки идут за 2-2,5 доллара, шелковые халаты туристы расхватывают за 10-15 долларов, а нитку искусственно выращенного черного жемчуга опытный турист может купить за 5-6 долларов.
Лягушка на обед, змея на ужин
Во Вьетнаме очень вкусная национальная кухня – разнообразная, в меру острая и очень дешевая. Вместе с пивом или вином ужин на двоих обходился нам в среднем в 10-12 долларов. На курорте Муйне, расположенном на юге Вьетнама, мы сконцентрировались на экзотических блюдах и морепродуктах. Дороже всего нам «вылилась» черепаха, из которой были приготовлены суп и второе. Она потянула на 40 долларов, что в условиях вьетнамской реальности показалось нам неоправданной роскошью. К тому же черепашка оказалась не столь уж и вкусной. Намного более яркие гастрономические ощущения оставили жареные лягушки, порция которых в роскошном ресторане стоила привычные 6 баксов. Лобстеров, моллюсков, мидий, креветок всех размеров, крабов, змей и прочие изыски тоже лучше пробовать на Юге, где они продаются в живом виде. В одном из ресторанчиков Муйне я с ужасом наблюдала, как готовили змею: сначала ее ударили головой об асфальт, потом выпустили в стакан с водкой кровь, а затем стали на глазах у клиентов разделывать. Откровенно говоря, зрелище не из приятных. И на Севере, и на Юге очень популярны суп фо, который едят от заката до рассвета, и немы – рулетики из рисовой бумаги с разной начинкой.
Там, где дракон опустился в море
Север Вьетнама стоит посетить прежде всего ради бухты Халонг. В Ханое в любом туристическом агентстве можно приобрести тур, в зависимости от вашего желания на один, два или три дня. Оптимальной является двухдневная поездка в Тонкинский залив, которая в зависимости от комфортабельности шхуны стоит от 40 до 75 долларов на человека. Мы приобрели тур за 63 доллара. Спустя четыре часа автобус привез нас в бухту, где многочисленные корабли ждали туристов.
Зрелище, действительно, захватывающее. В заливе разбросано около трех тысяч островов самой причудливой формы, которые в виде гигантских исполинов словно вырастают из воды. Согласно легенде, бухту создал огромный дракон во время войны с китайцами. Когда захватчики дрогнули под напором противника, дракон остался в заливе, а его выступающая над поверхностью морской глади чешуя превратилась в острова. Халонг так и переводится: «место, где дракон опустился в море». Самые необычные ощущения в бухте ждут ночью, когда корабль стоит в окружении волшебных островов и можно, удобно устроившись в шезлонге на верхней палубе, созерцать звездное небо, лениво потягивая заботливо припасенный французский коньячок из «дьютика».
В обязательную программу поездки входит посещение огромной, напоминающей медузу пещеры и катание на каяках. Мы ухитрились искупаться в море, хотя по меркам местных жителей делать это зимой – полное безумие. Но при температуре воды 22 градуса купание для нас и присоединившихся к нам европейцев стало приятным дополнением к обязательной программе. Вьетнамцы вообще трепетно относятся к погоде. Когда в Ханое «похолодало» до 18 градусов, местная публика облачилась в зимние куртки с меховыми воротниками.
Вьетнамский комплект для счастья
Перелет из Ханоя в Хошимин занимает всего два часа. После 9-часового перелета из Москвы – сущая безделица. Зато 250 километров до курортной деревушки Муйне на такси мы преодолевали более 5 часов. Движение по трассе настолько напряженное, что таксист не мог разогнаться больше 40-50 километров в час.
Надо сказать, что вьетнамцы очень быстро учатся получать дивиденды от туризма. Буквально за год стоимость проезда до Муйне на такси взлетела от 55-60 долларов до 80-90 долларов. Аналогично повели себя и цены в отелях. Дорогие отели, которые в начале года продавались по 50-60 долларов за ночь в двухместном номере, сейчас обходятся в 110-140 баксов в сутки. Отели подешевле – в пределах 30 долларов – «взлетели» до 70-75 долларов. Возможно, виноват «высокий» сезон, который длится на Юге с декабря по март, и «египетский синдром», пригнавший во Вьетнам тех, кто любит тепло, но боится акул. Мы решили не экономить и остановились в одном из самых экзотичных отелей «Bamboo Village», буквально утопающем в зелени. В принципе, все отели на побережье довольно приличные. Широченный пляж с роскошным белым песком, который, словно крахмал, скрипит под ногами, умеренное солнце, теплое Южно-Китайское море, прекрасный сервис, фрукты по 1-3 доллара за килограмм, многочисленные магазинчики, рестораны на любой вкус и кошелек – что еще нужно для счастья?
Но мы не могли позволить себе даже неделю спокойного релакса. Один день мы полностью посвятили Далату – городу, спрятанному высоко в горах. Это практически единственное место, не пострадавшее во время войны с Америкой. По молчаливому согласию Севера и Юга Далат не бомбили. Во время войны здесь поправляли здоровье военные из враждующих армий. Конечно, однодневная экскурсия – слишком короткий срок, чтобы насладиться этим очень красивым и выбивающимся из общевьетнамских ритмов городом французских колонизаторов. Но, учитывая дефицит времени, выбирать не приходилось. Рядом с Муйне расположены самая большая во Вьетнаме 49-метровая статуя лежащего Будды, древние тямские башни, сооруженные в VIII веке без применения скрепляющих растворов, желтые и белые песчаные дюны, озеро лотосов, а также Волшебный ручей, протекающий по руслу из красного песка. Пока выполняли экскурсионный минимум, незаметно пролетела неделя. Не хватило буквально 2-3 дней, чтобы насладиться прелестями неспешного пляжного отдыха.
Ку чи – это вам не кучи
Обратно из Муйне в Сайгон мы добирались на комфортабельном автобусе. Те же пять часов в пути, только вместо 80 долларов, которые стоило такси, заплатили 10 баксов за два билета. Мы мечтали попасть на автобус, оборудованный кроватями (очередная вьетнамская изюминка), билет на который стоил 9 долларов, но за три дня до отъезда туристы раскупили все места.
Сайгон встретил нас яркими огнями, небоскребами, активной ночной жизнью вьетнамского рынка. Хошимин по сравнению с Ханоем – совсем другой мир, живущий в капиталистических ритмах. Вроде бы все похоже, но Сайгон – активнее, ярче, агрессивнее и современнее буквально во всем.
Полдня в Хошимине мы провели в укрепрайоне Ку Чи, где еще в 40-х годах прошлого века вьетнамцы стали создавать сеть подземных ходов, которые сыграли важную роль в борьбе за независимость, а позднее стали наводить ужас на американских военных. Сейчас подземные тоннели расширили под размеры иностранных туристов, но все равно адреналина нам хватило. Буквально через 3-4 минуты продвижения в темноте на корточках по катакомбам вас охватывает ужас, кажется, что отсюда уже не выбраться. Тем приятнее оказаться на свежем воздухе, в XXI веке. После посещения экспозиции жестоких ловушек, которые на каждом шагу поджидали американцев, начинаешь понимать, почему после вьетнамской войны США получили такое количество психически неустойчивых граждан.
…Вьетнам – страна идеальная для самостоятельных поездок. По приблизительным подсчетам, такое путешествие обходится примерно в два раза дешевле, чем через турфирму. Путешествуя «дикарем», вы, без сомнения, получите намного более яркие впечатления от страны могущественных драконов, добрых черепах и мудрых змей.
«МК» в Карелии».
Комментарии