Скульптор Ченка Шуквани знает, как прославить Карелию.
Скульптор Ченка Шуквани знает, как прославить Карелию.
В Тбилисской академии художеств он был успешным студентом. Его произведения не раз обсуждались на всеобщих академических советах. Дипломный проект "Новая жизнь" выставлялся даже в Москве. Своими учителями Ченка Шуквани называет Родена, Бурделя и Микеланджело. Это если в высоком художественном смысле.
Именами его реальных преподавателей тоже можно восхищаться. Мастер скульптуры Мерабишвили, русский художник Шухаев и еще - Ахвледиани, Бердзенишвили с Гудиашвили. Как ни странно, но фамилии этих безгранично талантливых людей не столь знакомы широкой публике, как, например, Зураба Церетели. Противоречивый скульптор, друг московского мэра Лужкова тоже был учителем Шуквани, вел курсы по керамике.
Любовь до Карелии доведет
Мечты стать художником никогда по-настоящему не посещали мальчишку из высокогорного сванского села. Карьера военного Ченке с детства казалась престижней и интересней. Хотя рисовать, лепить из найденной во дворе глины, рубить из камня нравилось всегда. Да и отец поощрял творческий посыл сына.
Вылепленные по памяти фигуры местных мужичков юный Ченка выставлял вдоль деревенской улицы. Соседи диву давались портретному сходству. Так же удивлялись в академии именитые мастера: как молодому человеку, не имеющему возможности обучаться в художественной школе, с такой легкостью поддаются и живопись, и скульптура, и керамика со стеклом.
Кто знает, как бы сложилась жизнь скульптора у себя на родине, если бы в расписание планов не вписалась любовь. Это чувство привело его в Карелию, которая может считаться родиной Шуквани как художника.
Жители Петрозаводска знают Ченку Минаевича как талантливого мастера. Его скульптурные работы, керамика, чеканка украшают многие уголки столицы. Возможно ли сегодня представить наш город без фонтана у бывшего кафе "Юность"? Шар дружбы, символизирующий связь с городами-побратимами на площади Кирова давно стал одним из главных украшений карельской столицы.
Интерьер турбазы "Косалма" в его первозданном виде, залы ресторана "Кавказ" оформлены роскошными фресками и чеканками Шуквани.
Женские портреты художника необычайно одухотворены.
Есть в "портфеле" этого талантливого человека и серия работ, так или иначе связанных с военными действиями. В память о карельских солдатах, не вернувшихся с "чеченской" войны, в сквере у Неглинки установлен мемориал в виде колокола. Набат - это аллегория, своего рода предостережение каждому из нас. Мысль автора заключается в том, что любое не верно сказанное слово может привести к непоправимым последствиям и даже к войне в собственном государстве.
Перед главным корпусом Республиканской больницы установлена стела в память о врачах, погибших во время Великой Отечественной войны. Работа, как рассказывает сам автор, еще не закончена. Средств на завершение скульптурной композиции у медучреждения пока нет.
Еще один монумент установлен в Орзеге. На нем высечены имена милиционеров, принявших на себя первый бой в далеких сороковых прошлого столетия. Знающие люди говорят, что этот памятник скульптор установил практически на свои деньги. Когда пришло время выплачивать ему гонорар, случился дефолт. На средства, полученные за несколько месяцев труда, можно было купить лишь пару килограммов колбасы. Но об этом сам скульптор совсем не говорит. Только с воодушевлением вспоминает, как отыскивал в Лососинном огромный валун, как поднимали его с помощью тросов и грузили на самосвал, как из Питкяранты лично привозил материал для работы.
Сейчас автор многочисленных творений создает новый памятник. У здания МВД вскоре появится еще один монумент, который будет символизировать надежность и защиту.
Мечта о мировом шедевре
Гора "Сампо" давно поразила художественное воображение Ченки Минаевича. Увидев впервые в Косалме это местечко, скульптор от восторга упал на колени. Такова была сила восприятия. Желание подчеркнуть природные достоинства прионежских земель и родившийся в голове художественный замысел не дают ему с тех пор творческого спокойствия. На знаменитой "горе калевальских рун" заслуженный деятель искусств мечтает построить крепость. Прямой связи, к слову, с эпосом у этих географических мест нет. Но ассоциации у населения остались с 60-х годов прошлого столетия, когда здесь снимался советско-финский фильм "Калевала".
Идея у Шуквани есть не только в образах и мыслях, но и на многочисленных эскизах. На самом верху на высоте примерно восьмидесяти метров по периметру горы он мечтает построить стену из малинового кварцита. Там же установить две смотровые башни. Одну из красного кварцита, другую из черного. Со стороны Кончезера вид будет потрясающий. Впрочем, не менее впечатляющим он будет и сверху, когда здесь появится безопасная панорамная площадка. В ясную погоду просмотр карельских пейзажей обеспечен в радиусе сорока километров. Если сделать хорошую дорогу, провести освещение, работы могут пойти очень быстро. Несмотря на дорогостоящий проект, Карелия сможет новой достопримечательностью не просто гордиться, но и привлекать все большее число туристов.
Много веков назад в этих местах горячая лава расплавилась с поверхностью земли. Быстрые потоки извержений соединились с камнями и образовали прочный монолит. Благодаря такому природному составу внутри горы можно не только сделать лабиринты, проложить некие туристские маршруты, но и построить целые помещения.
Дело осталось за малым. За малым, но самым главным. Согласовать проект и найти инвестора. Прионежская администрация казалось бы, уже пошла навстречу, но перестановки в руководстве вновь отодвинули обсуждение проекта. Очевидно, что уровень задуманного требует поддержки республиканских властей.
Осуществись мечта скульптора Ченки Шуквани - гора "Сампо" вошла бы во все путеводители мира наряду с такими карельскими шедеврами, как "Кижи" и "Валаам". И за эту красоту многие точно сказали бы спасибо.
Натали КАРАПЕТЯН.
Комментарии