12:00, 15 Февраля 2017
Дадут денег на еду. Как монетизируют детское питание в Карелии?

Минздрав объявил, сколько денег будет выплачивать малоимущим семьям вместо бесплатного детского питания. Но хватит ли этих сумм при нынешнем росте цен?

Минздрав объявил, сколько денег будет выплачивать малоимущим семьям вместо бесплатного детского питания. Но хватит ли этих сумм при нынешнем росте цен?

 

Впервые о монетизации детского питания для детей до 3 лет из малоимущих семей, не посещающих детсады, заговорили в конце прошлого года, когда с поставками молочных продуктов возникли перебои, а у «молочных кухонь» столпились нешуточные очереди.

Чиновники были вынуждены не единожды собирать журналистов и общественность, пытаясь объяснить возникшие неурядицы, в том числе, несовершенством законодательства о закупках.  Тем семьям, кому была положена эта льгота, власти предложили заменить детское питание деньгами. Однако, помнится, тогда конкретные цифры объявлены не были, а сама идея монетизации вызвала оживленные споры.

Уже в феврале, после новогодних праздников, чиновники вновь вернулись к этой теме, причем в стенах карельского парламента: недавно на очередном заседании профильного комитета министр здравоохранения РК Ерванд Хидишян представил депутатам обновленную информацию. На этот раз конкретики было куда больше, впрочем, как и вопросов.

Съедобно не все

Министр в своем докладе кратко напомнил историю вопроса, уточнив, что медицинские учреждения испытывали проблемы не только с поставками, но и с «некачественной продукцией».

- К сожалению, не всегда продукты питания, которые поставляются в рамках закупочной деятельности, удовлетворяли желания мамочек в плане обеспечения питанием своих детей, - пояснил Хидишян. - Закупка, к сожалению, проводилась в условиях законодательства в обезличенном варианте продукта питания. Составляются технические задания «в усредненном варианте», и на конечный результат торгов и закупки, к сожалению, заказчик не может влиять. Продукция разных производителей соответствует техническому заданию (а так оно и есть во всех случаях), но это не говорит о том, что имеется продукт, который удовлетворит потребности семьи.

Иными словами, дети, «хотя они и маленькие», могли съесть далеко не все, что по плану выдавалось семье. Потому родители, по словам министра, вынуждены продавать товар, часто используя Интернет.

- Это я не осуждаю абсолютно, - подчеркнул министр. - Вероятно, эти смеси не были пригодны для конкретного ребенка, либо он не употреблял их. И чтобы как-то реализовать эти смеси, мамочки предлагали  другим на продажу.

В министерстве уверены, что предлагаемая монетизация даст право семьям самостоятельно определять, какой именно продукт покупать своему ребенку. Кроме того, в таком случае срывы поставок будут исключены. Семьи смогут планировать свои расходы «абсолютно независимо от третьих лиц».

Прежде чем перейти к конкретным цифрам, Хидишян напомнил, что обсуждаемая мера не является полной заменой питания, а может считаться лишь частичной мерой социальной поддержки граждан. Иными словами, речь идет о дополнительной поддержке отдельных категорий семей с низким доходом. Эту мысль, кстати, докладчику придется повторить неоднократно.

Как уточнил министр, ведомство успело заручиться поддержкой общественности, устроив анкетирование населения почти во всех районах республики. Из 1950 респондентов 74% выступили именно за монетизацию. Другое дело, что объективность этого анкетирования к концу заседания была поставлена под сомнение, но об этом позже.

Маленьким побольше

Наконец, Хидишян добрался до тех самых рублей, сразу же уточнив, что расчеты производились с учетом «градуировки» республики по закону «О северах», о доплатах и наценках на продукты питания и пр. В итоге получилось три территории с разными коэффициентами и «денежными стоимостями» меры соцподдержки для одного ребенка.

