Экономика Карелии по официальной статистике растет, но это не отражается на доходах и зарплатах населения.
Экономика Карелии по официальной статистике растет, но это не отражается на доходах и зарплатах населения.
Карельские власти публично не очень охотно обсуждают уровень зарплат населения, поэтому почти из ряда вон выходящим фактом можно считать сразу две тематические встречи чиновников, бизнесменов и профсоюзов, прошедшие в Петрозаводске практически за одну неделю. Сначала деньги считались на республиканском уровне, затем - на городском, когда подошло время подвести итоги соответствующих трехсторонних соглашений о взаимодействии в 2016 году. Поясню: объемистые документы предполагают выполнение определенных мер-действий со стороны участников, будь то совершенствование системы охраны труда, борьба с безработицей, а также систематическое повышение зарплат наемным работникам, что, пожалуй, интереснее всего. Именно на этом и остановлюсь.
Надстройка и базис
В повестке заседания Республиканской трехсторонней комиссии 27 марта значилось всего несколько вопросов, но встреча растянулась на несколько часов. Шутка ли: в зале собрались не только представители почти всех профсоюзных ячеек региона, но и руководители многих министерств (или их заместители). Последним предстояло доложить об индексации зарплат работникам муниципальных учреждений Карелии. Но перед отраслевыми докладами слово взяла ведущая - теперь уже теперь бывший заместитель главы РК по социальным вопросам Валентина Улич, представившая основные итоги работы правительства как одного из участников упомянутого соглашения.
В принципе, по информации экс-чиновницы, карельская экономика живет относительно неплохо. Валовой региональный продукт по сравнению с 2015 годом вырос на 1 процент, индекс производства – на 3. Правда, индекс потребительских цен составил 104,3 процента, в то время как реальные доходы населения упали на 6,6 процента. А доля населения с доходами ниже прожиточного минимума выросла более чем на 16 процентов.
Как бы то ни было, гарантийные обязательства по оплате труда бюджетников выполняются, хоть и «с большим трудом», однако работникам реального сектора экономики приходится сложнее, мешают накопившиеся долги предприятий. В целом же, основные пункты трехстороннего соглашения выполнены, в остальном виноваты «причины объективного характера».
- К сожалению, я должна обозначить проблему, над которой все последнее время работает правительство вместе с органами исполнительной власти, в том числе, привлекая общественные объединения и профессиональные союзы, - резюмировала Улич. - Не все вопросы удается решать в силу той ситуации, которая возникла в экономическом секторе не только республики, но и страны в целом. Пока мы не восстановим ту базисную основу, которая дает и налоговые поступления, и рабочие места, и стабильный доход работникам предприятий, нам очень сложно выстраивать социальную надстройку, трудно определить, что для человека первостепеннее <…> Сегодня, к сожалению, мы должны озадачиться, в первую очередь, проблемой развития экономического сектора, развития среднего и малого предпринимательства, то есть тех направлений в экономике, которые дают, прежде всего, рабочие места и налоговые отчисления.
Сокращаем работников для пользы дела?
В контексте сказанного крайне любопытным выглядело выступление заместителя министра финансов РК Светланы Алексеевой, которая не стала скрывать, что зарплаты бюджетников растут… за счет сокращений работников. По ее словам, размер фонда оплаты труда в консолидированном бюджете республики не менялся в течение последних двух лет, однако, судя по данным, которые имеются у муниципальных органов власти, размер среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений растет.
- В 2016 году по отношению к 2014 году, в принципе, идет устойчивая тенденция к росту среднемесячной заработной платы, - отметила замминистра. - Если мы посмотрим на фонд оплаты труда консолидированного бюджета, то если он в 2014 году составлял 14,3 миллиарда рублей, то в 2016 году он тоже составил 14,3 миллиарда рублей. Все, что произошло с штатной численностью, все, что высвободилось... Это жизнь идет, в любом случае она заставляет нас повышать эффективность предоставляемых услуг, но все эти фонды оплаты труда в целом по республике сохранились. За счет этого как раз и происходит положительная динамика среднемесячной заработной платы.
Могу лишь предположить, что замминистра имела в виду номинальную заработную плату (то есть, без учета инфляции), поскольку Улич в начале заседания также отметила ее рост, иначе как можно расценивать заявление о падении реальных доходов населения?
- Если подытожить: у нас регион с высокой долговой нагрузкой, - подытожила Алексеева. - Очень много обязательств и соглашений подписано с Министерством финансов РФ, но, тем не менее, процессы по индексации зарплаты идут именно через путь повышения эффективности труда. Здесь все: нормирование, попытка отрегулировать заработную плату руководящего персонала, вспомогательный персонал, аутсорсинг... Все эти механизмы направлены для того, чтобы, в том числе, повысить заработную плату.
