Жизнь карельской глубинки – бесхозная коммуналка, непролазные дороги и волки под окнами.
Жизнь карельской глубинки – бесхозная коммуналка, непролазные дороги и волки под окнами.
Места вокруг Ведлозера очень живописные, карельская тайга здесь рельефно расползается по сопкам и скалам, да и само Ведлозеро смотрит на одноименное озеро с семи холмов. Одно из старейших сел Карелии – первое упоминание о нем относится к XVI веку – сейчас зарастает помойками, а зимой становится практически непроходимым. Бесхозяйственность, говорят жители, начинается прямо на границе села – достаточно посмотреть на дорожный указатель «Ведлозеро». В тьме и бездорожье – именно так в двух словах сами селяне описали бы свою жизнь.
– Сначала мы вас на «Рублевку» провезем! Чтоб вы потом сравнить могли – как там живут и как во всем остальном селе! – встречают корреспондента ведлозерцы.
Местной «Рублевкой» жители называют улицу Промышленную. Здесь живет директор совхоза «Ведлозерский», здесь коттедж главы поселения. По дороге останавливаемся у электрического кабеля, свисающего почти до земли на двух деревянных рогатинах.
– Здесь 380 вольт. Говорят, столбов нет, чтобы его нормально протянуть. Ладно, мы, взрослые, понимаем, что это опасно. А дети ведь могут его свалить. Но никого это, похоже, не волнует.
– Вот посмотрите – фонари везде! У каждого дома! – показывают ведлозерцы на «рублевские» дома. – И дорога здесь всю зиму расчищена была! А у нас – ни разу! Пенсионеры вынуждены через сугробы пробираться. И «норматив» у них новый – лампы ставить одну вместо трех – экономия!
Заснеженные дороги зимой стали причиной того, что ни скорая, ни пожарная зачастую проехать к людям не могли.
– Зимой осмотр объектов – школ, больниц – мы не проводили. Потому что не проехать, – рассказывает Валерий Захарович, начальник местной пожарной части. –
Противопожарное обеспечение нарушено было – к водоемам не проехать, не расчищены подъезды. Вокруг Ведлозера 38 населенных пунктов. Многие из них вообще не чистятся, мы туда за всю зиму заехать не могли – в Сыссойлу, например. В Юргилицу едва проехали на пожар. В Кохтусельге 10 января был пожар – за водой мы ездили за 4,5 километра, хотя дом на берегу озера горел. Жители Репного Озера обращались в совхоз с просьбой почистить дорогу. Им сказали: «Чистить не будем, у вас совхозные работники не живут». Я Виктору Васильевичу говорил: «В совхозе есть трактор, дай мне его, обеспечь соляру да оплату работ мужикам, я Ведлозеро почищу». Но он не захотел так.
Совхоз «Ведлозерский» чистит дороги по договору с сельской администрацией. Но чистит, по словам жителей, избирательно – от дома директора совхоза до совхозуправления зимой все было чисто. И главная улица чистая. А все переулки и отворотки остались заснеженными. «Лесную улицу нам трактор еще больше снегом завалил, – рассказывают ведлозерцы. – Проехал и весь снег нам скинул». И сквозь снежные кучи пробирались к колодцам и магазинам ведлозерские пенсионеры.
– Вот такие сугробы, никакой дороги не было, – рассказывает 80-летняя жительница Лесной Александра Ивановна Осипова, ветеран войны. – Как будто мы брошенные люди.
– Да так и есть, брошенные, – говорит ее соседка, пенсионерка Нина Дмитриева. – До колодцев не добраться, завалили улицу Лесную с двух сторон.
– Зачем наши депутаты? – по-русски Александра Ивановна говорит своеобразно, она – карелка, и карельский ей ближе. – И света совсем не было. К властям обращались, да ноль внимания. Говорят – все будет, ждите.
По словам заместителя главы поселения Александра Чугая, в бюджете Ведлозера на дороги заложено 50 тысяч рублей – и на ремонт, и на очистку. Их, понятное дело, не хватает.
– В марте почистили Кинелахту – 20 тысяч за один только день ушло. Своей техники нет у нас, совхоз чистит дороги по договору, иногда – просто так, иногда – за 1,5 тысячи рублей в час. Лесную почистить не получилось. Почему не получилось? Ну… не получилось. Не хватило средств, – говорит Чугай. – Снег, что трактор навалил, мы там потом сняли – договорились, чтобы работы провели те, у кого по суду есть отработка обязательных работ.
«Никому ничего не надо…»
Договориться можно всегда, считают ведлозерцы. Нет у администрации материальных возможностей – можно совместно с жителями найти какое-то решение проблемы, предпринимателей местных привлечь.
На дороги жалуется и ветеринар Людмила Зинина.
– В Кинелахте зимой у фермера Федорова заболели телята. И я три недели не могла туда выехать, потому что проехать по дорогам было невозможно. А телята все это время там умирали. Кстати, дорога к скотомогильникам в этом году не чистилась ни разу.
