В Карелии вновь обсуждали проблемы моногородов
В Карелии вновь обсуждали проблемы моногородов
В День республики региональное отделение Общероссийского народного фронта провело в Кондопоге дискуссионную площадку по теме "Инвестиционная привлекательность малых городов. С чего начать?". На мероприятии, прошедшем в рамках Гражданского форума "Карелия – территория согласия", собрались ученые, предприниматели, руководители предприятий, Корпорации развития республики, представители муниципальной власти и просто неравнодушные к судьбе моногородов люди. Лишь Министерство экономического развития проигнорировала дискуссионную площадку. Чиновники, видимо, знают, как справиться с бедами карельских малых городов. Вот только, как показал круглый стол, на сегодняшний день в республике реально ничего не сделано для того, чтобы здесь не появилось второе Пикалево.
Не ждите денег
"Проблема с малыми городами в России стоит остро, – сказал на дискуссионной площадке соорганизатор мероприятия директор Института экономики КарНЦ РАН Юрий Савельев. – В стране более 600 малых городов относятся к моногородам с единственным градообразующим предприятием. Карелия же по количеству моногородов сегодня находится в числе лидеров в РФ: здесь 10 населенных пунктов имеют такой статус".
По данным ученых, в 10-ти карельских моногородах проживает 23 процента всего населения, градообразующие предприятия выпускают 80 процентов всей промышленной продукции, а их вклад в доходную часть консолидированного бюджета республики составляет 22 процента.
В августе 2013 года в России был сформирован перечень из 506 кризисных моногородов, которые требуют особого внимания и новых подходов по выработке мер государственной поддержки. В сентябре того же года Минрегионом РФ был подготовлен перечень из 55 моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией, куда вошли четыре карельских моногорода – Кондопога, Питкяранта, Суоярви и поселок Надвоицы. Но средств из федерального бюджета на развитие моногородов, проблемами которых государство обеспокоилось после социального взрыва в Пикалево, Карелия так и не получила. Ни один ее проект, а их было всего шесть, не был поддержан.
"Доля Карелии в общем объеме заявленных в 2011–2013 годах проектов – 1,1 процента, – сказал на круглом столе заместитель директора Института экономики Кар НЦ РАН Евгений Жирнель. – Средняя стоимость проекта в республике – 365,8 млн. руб. (в среднем по российским моногородам – 1,1 млрд. руб.). Специфика малых городов – низкая инвестиционная емкость. То есть количество инвестиций, которое в принципе может переварить малый город, не так уж велико. Крупный инвестор приходит туда, где уже хорошо, а не где еще плохо. На моногорода он смотрит далеко не в первую очередь".
В районах республики, где в 2009-2010 годах разрабатывались комплексные инвестиционные планы (КИПы) моногородов, рассчитывали, что финансовая поддержка со стороны федералов придет. Но до 2011 года деньги получили только 49 российских моногородов. А в течение следующих двух лет средства на поддержку моногородов в федеральном бюджете вообще не были предусмотрены.
"Когда в 2009 году начали делать КИПы моногородов, активность была высокая, – сказал Евгений Жирнель. – Прошло пять лет. Федеральные деньги так и не пришли. И сегодня опасность заключатся в том, что для того, чтобы эту работу продолжить, начать развивать ее по новым направлениям, придется приложить немало усилий –доверия местных властей к программе развития моногородов уже нет. Работать впустую никто не хочет. Когда муниципалитетам говорят, что нужно подготовить инвестиционный проект, потратить на это время и деньги (а если это проектно-сметная документация, то это большие деньги), то понятно, что никто этим заниматься не будет. Но это не отменяет работу местных администраций по всем остальным направлениям – по поддержке малого бизнеса, по привлечению инвесторов на территорию".
Местная власть без власти
Представители местных администраций, пришедших на дискуссионную площадку, и рады были бы привлекать инвесторов, развивать свои территории, да средств на это у них нет.
"Что может решить местное самоуправление, когда в бюджетах 70 процентов идет на заработную плату?! – сетовали представители Сегежского района. – Например, в Сегежском районе две власти – поселения и город, там и там 70 процентов идет на заработные платы и только 30 процентов на развитие. Поэтому мы вынуждены латать тришкин кафтан. Если бы была одна власть, один глава, было бы проще. Наше Законодательное собрание должно подумать о том, как можно сформировать органы местного самоуправления".
Не скрывал того, что не ждет никакой помощи от главы Кондопоги и генеральный директор ОАО "Кондопога" Дмитрий Туркевич. Его предприятие сегодня переживает не лучшие времена. Напомним, в конце 2012 года Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат встал. В 2013 на предприятии была введена процедура наблюдения. Сегодня, по словам Туркевича, кризис миновал: комбинат работает на полную мощность и стабильно. При этом проблем у предприятия по-прежнему хватает. И в июне ОАО "Кондопога" ждет следующая процедура банкротства – внешнее управление. Генеральный директор Туркевич станет исполнительным директором, который обещает, что комбинат будет работать, как и работал.