Кроме того, учитывалось и разница в дополнительном питании на первом, втором и третьем году жизни. По максимуму власти готовы платить первогодкам, по минимуму – трехлетним детям, поскольку «ребенок третьего года питается в большинстве случаев продуктами общесемейной потребности», уточнил чиновник.

- Для примера могу сказать, что дети 1 года в южных районах и Петрозаводске будут получать 690 рублей, 2 года – 345 рублей, 3 года – 230 рублей в месяц, - сверился с бумагами министр. - Это предлагаемые варианты, а общая сумма средств, которая выделяется на эти меры соцподдержки, будет не меньше, чем в 2016 году. Максимальная сумма, которую получат дети 1 года жизни, - это 840 рублей в месяц (Костомукша, Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы).

Важный момент: цифры не окончательны, а министерство в ближайшее время готово встретиться с общественниками и все подытожить и принять решение – монетизировать или оставлять натуральную форму.

Поставка или подставка?

На этом доклад завершился, а члены комитета не преминули засыпать Хидишяна вопросами. К примеру, Леонид Лиминчук поинтересовался, с чем был связан дефицит поставок в 2016 году – с «неправильными» конкурсными процедурами или с отдельными вопросами финансирования.

- С финансированием вопросов почти не было, потому что оплата закупки производится после проведения конкурсных процедур, - парировал министр. - Эти деньги реализуются отсрочено, скажем так. В основном, была проблема с поставкой и результатами конкурса. Когда проводили конкурс на второе полугодие, два аукциона не состоялись, на них никто не вышел, в двух была задержка поставок со стороны поставщика. Там, конечно, применялись соответствующие действия в рамках законодательства за неисполнение контракта. Но это, к сожалению, привело к тому, что случилось. К сожалению, в рамках действующего законодательства оперативно провести дополнительную закупку, либо как-то взаимозаменяемостью закрыть эту создавшуюся брешь возможности не существует.

Если торги не состоялись, то и товара нет, пожал плечами Хидишян, а если контракт все же подписан, то до тех пор, пока конфликт не урегулирован (мировым соглашением или судебным решением), заказчик повлиять на поставку не может, разве что задуматься о штрафных санкциях. В общем, оперативностью в данном случае и не пахнет.

Далее слово взяла депутат Марина Гуменникова и, сославшись на коллегу по депутатскому корпусу Анну Лопаткину, сообщила о том, что без детского питания на данный момент остались многие семьи в Кондопоге и Кондопожском районе. Хидишян пообещал разобраться, но пояснил, что все деньги, учтенные на 2017 год, доведены до организаторов. Правда, только «в размере I квартала», то есть до тех пор, пока не примут окончательное решение по монетизации.

Придется побегать за справками

Парламентариев интересовали и механизмы выплат, а особенно – справки, которые придется получать семьям. Так, тот же Леонид Лиминчук беспокоился о каких-либо возможных дополнительных бумажках. Министр здравоохранения заверил его в том, что порядок «в принципе» останется тот же: сейчас с заключением врача на получение дополнительного питания для ребенка семья получает справку о доходе, признается малоимущей, после чего приходит в медучреждение и, если есть показания к дополнительному питанию, то ребенок получает питание в натуральной форме.

- Будут выдаваться справки о необходимости дополнительного питания семье и при наличии всех справок, которые определяют достаток семьи в Центре социальной работы (как и сегодня), будут назначаться выплаты, и в рамках действующих механизмов оплачиваться семье, либо через «Почту России», либо через банк, - заключил министр.

Еще один крайне важный вопрос на встрече задала член комитета Галина Гореликова: откуда взялись все озвученные цифры, адекватны ли они розничным расценкам, и учитывалась ли при расчетах инфляция?

По информации Хидишяна, сумма в карельском проекте бюджета, принятом в декабре, была утверждена на уровне 2016 года, однако при необходимости в главный финансовый документ можно вносить поправки с учетом уточненных прогнозных цифр.

