В городских и районных судах Карелии начались первые судебные процессы с участием присяжных заседателей – теперь у них есть такая возможность в связи с изменениями в законодательстве.
Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) России были внесены в прошлом году. Если раньше серьезные уголовные дела с их участием могли рассматривать только верховные суды регионального уровня, то с нынешнего года такое право получили городские и районные суды.
Адвокат Михаил Шогин, так и многие другие юристы, с которыми мы побеседовали, придерживается мнения, что суды присяжных способствуют более объективному рассмотрению наиболее сложных дел.
Таким делом Шогин считает процесс в Прионежском суде, на котором он защищает одного из троих подсудимых, обвиняемых в сбыте наркотиков в крупном размере, в составе организованной группы. По версии следствия, эти события произошли в 2015 году в Олонце. Но поскольку сегодня в местном суде нет судьи по уголовным делам, то названное дело по наркотикам поручили рассмотреть Прионежскому суд.
- Дело это – крайне непростое, - говорит Михаил Шогин. – Расследовать его начало еще карельское УФСКН (Управление федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков), а после его упразднения в 2016 году продолжило МВД. Считаю, что следствие проведено крайне некачественно. Например, моего 35-летнего подзащитного Артура обвиняют в сбыте наркотиков в Олонце в период его проживания в Финляндии. В отношении остальных двоих подсудимых, по моему мнению, также нет убедительных доказательств сбыта ими наркотических средств.
Адвокат обратил внимание на тот факт, что председатель Прионежского суда Андрей Топонен вначале направил названное дело на доследование в Следственное управление МВД. Однако апелляционная инстанция Верховного суда Карелии отменила это решение и направила дело снова в Прионежский суд, для рассмотрения уже другим судьей.
- Хорошо, что это долгое дело будет рассмотрено с участием присяжных заседателей, - сказал Михаил Шогин (на фото). – Надеюсь, что они постараются объективно разобраться в нем.
Присяжным заседателям предстоит разобраться еще в одном запутанном деле, которое рассматривает Петрозаводский городской суд. 37-летний житель карельской столицы обвиняется в умышленном убийстве из охотничьего ружья своей жены. Мужчина утверждает, что выстрелил случайно, по неосторожности. Суд удовлетворил ходатайство подсудимого о рассмотрении его уголовного дела в закрытом заседании, с участием присяжных заседателей.
Другая непоправимая трагедия произошла в начале мая прошлого года в Кондопоге. Тогда 35-летний рабочий комбината Дмитрий пришел к своей бывшей супруге, в то время уже проживавшей с другим мужчиной. По словам знакомых Дмитрия, он постоянно просил женщину, которую продолжает любить и ревнует ее, вернуться к нему, однако она отказывается это сделать.
В тот майский вечер бывшая жена не пожелала разговаривать с Дмитрием. Вместо нее на лестничную площадку вышел ее сожитель. Что тогда произошло между мужчинами, доподлинно неизвестно. Однако вскоре сожителя обнаружили мертвым здесь же, в подъезде. От нескольких ножевых ранений несчастный скончался на месте происшествия.
Обвиняемый утверждает, что убил «соперника», пытаясь от него защититься. Уголовный кодекс расценивает этот как «необходимую оборону». И если вначале Дмитрий написал явку с повинной, то через некоторое время от нее отказался и подал ходатайство о рассмотрении его уголовного дела с участием присяжных заседателей.
Именно от присяжных заседателей в количестве шести человек зависит решение, виновны ли подсудимые в тех преступлениях, которые им инкриминируют. Теперь такие судебные процессы могут стать регулярными.
Адвокат Михаил Шогин в этой связи напомнил высказывание председателя Санкт-Петербургской окружной судебной палаты Анатолия Кони. В одном из своих выступлений в 1878 году он сказал, что действия присяжных заседателей «проникнуты духом правды».
Светлана ЛЫСЕНКО
Комментарии