Дмитрий Туркевич
"Если я сегодня приду к главе города Кондопога и скажу: "Вот вам инвестор, вот проект. Чем можете помочь?", – выступил Дмитрий Туркевич на дискуссионной площадке Народного фронта. – Давайте признаемся честно, по большому счету – ничем. Можем поиграться с налогом на имущество, но ни по ИНСу, ни по налогу по прибыли и т.д. нам помочь здесь не могут. С одной стороны, мы говорим властям, чтобы они развивали моногорода, но при не даем им никаких инструментов. Я считаю, что сегодня необходимо на федеральном уровне принять закон, который хотя бы давал властям региона возможность ходатайствовать перед федеральной властью по преференциям в части налогов для моногородов. Можно писать программы, но без механизмов, при которых власть делает условия для бизнеса, инвесторов на своей территории лучше, чем на соседней, эти программы работать не будут".
"Нужна реформа местного самоуправления, – считает завотделом региональной экономической политики Института экономики КарНЦ РАН Олег Толстогузов. – Оно должно получить больше полномочий. И в рамках площадки Народного фронта мы можем поставить этот вопрос".
А где Клондайк?
Ученые, представившие на круглом столе, свое видение выхода малых городов из кризиса, высказавшие свои предложения по стабилизации экономической и социальной ситуации в моногороде, "нарисовали" будущее градообразующего предприятия на примере ОАО "Кондопога". Директор Института экономики Юрий Савельев, отмерив рынку газетной бумаги еще 8-14 лет, не больше, познакомил с перспективами комбината. По его словам, основными видами продукции для Кондопожского ЦБК (с учетом сырья – сульфитной и вискозной целлюлозы и перспективных рынков) могут быть обойная бумага, бумага со специальными покрытиями и пропитками для производства отделочных и строительных материалов и многослойные целлюлозные композиционные материалы и пористые наполнители. На эти виды продукции может приходиться до 70 процентов всего объема производства комбината. Все три вида продукции обладают быстро растущими рынками с большим потенциалом спроса и сегодня почти 90 процентов их импортируется. И это еще не все. На ЦБК могут, по мнению ученых, развивать производство микрокристаллической целлюлозы, необходимой для пищевой (хлебопекарная и молочная) промышленности, фармацевтической промышленности (производство наполнителей лекарственных препаратов, адгезивных стоматологических материалов, косметических препаратов на основе кремов и эмульсий и т.д. Здесь могут заняться развитием гидролизного производства, получая гидролизный спирт на основе энергоэффективных технологий газификации древесины и выпаривания ксилозы. ЦБК может замахнуться и на производство экологически безопасных отделочных материалов на основе лигнина и целлюлозы, а также производство арболитовых блоков из отходов древесины.
Юрий Савельев
Руководитель Кондопожского ЦБК Дмитрий Туркевич, выступая после доклада Савельева, заявил, что на предприятии пока не определились, что же здесь будут производить вместо умирающей газетной бумаги.
"Газетная бумага будет еще 5-15 лет, – уверен Туркевич. – У нас достаточно возможностей, чтобы держать низкую себестоимость. Что будет происходить в мире? Рынок будет уменьшаться, и потихонечку начнут "схлопываться" предприятия, которые станут нерентабельными. За счет этого цена на бумагу будет относительно стабильной. Наша стратегия – быть достаточно конкурентно способными, чтобы быть последними, кто "схлопнется" на этом рынке. И за это время мы должны разработать то, что здесь будет. Поверьте мне, понять, какие продукты мы будем производить, – это сложная задача. Но еще года полтора-два у нас на это есть".
"Когда выступал доктор экономических наук, мы решили, что ОАО "Кондопога" – это Клондайк, – сказали представители муниципальной власти Сегежского района республики. – А генеральный директор предприятия даже словом не обмолвился, что он что-то возьмет из разработок ученых и внедрит это на комбинате. Все говорят красиво, пишут замечательные программы, а на деле ничего не происходит. У нас всегда теория расходится с практикой".
Не разойдется ли с практикой концепция развития карельских моногородов, которую до конца года должна разработать рабочая группа под руководством Рашида Нургалиева? Как отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ Илья Косенков, люди не будут долго ждать, когда в их городе или поселке модернизируют старые или откроют новые предприятия. Молодежь просто уедет из моногородов.
"Разговоров о проблемах моногородов много, а конкретных действий по развитию территорий мало, – считает Косенков. – Понятно, что за один-два года эти беды не решить. Но, возможно, на таких встречах, как наша дискуссионная площадка, мы сможем начать реальную работу в Карелии по моногородам. У наших ученых есть много хороших разработок. Пора их активнее внедрять в жизнь. Ждать, кто первым "схлопнется" совсем не хочется".
Антон Вересов
Комментарии