В 90-е годы силами четырех-пяти энтузиастов в Петрозаводске было создано уникальное предприятие, которое сейчас поставляет продукцию ведущим компаниям России и осваивает зарубежный рынок.
В 90-е годы силами четырех-пяти энтузиастов в Петрозаводске было создано уникальное предприятие, которое сейчас поставляет продукцию ведущим компаниям России и осваивает зарубежный рынок.
Мы на первой очереди завода пожарных роботов. Приходится повышать голос, чтобы расслышать друг друга. Серьезные мужчины – токари и фрезеровщики – за работой. Перемещают штативы, ставят заготовки на обработку, сверяют размеры. «Станкам скоро полвека, – говорит Андрей Зверев, финансовый директор Инженерного центра пожарной робототехники, – но они до сих пор исправно работают и дают высокую точность».
Импортозамещение по-русски: роботов-пожарных из Карелии любят в Болгарии и Китае
Проходим сварочную площадку и оказываемся на второй – новой – очереди. Ее открытие состоялось в прошлом году. Можно подумать, помогли санкции, но ничего подобного. «На 20-30% в год росли объемы производства, постоянно не хватало площадей, сами приняли решение о строительстве нового цеха, два года его строили. Все – на собственные средства, кредитов не берем, а инвестируем всю полученную прибыль», – рассказывает Андрей Зверев.
Конечно, высокие чиновники обратили внимание на предприятие и решили поддержать инновационное производство. Министерство экономического развития выделяет субсидии на развитие Центра. Но, что удивительно, со стороны госзаказа поддержки нет. В основном государство приобретает непрофильную продукцию, и на его долю приходится всего 20-25%.
К слову, в 90-е силами буквально четырех-пяти энтузиастов удалось сохранить наработки и идеи без всякой поддержки со стороны правительства и кого-либо еще. Собирали роботов вручную, а производство размещали на заводах Петрозаводска – Онежском тракторном и «Петрозаводскмаше». Карельские кулибины оказались не только высококлассными специалистами, но и хорошими организаторами производства – активно использовали аутсорсинг, когда еще и слова такого не знали.
Капитан предприятия – Юрий Горбань, генеральный директор, создатель Центра и воплотитель огромного количества идей в жизнь. Недавно ему исполнилось 70 лет, но он по-прежнему активно участвует в разработках и руководит проектами. Андрей Зверев показывает монографию Горбаня – пособие для инженеров и проектировщиков, изобилующее сложными формулами и схемами. Она обязательна к прочтению специалистам, приходящим на завод.
Несмотря на то, что доля госзаказа невелика, на нехватку работы никто не жалуется. Переход на производство в три смены, который состоялся в прошлом году, – яркое тому подтверждение. Основные заказчики – частные предприятия и инвесторы. Спрос за последнее время вырос на 70% – в 2015 году вводили в эксплуатацию много объектов. Да и политика импортозамещения помогла: сверху дали приказ – использовать отечественное.
Импортозамещение по-русски: роботов-пожарных из Карелии любят в Болгарии и Китае
В новом цеху голос можно почти не повышать: работает передовое оборудование – станки с числовым программным управлением (ЧПУ). «Они, в отличие от старых станков, уже не универсальны, а специализированы для выполнения наших задач», – продолжает знакомить с предприятием Андрей Зверев. Нарезка, сверление, фрезеровка – словом, весь цикл обработки детали автоматизирован. «Станки очень дорогие, но эффективные. Производительнее на порядок», – не скрывает гордости специалист.
- Чье производство?
- США и Тайвань. В России их, к сожалению, уже не выпускают.
Представитель завода предлагает познакомиться поближе с новыми технологиями. Плазменный экран с обилием кнопок смотрится внушительно. За ним – Дмитрий Задирака, технолог-программист, на заводе с 2007 года. «В то время как раз купили первые станки с ЧПУ, – вспоминает мастер, – пришлось писать программы и делать наладку». И показывает программный код на экране: он задает траекторию обработки. Однако не для всех деталей можно написать программу. «Сопряжения, радиусы, сложные контуры, – перечисляет специалист, – лучше обрабатывать, пользуясь специализированным программным обеспечением ESPRIT».
Ближе к выходу – экспозиция продукции Центра. В ряд выставлены незамысловатые на вид устройства, каждое из которых по форме напоминает мультяшный пистолет. Оказывается, это ручные пожарные стволы – основное оружие пожарных в борьбе с огнем. Они стыкуются с пожарным рукавом и регулируют поток воды. Одна из новаций предприятия – ручной ствол, автоматически стабилизирующий напор жидкости. «В пожарной машине давление может прыгать, а пожарный ствол его выравнивает, – объясняет Андрей Зверев. – Это существенно повышает эффективность пожаротушения».
Поднимаемся на верхний этаж. Здесь головной центр предприятия – просторная и прозрачная комната для совещаний. Еще одна выставка: представлены только стационарные пожарные роботы. Хитро изогнутые, с видеоглазом, они напоминают хищника, замершего перед прыжком. «Система технического зрения – результат сотрудничества с Петрозаводским университетом. Она обнаруживает пламя по видео», – замечает Андрей Зверев.