До чего дошел прогресс! Доплаты за вредность отменяют
Между тем, одним из действенных способов повысить зарплаты бюджетникам, по мнению Валентины Улич, следует считать и «стимулирующие фонды» в учреждениях, а мотивировать сегодня работника можно только деньгами, то есть «финансовой доплатой за эффективный труд». По-видимому, на такую эффективность были рассчитаны изменения в так называемой «специальной оценке условий труда» (СОУТ), хорошо знакомой тем же работникам здравоохранения. По этому поводу у чиновников и профсоюзов на заседании разгорелся нешуточный спор.
Так, председатель КРО профсоюза работников здравоохранения Ирина Смирнова заявила, что работодатели «часто нарушают законодательство», превращая спецоценку «в инструмент регулирования оплаты труда».
- Если поначалу была не совсем отработана нормативная база (в части СОУТ — Прим. Ред.), то сейчас уже на протяжении двух с лишним лет таких нарушений быть не должно, - посетовала Смирнова. - Но все продолжается: заключаются договора с компаниями, которые не имеют специалистов и проводят спецоценку так, что не учитывают все важные условия труда. А на выходе получается, что на выходе работники лишаются соответствующих льгот и компенсаций.
Ее поддержал и председатель КРО профсоюза работников жизнеобеспечения Андрей Пахомов, отметивший, что «на сегодняшний день методика несовершенна» и, в том числе, не учитывает биологический фактор и вредные условия труда.
Валентине Улич пришлось частично согласиться с доводами профсоюзной стороны, но при этом привести свои контраргументы.
- Что касается оценки условий труда, я с Вами согласна, но меняются условия труда, меняется оборудование, меняется наличие вредных факторов, - уточнила Улич. - И эти все вредные факторы определяются исходя из современных условий. Мы должны понимать, что ситуация меняется очень быстро, и оборудование меняется очень быстро. Если вредный фактор исчезает при новых условиях труда, то автоматически его включать ни одна организация не будет. Если у вас есть такие факты, давайте разбираться с
Министерством здравоохранения, кто из работодателей допускает такие вещи, уходя от факторов вредности, если они не ликвидированы по каким-то техническим вещам.
Культурный шок
Так или иначе, неприятным сюрпризом (впрочем, сюрпризом ли?) на встрече стали, как минимум, два «отраслевых» доклада. Первой перспективы выполнения «майских указов» президента РФ – а именно они предусматривают рост зарплат бюджетников – поставила заместитель министра культуры РК Анна Томчик. По ее словам, соответствующие целевые показатели в 2017 году установлены на 10 процентов ниже, чем годом ранее, правда, падение коснулось не только Карелии, но и всех субъектов страны.
- По той оперативной информации, которой на сегодняшний день мы располагаем (по информации органов местного самоуправления), то средний показатель по районам на 2017 год – это 17 759 рублей, что меньше соответствующего показателя прошлого года, - уточнила замминистра. - Мы понимаем, что ситуация достаточно острая, и решать эту задачу придется. При этом я отмечу, что мы, конечно же, подходим дифференцированно, то есть показатель будет включать в себя заработную плату и по федеральным учреждениям: мы хорошо осознаем, что сегодня они берут на себя достаточно большую долю заработной платы на себя.
Дальше – больше. Несмотря на то, что, согласно статистике, работники культуры в республике с 2012 по 2016 год в среднем все-таки стали получать на 3 с лишним тысячи рублей больше, денег на дальнейшее повышение зарплат карельскому бюджету не хватает.
- По обновленным данным, с учетом того среднесписочного состава, который у нас на сегодняшний день есть, по информации Росстата, дополнительная потребность составит 206 миллионов рублей, включая 112 миллионов по муниципальным учреждениям культуры для того, чтобы обеспечить тот целевой показатель, который требуется для достижения на уровне всех субъектов РФ, - призналась Томчик.
Учителя в дефиците
Похожая ситуация сложилась и в образовании. Начальник управления правового, финансового обеспечения и организационной работы Министерства образования РК Илья Гольд, выступивший после коллеги, пожалуй, был еще более откровенен. Судя по его информации, в этом году на повышение зарплат педагогическим работникам карельской казне нужно почти две сотни миллионов рублей.
- В республике сложился дефицит средств на повышение заработной платы педагогических работников на 2017 год, - уточнил он. - По нашей оценке, он составляет примерно 172,3 миллиона рублей. В том числе, педагогическим работникам дошкольного образования — дополнительно к 105 миллионам выделенным нужно еще 19, педагогическим работникам общего образования — 5,3 миллиона. Самая большая цифра — это педагогические работники дополнительного образования детей — 120 миллионов рублей. Преподавателям и мастерам организаций профессионального обучения нужно 26,8 миллиона.
Кроме того, добавил Гольд, работа с пресловутыми целевыми показателями в прошлом году позволила сократить в отрасли примерно 1200 человек. В то же время, число обучающихся в общеобразовательных организациях в республике увеличилось на 1,5 тысячи человек. Оптимизация также явилась причиной реорганизации и «путем присоединения к другой общеобразовательной организации» коснулась 22 учреждений.