- В прошлом году мы изучали ценовую политику в розничной сети различных вариантов продуктов детского питания (и дешевые, и дорогие), и результаты аукционов, - отметил министр. - Хочу сказать, что коммерческие предложения, которые в рамках проведения аукционов предлагались потенциальными участниками, в большинстве случаев были выше, чем в розничной цене. Это связано, вероятно, с дополнительными расходами на логистику, транспорт и т.д. Мы просили коллег изучить стоимость детского питания: в некоторых районах чуть повыше, чем в Петрозаводске, но таких радикальных скачков розничной цены нет. В Костомукше, например цена на продукты питания почти такая же, как в Петрозаводске. Здесь мы не видим каких-то проблем.

Хидишян был вынужден еще раз акцентировать внимание слушателей на том, что на встрече обсуждается дополнительная мера социальной поддержки, а не «полное обеспечение питанием ребенка». При монетизации же, по его убеждению, семьи получают право выбора: могут купить дорогую смесь или приготовить дома кашу из цельного молока, а дополнительно приобрести то, что требуется малышу.

Ребенка купюрой не накормишь

Весьма неожиданный и заключительный вопрос поступил от депутата Валерия Шоттуева, который не только предположил, что очередной монетизацией чиновники облегчают себе жизнь, но и засомневался в адекватности некоторых матерей.

- Монетизация, конечно, хорошо, но денежную купюру не будешь же пихать ребенку в роддоме, - рассуждал он. - Мы равняемся, в основном, на нормальные семьи социально подготовленных людей. А есть такое: как правило, семьи с низким доходом, без отца, и мамочки там, может, не лучшего поведения. Получит она деньги и, может, направит на другие цели? А ребенку не достанется стакана молока. Может, тоже с этой стороны посмотреть?

По-видимому, тут обычно невозмутимый министр здравоохранения Карелии понемногу стал терять терпение и перешел уже на «государственные» категории.

- Чиновникам легче от этого не будет, я вас могу заверить, - объяснил Хидишян. - Нам труднее выполнить те полномочия и обязательства, которые ставит перед нами государство. И я не вижу здесь облегчения труда чиновников: где-то убывает, в другом месте прибывает. На самом деле, монетизация тоже требует дополнительной работы в части финансовой дисциплины и решения вопросов об определении категорий нуждающихся в этой дополнительной мере поддержки. Конечно, риски есть, они были и в натуральной форме. Она может пойти и продать за полцены эту молочную смесь. Но для этого и все общество работает над тем, чтобы в семьях, где есть дети, были нормальные условия. Есть и соответствующие государственные органы, которые этим занимаются. Будут, наверное, усиливать контроль за тем, чтобы эти деньги шли целевым образом.

«Вы давно не были в магазинах!»

Казалось бы, на этом можно было разойтись, но масла в огонь под конец заседания неожиданно подлила… мать пятерых детей, которая представилась заместителем председателя петрозаводской общественной организации «Многодетная семья» и настойчиво предложила «начать с начала».

По словам женщины, в прошлом году ее общественную организацию на обсуждение этого вопроса в прошлом году никто не приглашал, а большинство многодетных матерей, с которыми общественница «имеет приличный круг общения», в упомянутом анкетировании не участвовали. Многодетная мать также выступила категорически против монетизации льготы для детей 1 года жизни, поскольку, по ее мнению, гораздо удобнее единожды сходить за смесями и кашами на «молочную кухню», чем отправляться в магазин.

