Готовы ли карельские предприниматели поставлять продукцию по официальным каналам сбыта, пройдя все проверки и заплатив все налоги? И готовы ли они продемонстрировать действительно конкурентоспособный продукт? Так, как это делают федеральные торговые сети. Этой теме посвящена статья заместителя директора КарНЦ РАН по научно-организационной работе Евгения Жирнеля.
Готовы ли карельские предприниматели поставлять продукцию по официальным каналам сбыта, пройдя все проверки и заплатив все налоги? И готовы ли они продемонстрировать действительно конкурентоспособный продукт? Так, как это делают федеральные торговые сети. Этой теме посвящена статья заместителя директора КарНЦ РАН по научно-организационной работе Евгения Жирнеля.
Экономический патриотизм. Так можно назвать стремление поделить бизнес на "своих" и "чужих" с целью поддержки первых. Особенно остро вопрос стали поднимать после масштабной экспансии торговых сетей в регионы.
Чужие "Магниты", "Семьи", "Пятерочки", "Ленты"серьезно потеснили местных предпринимателей. На первом этапе этой войны гиганты торговли "захватили" торговую недвижимость в городах и поселках. Вторым этапом экспансии стал диктат торговых сетей в отношении местных производителей. Цены, условия и сроки поставки продукции, которые предлагали сети, для многих предпринимателей оказались непосильными.
Ситуация выглядит, на первый взгляд, очень просто. Торговые сети - зло, местный бизнес в регионе - пострадавшая сторона. Во-первых, сети "не платят в регионе налоги", во-вторых, из-за них разоряется региональный бизнес и "наши" предприниматели теряют доход. Более того, "сети ничего не создают, они лишь перекупщики, диктующие свои условия".
Региональная власть в Карелии неоднократно вмешивалась в ситуацию, выступая в роли переговорщика между местными производителями и торговыми сетями. Только вот ситуация не меняется. Так в чем проблема?
Дело в том, что мы забыли о главном участнике этих отношений - потребителе. Разве потребитель не сам выбирает, где покупать хлеб, молоко и другие товары? У меня, например, во дворе закрыли "местный" магазин после того как за углом открыли "Магнит", Закрыли по той простой причине, что жители наших домов стали ходить в "Магнит". Это был выбор потребителей, которые "проголосовали ногами" и рублем.
Если оценить, как выглядят оставшиеся "местные" магазины по сравнению с магазинами сетей, то последние явно выигрывают по условиям обслуживания клиентов. За редким исключением. Т.е. сети - это не "просто спекулянты", это бизнес, который создает стоимость в сфере предоставления услуги по покупке товара. И выигрывает конкуренцию. Нам ведь не все равно, как и где мы покупаем товар?
То, что касается налогов, тоже не все так однозначно. Крупные сети более прозрачны по определению, а вот малый бизнес как раз почти весь "в тени". Предприниматели не платят налоги зачастую "из принципа", культура такая. И здесь нет разницы между местными и неместными.
Теперь то, что касается местных производителей. При погружении в этот вопрос выясняется, что поставлять то особо и нечего. Т.е. то, что есть - уже на прилавках. Местное молоко и хлеб вы легко найдете в сетевых магазинах, как и продукцию Карельского мясокомбината. А вот все остальное - просто "не формат" торговых сетей. Зачастую местный производитель просто не производит в таких объемах или не может обеспечить условия поставок. При этом не все из них от этого страдают.
Ситуация такова: если продукт достойный, проблем со сбытом нет. Достаточно вспомнить бренд Silent lake (природная косметика), известный далеко за пределами Карелии. Объемы производства местных предпринимателей не поспевают за продажами. Или пример сыроваров из этой же деревни Кудама. Можно упомянуть и спортивную продукцию MB barbell.
Сейчас началась работа по разработке программы продвижения продукции предпринимателей из Карелии. Исходя из вышеизложенного, нужно внимательно изучить предмет продвижения. А так ли много у нас товаров, которые потребители купят, только узнав, что это "Сделано в Карелии".
Хватит ли у потребителей экономического патриотизма для того, чтобы предпочесть "наш" продукт "не нашему"? Готовы ли предприниматели поставлять продукцию по официальным каналам сбыта, пройдя все проверки и заплатив все налоги? И готовы ли они продемонстрировать действительно конкурентоспособный продукт?
Евгений ЖИРНЕЛЬ
Комментарии