Даже если вас нет дома или нет в списках – не отчаивайтесь: вас все равно перепишут.
Даже если вас нет дома или нет в списках – не отчаивайтесь: вас все равно перепишут.
Перепись шагает по стране. Звонок в дверь. Открываю и вижу на пороге юное создание в синем шарфе и с синим портфелем.
– Здравствуйте, Всероссийская перепись населения. Можно к вам?
Девушка садится, листает списки.
– Итак, ваша квартира – 48?
– Нет, – говорю, – 49. На двери ведь номер висит.
– Как так? – удивляется переписчица. – У меня по списку только 48 квартир в вашем доме значатся.
– А мы, по-вашему, Карлсоны, которые живут на крыше? – удивляюсь я. И тут, как гражданку Российской Федерации, меня берет обида – и за себя, и за свое семейство, и за соседа из 50-й квартиры, который тоже не попал в списки. А как же слоган: «Перепись – коллективный портрет страны. Без вас общая картина будет неполной. Примите в ней участие, это совсем нетрудно»?
Девушка разводит руками: не знаю, мол, куда вас переписывать, обещает разобраться и ретируется. А я, в свою очередь, отправляюсь восстанавливать справедливость самостоятельно.
Для начала открываю сайт переписи-2010 (http://www.perepis-2010.ru/). Он достаточно подробный: тут и новости, и официальные документы, и даже описание шести проблем, которые может решить перепись. Среди адресов стационарных переписных участков в регионах нахожу адреса в Петрозаводске. В Центре таковых четыре, поэтому вычислить тот, к которому относится наш дом, не составляет труда. На участке меня встречают разве что не с распростертыми объятиями и, выслушав о проблеме и пообещав разобраться, благополучно переписывают и меня, и семью – в самый конец списка. Заверяют, что вся информация о нас обязательно поступит куда надо и будет учтена.
– Все данные мы получаем из Карелиястата, – рассказали инструкторы участка. – В вашем доме 48 жилых помещений, возможно, просто какие-то квартиры используются не как жилье, а для других целей. Почему получилось, что ваших квартир не оказалось в списках, будем выяснять.
Интересуюсь, не было ли других подобных случаев на их участке.
– Пока все идет довольно неплохо, – поделилась заведующая 24-м участком Ирина Островская. – Наш участок работает с 8 до 21 часа. 6654 человека, которые живут в районе от железнодорожного вокзала до улицы Анохина и от переулка Закаменского до Студенческого бульвара, обслуживает 21 человек – я как заведующая участком и 4 инструктора, каждый из которых работает с пятью переписчиками. Соответственно, в каждый из дней переписи мы должны переписывать около 10 процентов жителей.
– А может ли их оказаться намного больше, чем учтенных Карелиястатом 6654 человека? – интересуюсь я.
– Это нам и предстоит узнать в ходе переписи.
– Может ли человек, проживающий по одному адресу и приехавший, например, на обед в другой дом, к маме, переписаться, хотя бы шутки ради, два раза?
– Переписчик обязан спросить, есть ли у человека еще одно место жительства. Если это так, то на участке должна быть заполнена специальная форма и выдана соответствующая справка о том, что гражданин уже переписан.
– Как люди на вашем участке реагируют на приход переписчиков?
– Серьезных инцидентов пока не было. Некоторые граждане, особенно приезжие из южных республик, весьма недовольны вопросом об источниках средств к существованию. Двух переписчиков после этого вопроса просто выгнали из квартир. Люди не понимают, что эта информация строго конфиденциальна и даже в компьютер не попадет.
– Некоторых сложно застать дома, а переписчики работают до 21 часа. Что делать?
– Можно самостоятельно прийти и переписаться на участке, как вы это сделали сейчас, или же договориться о том, чтобы переписчик пришел в определенное время.
– А если я по той или иной причине не хочу впускать в дом постороннего человека?
– Вы можете переписаться по телефону, позвонив на свой участок.
– Многие ли об этом знают?
– Честно говоря, реклама переписи была плохая, полезной информации в СМИ давалось крайне мало. Например, мои соседи узнали, что можно переписаться по телефону, от меня. Но мы старались разъяснить людям, как можно поступить, раздавали листовки, расклеивали объявления. В первый день и даже час работы по телефону позвонили несколько граждан, а на стационар пришли переписаться 9 человек.
– Я так понимаю, что в основном ваши переписчики – это хрупкие студентки. Не страшно ли им ходить по квартирам, ведь всякие жильцы попадаются?
– Конечно же, за всех переписчиков мы несем ответственность. Предупреждаем, что если человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или у него угрожающий вид, то лучше дать ему листовку с телефонами и уйти. У нас есть список неблагополучных семей, и в такие квартиры переписчики приходят только в сопровождении участкового уполномоченного, когда у того есть время. Все переписчики экипированы фонариками и, на случай опасности, свистками. Очень хорошо, что нам выделили определенную сумму, которую мы можем потратить на такси для переписчиков, ведь некоторым из них нужно добираться в отдаленные районы поздно вечером.
* * *
– Я фонариком не пользуюсь, – говорит переписчик Вадим. – Неудобный он – надевается на голову, как у шахтера. Еще авторучки выдали неудобные, колпачки от них на другую сторону не налезают, приходится рядом класть, и они теряются. А писать в листах можно только такими ручками.
Вадиму достался один из самых неблагополучных районов на участке. Но он – достаточно габаритный мужчина и эксцессов не боится. Ему предстоит обойти 18 домов, преимущественно деревянных, в которых живут около 400 человек. За свою работу (в общей сложности 22 рабочих дня) он получит 8000 рублей.
– Сегодня у меня день «пустой», большинство людей еще на работе. Придется делать второй, третий, а то и четвертый заходы в некоторые подъезды. А в воскресенье был рекордный «урожай», – рассказывает Вадим. – В двух квартирах подряд праздновали дни рождения, а в следующих трех шли глобальные пьянки. К столу приглашали, но это запрещено инструкцией.
К слову, прежде чем приступить к работе, переписчики должны не просто ознакомиться с инструкцией на 64 страницах, но желательно ее хорошенько выучить. Там не просто обозначен алгоритм заполнения переписных листов, но и описаны действия в экстремальных ситуациях. Например, что делать, если переписчик попал на похороны, на застолье, застал в квартире драку или дверь ему открыл ребенок.
– В один из частных домов было не попасть – по двору разгуливала здоровенная псина, – говорит Вадим. – Чудом в один из заходов увидел за забором хозяина и только тогда переписал семью. В другой раз открыл явно психически нездоровый мужчина – теперь придется вылавливать, когда дома окажется его мать. С пьяными тоже любопытно работать, одна нетрезвая мамаша дважды ошиблась в дате рождения своего ребенка.
…Наше с Вадимом совместное посещение коммунальной квартиры в деревянной двухэтажке оказалось удачным. Мы благополучно переписали семью из четырех человек и одинокого пенсионера. В первом случае девушка затруднялась с ответами на некоторые вопросы, но уточнила дату рождения и образование своего мужа по телефону. А у пенсионера, хоть и была собака, но нам она ничем не помешала.
Комментарии