Необходимости в них не возникало, но по санитарному законодательству туда должен быть доступ. Потому что инфекция может возникнуть в любую минуту, трупы могут возникнуть в любую минуту. И куда их тогда девать, на улицу складывать?
Скорая, естественно, проехать по таким дорогам тоже не могла. Проблему решила только весна – сейчас снег растаял сам. Но ведь эта зима – не последняя в истории Ведлозера.
– Никому ничего не надо! – сокрушается пенсионер Федор Васильевич Артемьев. – Вон фундаменты стоят недостроенные. Канализационные люки без крышек. Коза туда попала недавно. А если бы детишки попали? У меня несколько лет назад внук туда упал.
Сам Федор Васильевич – из числа неравнодушных. В свои 74 года не устает бороться с окружающим безразличием.
– Пойдемте, я вам все покажу. Вот, смотрите, колодец открыт – как человек его увидит? А если ребенок побежит? Фундаменты старые залиты водой – там глубина по 1,5 метра, вдруг дети туда играть полезут? Канализация вот прямо в реку течет. А помойка наша – не убирали ее всю зиму, шесть месяцев не вывозили мусор. Сейчас часть вывезли, перед вашим приездом.
Во дворе дома Федора Васильевича на улице Первомайской освещения тоже не было. Дом на окраине села, стали захаживать волки, и в результате одного «серого» застрелили прямо в подъезде, второй успел убежать в лес. Когда Федор Васильевич потребовал фонарь, ему сказали – столбов нет. Пенсионер нашел столб – тот валялся где-то на улице. Фонарь поставили.
Волки в Ведлозере – частые гости.
– Однажды в феврале я утром вышла из дома – сидел тут на Лесной волк, – рассказывает жительница поселка Анна Ганина. – В восемь утра – как раз дети в школу идут, по темноте.
На Алену Украинскую, работницу почты, рысь напала прямо на веранде ее дома. Причем дом – почти в самом центре села, напротив почты. Дикая кошка набросилась на домашнего кота Алены Даниловны, хозяйка принялась защищать питомца. В ответ рысь атаковала женщину, но той удалось схватить зверя за шею и прогнать.
В помойках тонут собаки
Помимо дорог и отсутствия света жалуются жители и на управляющую организацию ООО «Вега-Союз». Жители Ведлозерской, 90 даже отказываются платить за содержание дома – потому что никаких работ «Вега-Союз» не проводит.
– Помойки у нас в отвратительном состоянии. Проводка в подъездах гнилая, и свет не горит, до выключателя дотронуться страшно. Весной у нас в подъезде вода стоит. Была заявка сделать нам канаву, дренаж, чтобы вода уходила, но не сделано.
– У нас все замерзло! – вмешивается в разговор бабуля, Карпова Мира Васильевна. – Макароны на полу стоят, холодильник не нужен. Спим в шерстяных носках, в теплых рейтузах, шапки на голове! Ватниками по углам дыры затыкаем, чтобы не дуло! Как получим эти квитанции – слезы льются. 722 рубля платим – и хоть бы что-нибудь сделали. Обидно – такую войну прожили, голод, холод, все видели – теперь посмотрите, на старости лет как живем. Девочка, хоть ты помоги нам!
Мира Васильевна тоже не платит «Вега-Союзу», так как считает, что не за что.
– Я ООО называю Организация Объединенных Обманщиков!
Но ее соседка, Наталья Иванова, суд проиграла.
– На двух слушаниях представителей «Вега-Союз» не было. Судья спрашивал, выполнялись ли работы? Я рассказывала, что нет, ничего не делается. Но все равно суд, приняв мои доводы и письмо жильцов, принял решение взыскать с меня задолженность.
Кстати, ООО «Вега-Союз» уже было фигурантом наших публикаций. В Пряже эта управляющая организация так отремонтировала крышу, что та стала протекать хуже прежнего. Возможно, в кассационной инстанции и жителям Ведлозера удастся убедить суд в своей правоте.
Соседний дом тоже судится с «Вега-Союзом». Там претензий еще больше. Выгребная яма в пять метров глубиной не чистится
– Тут до крыши сарая была куча мусора. Перед самым вашим приездом убрали, узнали, видимо, что корреспондент приезжает. Собака у нас туда провалилась, утонула, – рассказывают жильцы. – В подъезде вода стоит и кирпичи с крыши падают. Мы только и бегаем вокруг дома целое лето, детей отгоняем: «Уйдите от дома, чтобы кирпич на голову не упал!»
Единственная аптека для местных жителей – в соседней Кинелахте – закрыта. Даже за аспирином ездить нужно в Пряжу. Но ездить не на чем – автобусное сообщение настолько редкое, что можно считать, что его нет. Или же нужно подниматься два километра в горку к трассе.
«Люди в селе просто брошены», – говорят ведлозерцы.
Александра ДОМИНА.
Комментарии