- Сейчас я вам цены озвучу из магазина, вы, наверное, давно не были в магазине! – распалялась женщина. - Когда детей выписывают из Республиканской детской больницы, рекомендуется смесь НАН: эта смесь в баночке стоит порядка 900 рублей! Ее хватает по собственному опыту на пару недель, пока ребенку еще от месяца до трех. Далее, соответственно, ее расход увеличивается. Что касается второго-третьего года жизни, в какой-то мере с вами соглашусь, что там можно вводить монетизацию, потому что то питание, которое предлагается сейчас, я своему ребенку не дам. Но по первому году жизни я убедительно вас прошу все-таки к этому вопросу внимательно отнестись. Что я себе на 690 рублей сейчас куплю? 300 рублей стоит одна пачка смеси! У меня дети смесь еще принимают, им 8 месяцев. 120 рублей – пачка каши…

Наконец, общественницу возмутила и озвученная процедура получения льготы в денежном выражении. По словам матери, сегодня ей достаточно получить рецепт у педиатра, после чего можно идти на «молочную кухню».

- Что сейчас будет, я не знаю, - запуталась женщина. - Я так поняла, что должна буду идти к педиатру, потом еще идти в социальную службу. Так когда я буду детьми заниматься? Пойду туда-сюда, а потом еще на «молочке» простою?

Ерванду Хидишяну надо отдать должное: громкие заявления чиновника не смутили, а если и смутили, то виду он не подал и прежде всего попросил не смешивать многодетные семьи с «отдельными категориями граждан», которым положена эта мера соцподдержки.

- Я понимаю ваш вопрос, касающийся поддержки многодетных семей, но в данном случае это не вся категория, поймите правильно, - парировал министр, признав, впрочем, что не знает, почему общественную организацию не приглашали на полностью открытые совещания. – И о принципах: вы ратуете за то, чтобы дети 1 года остались в том же механизме, но при всем моем желании я не могу озвучить, что 2017 год будет стабильным. Потому что риски я вижу и больше понимаю, что может быть, чем со стороны это может выглядеть. Возможно, риски будут даже больше, чем в 2016 году - срывы поставок и тем самым срывы обеспечения в рамках действующего законодательства питанием детей. Мне важно, как руководителю, стабильность в обеспечении тех гарантий, которые дает государство. Но вот в первом варианте, в натуральном виде, я, к сожалению, не могу сегодня сказать, что это будет стабильно.

Наконец, Хидишян заключил, что в срывах виноваты не чиновники, объявившие аукционы в рамках законодательства, а поставщики, не выполнившие свои обязательства:

- А для того чтобы исключить эти риски, услышьте меня пожалуйста, мы и предлагаем изменить механизм, не право, а именно механизм, чтобы стабильно обеспечить семью.

В ответ общественница рассудительно предложила чиновникам оставить малоимущим семьям право выбора или монетизации, или получения питания в натуральном виде и получила от министра приглашение на очередную встречу-обсуждение. Однако Хидишян позволил себе вспомнить о «демократическом централизме», мол, «решение принимается большинством голосов, значит, оно должно быть одинаково для всех».

Собственно, на этом споры в парламенте и закончились, тем более что, как подытожил глава комитета Алексей Хейфец, сейчас никто никакого решения не принимает, а стороны просто обмениваются точками зрения. Так или иначе, депутаты взяли вопрос под контроль и решили «напитаться побольше информацией». Судя по всему, теперь очередь за тем самым «большинством».

Виктор КОРНИЛОВ

 

Комментарии

елена
2017-03-01 14:47:00
Анна,не выдержала-написала обращение в минздрав.Согласнас вами.
Анна
2017-02-16 21:32:00
Прикольно жить в России, все для народа, все для детей, у меня питание стоит 300-400 рублей пачка, пачки мне хватает на 2 дня, это получается по минимому 4500 заплачу я, а мне вернут 690, справедливо, материнский капитал 500 000 тысяч, а квартира от 1 500 000 миллиона, вообще никакой разницы, а потом говорят повышайте рождаемость, пладите нищету, у меня в городе зарплату в 10 000 тысяч еще найти надо, за садик за месяц 3 000 тысячи отдай, комуналка в 2-ке благоустройной без горячей воды 5 000 рублей, несчитая света, продукты то же денег стоят, в школу за питание 2500 отдай, и тут возникает вопрос как еще не сдохли.
Гость
Сегодня, 08 октября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.