Трайбл: мода из глубины веков дошла до Карелии
Трайбл: мода из глубины веков дошла до Карелии
Танцы всегда являлись неотъемлемой частью культуры любого этноса. Сдержанные северяне, страстные южане и загадочные жители Востока отплясывали, танцевали или хотя бы пританцовывали. На смену ритуальным и народным танцам пришли вальсы, чарльстоны, рок-н-ролл, брэйк-данс и уж совсем диковинные контемпорари-дэнс, джайф, рагга и трайбл. Однако, как известно, все новое – это хорошо забытое старое.
Назад к корням
Трайбл-танцы – это, в буквальном смысле, танцы племени. Зародился этот вид искусства в США в шестидесятых годах прошлого века. ATS – American Tribal Style (американский трайбл-стиль) соединил в себе танцы разных народов – Африки, Индии, Египта. Сейчас наиболее популярен трайбл-фьюжн.
Для Карелии «танцы племен», появившиеся у нас только несколько лет назад, искусство совершенно новое. Пока трайбл-групп в нашем регионе совсем не много, однако, как показывает опыт крупных городов, направление станет популярным очень скоро. Уже сейчас желающих научиться двигаться в древнем мистическом ритме – достаточно много.
Вопреки расхожему стереотипу, трайбл – это не танец живота, бэллиденс или любой другой восточный аналог. Это уникальное и самобытное искусство, насчитывающее несколько десятков самостоятельных направлений – готические танцы, любимые финнами, винтажные, гламурные… Найти что-то, подходящее под настроение, стиль жизни и образ мышления, не составит труда. Танцевать можно и под шаманские напевы, и под даб-степ, и под электро. Главное, чтобы музыкальное оформление соответствовало настроению танца.
Трайбл – преимущественно женский вид танца, как рассказала нам Юлия Растопчина, педагог-хореограф, преподающая трайбл. Однако существуют и мужские адаптированные варианты – более брутальные и мужественные. «Трайбл – это древний танец силы, танец женской энергии, позволяющий раскрыть свои возможности, стать более уверенной и женственной, – объяснила Юлия Растопчина, хореограф, преподающая трайбл-танцы в петрозаводской студии «ЭриТару». – В этом танце нет того кокетства, которое присутствует в восточных танцах. Это совершенно иное, диаметрально противоположное «восточному», самосознание – более свободное и гордое, наверное. Трайбл – искусство для сильных и самодостаточных, уверенных в себе и своей силе, но остающихся настоящими, истинными женщинами».
Костюмы трайл-танцовщиц мало напоминают традиционные наряды для выступлений стандартных женских коллективов – подчеркнуто лишенные «сценичности» и лоска многослойные юбки, шаровары и вполне целомудренные топы. А прически американских «звезд» стиля (которым карельские танцовщицы не уступают) – настоящие произведения искусства – с накладными дредами и косами, целыми букетами цветов, хитроумно вплетенными в косы цепочками и заколками. Даже лица и тела танцовщицы не щадят, нанося узоры или вовсе покрывая татуировками.
Стиль, как считают многие знатоки трайбл-танца, обусловлен традициями древнейших времен, когда женщины стремились с помощью амулетов и украшений обезопасить свое тело и душу от недобрых помыслов и пожеланий. «Это всегда обилие украшений – тяжелых, крупных, «под старину», напоминающих или повторяющих древние амулеты и украшения разных народов, – рассказала Юлия. – Тяжелые пояса с подвесками позволяют лучше чувствовать бедра, что очень важно в танце, богатые браслеты делают более «послушными» руки. Волосы часто закрывают целыми отрезами ткани и украшают, как подскажет вкус и фантазия».
Плотные костюмы, в отличие от «восточных» полупрозрачных нарядов – тоже своего рода демонстрация отказа от флирта. Танцуют трайбл больше для себя, чем для услады зрительского взора. Достаточно агрессивное оформление – металлом, ракушками, монетами – также говорит о том, что трайбл с танцем живота ничего общего в плане идеологии не имеет.
Трайбл по-карельски
Несмотря на обманчивую «тяжеловесность» своего обмундирования, двигаются танцовщицы удивительно изящно и легко, доводя свои па до совершенства долгими тренировками, включающими обязательную растяжку. Основная отличительная черта трайбла – изолированность движений – каждая часть тела «танцует» отдельно.
«В этом направлении роль импровизации очень велика, – пояснила петрозаводский хореограф. – Я считаю, что, несмотря на значимость базовых движений, в России каждый регион может внести какой-то сугубо аутентичный элемент. Мы сейчас разрабатываем методику карельского трайбла. Разумеется, это не будут девушки, отплясывающие в костюмах, которые мы привыкли считать традиционно карельскими, под музыку «Кантеле». Мы хотим сделать танец на основе карельских мифов и легенд». В качестве музыкального сопровождения Юлия планирует использовать в своих номерах этническую музыку Карелии в современных аранжировках.
Несмотря на то, что «танцы племени», как и подразумевается названием, – дело коллективное, ни о каком «клонировании» или соперничестве речи не может идти. Двигается коллектив как одно целое, но каждая участница при этом – танцует свой внутренний танец по-своему. Это замечают многие из тех, кому представилась возможность увидеть «живое» выступление карельских трайбл-танцовщиц.
«Трайбл – очень полезный для девушек и женщин вид искусства. Во-первых, занятия помогают исправить осанку, – рассказала Юлия. – Особенно в комбинации с йогой или пилатесом. Кроме того, трайбл помогает наладить координацию движений, добавить пластичности и позволяет научиться держать себя. В сочетании с гимнастикой – помогает поддерживать фигуру, «подсушивать» тело, но без чрезмерных нагрузок на сердце и нервную систему.
Достаточно посмотреть на трайбл-танцовщиц со стажем, чтобы понять, насколько хорошо работает этот вид танца. Кроме того, трайбл раскрепощает, позволяет осознать себя как женщину. Любые контакты с людьми наладить становится проще».
Как ни странно, научиться красиво двигаться в ритмах трайбла хотят не только молодые петрозаводчанки. Женщины более зрелого возраста с удовольствием ходят на занятия и учатся крутить «восьмерки» бедрами и «флорео» руками.
Практически во всех древнейших системах верований считалось, что танец – это общение с богами и духами окружающего мира. Откликались ли высшие существа на просьбы своих танцующих жриц – неизвестно. Возможно, об этом мы узнаем, если разбудить божество карельской земли удастся современным трайбл-танцовщицам.
Маргарита Иванова,
«МК» в Карелии»
Комментарии