«Экономического чуда нет»
В отличие от коллег из Республиканской трехсторонней комиссии, посвятивших львиную долю заседания зарплатам, участники встречи «петрозаводского масштаба» чужим кошелькам уделили меньше внимания. В зале заседаний мэрии 6 апреля страсти закипели только после того, как профсоюзы фактически обвинили руководителей городской администрации в том, что те используют административный ресурс и не дают подчиненным вступать в их ряды. Но эта тема заслуживает отдельного разговора, поэтому снова поговорим о заработках. Тем более что, в отличие от мартовской встречи, в мэрии прозвучали комментарии и от бизнес-сообщества. А именно: председатель петрозаводского отделения Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РК Сергей Авишев очень эмоционально поведал о вынужденной экономии бизнесменов на зарплатах работников.
- Проблема не просто серьезная, она одна из важнейших на сегодняшний день, - рассуждал председатель. - За прошедшие годы кризиса мы все прекрасно видим, что уровень жизни уже далеко ушел от того фонда заработной платы, который сегодня присутствует. К своему оправданию, я сегодня, как представитель исключительно коммерческого сектора Союза работодателей, могу сказать, что у предпринимателя сегодня крайне тяжелая ситуация. Подъема или какого-то экономического локального чуда у нас, к сожалению, нет. А сегодня тарифная политика в республике и Петрозаводске всю свою нагрузку переложила на сектор малого и среднего бизнеса.
Авишев также выразил недовольство жилищно-коммунальными тарифами для частников, но дипломатично уточнил, что все сложности коммерсантов «не оправдывают».
- Мы уже приходим к тому, что сегодня себестоимость нашего продукта не конкурентноспособна не просто на каких-нибудь мировых рынках, а даже у нас, - . Дешевле привезти лес или доску с Вологды… - отметил бизнесмен. - В связи с этим, конечно же, фонд заработной платы – это та составляющая, на которой мы все вынуждены экономить. Иначе нам надо просто закрывать свой бизнес. Но я опять же говорю за коммерческий сектор, это, без сомнения, нас не оправдывает. К сожалению, мы вынуждены находиться в таких условиях.
К слову, в начале встречи председатель и вовсе отметил, что Союз «физически» не может выполнять условия трехстороннего соглашения, поскольку в своем составе имеет предпринимателей.
- Мы однобоко немножко ведем свою деятельность (все-таки она сегодня связана с предпринимательством), поэтому мы не можем и физически никак в полной мере выполнять условия соглашения, потому что они нацелены на весь спектр работодателей, - подчеркнул он.
Игра в одни ворота
Но напоследок вернусь к зарплатам бюджетников. Петрозаводскую мэрию на заседании комиссии представляла замглавы администрации Ольга Старикова, которая кратко сообщила, что целевые показатели по всем категориям работников выполнены. Настроение способны испортить лишь работники дошкольных образовательных учреждений, где имеются «отставания».
- У нас была уменьшена субвенция по этому направлению работы, - пояснила чиновница. - Кроме того, у нас появились новые детские садики, приняты на работу новые педагоги, поэтому фонд оплаты труда у нас в целом был увеличен, и не до конца было учтено финансирование.
Особое внимание, впрочем, уделялось молодым: на дополнительную материальную поддержку могли рассчитывать учителя в Детской музыкальной школе им. Свиридова и сотрудники городской Централизованной библиотечной системы.
- В остальных учреждениях размер фондов оплаты труда, к сожалению, не позволял проводить такие дополнительные выплаты, - уточнила Старикова. - При этом мы
предусмотрели в положении об оплате труда работников в целях привлечения молодых специалистов возможность установления дополнительных надбавок, их порядок и размер определяются коллективными договорами.
Агрессивная критика со стороны профсоюзов (к примеру, зампредседателя карельского Союза организаций профсоюзов Николай Михалев подчеркнул, что пункт по индексации зарплат в трехстороннем соглашении не выполняется), вынудила Старикову под конец встречи выступить с ответными претензиями. Чиновница возмутилась тем, что заседание комиссии почему-то превратилось в отчет только одной стороны – администрации. Потому Старикова логично предложила в следующий раз о результатах своей работы отчитываться всем.
В общем, поговорили, поспорили и разбежались. Однако во внушительном объеме «зарплатной» информации, полученном журналистами, которых, кстати, было до обидного мало, на обоих заседаниях, обратила на себя внимания одна вроде бы незаметная деталь. Председатель Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РК Юрий Пономарев, выступая после Валентины Улич, заметил, что экономике Карелии впервые за последние четыре года удалось преодолеть рецессию.
«Надо сказать, что впервые за последние несколько лет (четвертый год) удалось преодолеть рецессию, которая у нас в стране была в целом, так и в Карелии. Карелия добилась несколько лучших результатов, чем Российская Федерация, и это радует. И тенденции в этом году продолжаются: первые два месяца закончились достаточно успешно, хотя соглашусь, что сегодня Карелия работает в условиях общероссийских», - сказал Пономарев.
В таком случае, почему это никак не сказывается на зарплатах простых смертных?
Виктор КОРНИЛОВ
Комментарии