На объект ставят от 2 до 64 таких красавцев. Объекты – космодромы, аэропорты, стадионы, авиационные ангары. По периметру помещения – пожарный водопровод. Роботов размещают на нескольких уровнях так, чтобы каждая точка на объекте просматривалась двумя железными огнеборцами. Их соединяют в сеть, и они ведут наблюдение при помощи видеокамер и инфракрасных сканеров. При обнаружении очага возгорания робот наводит ствол, рассчитывает траекторию, давление, дальность и подает воду. Все – в считанные секунды.
- А если роботы окажутся в центре пожара?
- Какое-то время способны продержаться. Случаев гибели пока не зарегистрировано. И роботы, и лафетные стволы делаем во взрывозащитном исполнении. Они способны работать не только в условиях сверхвысоких температур, но и выдерживать мощную ударную волну.
Один из основных заказчиков – нефтянка. Она помогла встать на ноги в начале 2000-х. В частности, высоким спросом стало пользоваться оборудование по охлаждению нефтехранилищ и конструкций добывающей отрасли. Предприятие выросло с 20 человек в начале 2000-х до 100 в 2007 году, и это в условиях серьезной конкуренции, как со стороны зарубежных производителей, так и со стороны российских. Сегодня на заводе трудится 175 человек, а созданные специалистами стальные огнеборцы обеспечивают безопасность на десяти нефтеперерабатывающих заводах в России.
Вышли и на зарубежный рынок. Недавно поставили роботов в Болгарию, на нефтеперерабатывающий завод «Лукойл». «Третий год делаем поставки в Китай. Люди удивляются: все везут из Китая, а предприятия, которые импортируют в Китай, – можно по пальцам пересчитать. Мы – одно из них», – скромно замечает Зверев.
Импортозамещение по-русски: роботов-пожарных из Карелии любят в Болгарии и Китае
- А в Европу, кроме Болгарии, поставляете?
- В Европу тяжело попасть – нужно пройти сертификацию, а это большие затраты. Самая простая экспертиза стоит 100 тысяч евро.
Но предприятие все-таки пытается выйти на европейский рынок. Сейчас Центр находится в поисках стратегического партнерства с теми, кто проявит интерес к продукции завода и будет готов разделить затраты.
Известные на всю страну объекты – космодром Восточный, стадион Зенит-Арена, аэропорт Внуково – оснащены роботами из Карелии. «На Восточном пару недель назад был пуск – наши роботы защищали стартовый стол», – говорит Андрей Зверев. «А на «Зенит-арене» стоят роботы в антивандальном исполнении. В рабочем режиме выдвигаются, оценивают ситуацию, делают свою работу и прячутся обратно», – рассказывает представитель Центра.
Спешу удовлетворить любопытство и воочию увидеть человекоподобного робота – робота-андроида. «Возможно, внизу», – отвечает Андрей Зверев.
Спускаемся вниз, и перед нами еще одна экспозиция – концептуальных разработок предприятия. Одна из них – робот со сверхспособностями человека-паука. Как и герой известных комиксов, он передвигается по стенам и творит добро – тушит пожары в недоступных для человека местах и на большой высоте. «Реактивная сила струи создает искусственную гравитацию, а электромоторы приводят устройство в движение», – поясняет Андрей Леонидович.
Моему восхищению нет предела – просто диву даешься остроумным разработкам инженеров из карельской столицы.
Еще одна новация – роботы на болиде. Они будут защищать от огня автотранспортные туннели. Умная машина курсирует вдоль сооружения и в случае возгорания сама подключается к пожарному водопроводу и начинает ликвидацию аварии.
Конструкторы и инженеры предприятия хотят поставить роботов на сигвеи. И, кажется, осуществится вековая мечта человечества – произойдет скачок в царство свободы. Хотя бы передвижения.
Импортозамещение по-русски: роботов-пожарных из Карелии любят в Болгарии и Китае
- Неужели все сами делаете?
- Да, все сами. От проектирования печатных плат и разработки программного обеспечения до сборки и настройки робота.
- А специалистов из-за рубежа, случаем, не привлекаете?
- Нет. Все инженеры и программисты – выпускники нашего (Петрозаводского – прим. ред.) университета. Конечно, когда человек приходит на предприятие, ему необходимо разобраться в специфике работы, программирования. Пройдет год-два, прежде чем молодой специалист станет профессионалом. Программиста найти не проблема. Трудно найти рабочего – токаря, фрезеровщика. На станки с ЧПУ нужны специалисты. Они должны быть не только программистами, но и технологами – понимать, как устроена обработка детали. В этом – в образовании пробел. Молодых рабочих обучаем прямо на предприятии. Приходят ребята с лесоинженерного факультета, встают за станок, учатся.
- Можно сказать, что если бы в образовании дела обстояли лучше, то вам было бы легче?
- Конечно, так даже нужно сказать.
Робота-андроида нам застать так и не удалось. У него плотный график. Вот и сейчас отсутствует – уехал в Москву на очередную выставку.
Источник публикации: "Экономика сегодня"
Комментарии