Народный артист Карелии о профессии, халтурках, кино и страхах
Народный артист Карелии о профессии, халтурках, кино и страхах
Можно ли уместить 60 лет жизни в соломенном чемодане? Актер Театра кукол, артист-универсал, любимец петрозаводской публики Александр Довбня, выйдя 5 ноября на сцену родного тетра с огромным плетеным «хранителем воспоминаний», прекрасно справился с этой задачей. Хотя знаменитый карельский кукольник впервые решился на бенефис. «Мой день рождения – 3 июля, – сказал «МК» в Карелии» накануне праздничного концерта Александр Довбня. – Для артиста не очень удобная дата: лето, все в отпусках. Так что это мой первый юбилей, который я отмечаю хоть и осенью, но вместе со зрителями. Отмечаю с живым оркестром, который есть в нашем театре, с украинскими песнями и номерами артистов из Национального театра, «Творческой мастерской». Коллеги с удовольствием поддержали юбиляра, выступив на концерте. Но если бы в этот вечер на сцену выходил только Александр Довбня, праздник все равно удался бы. Актер, которому всегда было тесно в рамках Театра кукол, как человек-оркестр завораживает публику своим обаянием и неумной энергией. Этот артист разговорного жанра, который играет на баяне, фортепиано, гитаре и поет, сочиняет буриме и тексты к капустникам, заговорит все и всех. Остается только слушать и кивать головой. Слушаем и киваем.
Три года первый без жилья
– Моя актерская судьба сложилась удачно: я попробовал все, кроме оперного театра. Работал в Национальном театре, Домашнем театре Баулиных, сотрудничал с актерами «Творческой мастерской». Но основное мое место работы было и остается Театр кукол. Хотя в кукольники попал случайно. Когда вернулся после армии в филармонию в Хмельницкий, где несколько месяцев после театрального училища работал конферансье, моей концертной бригады уже не было. Да и профессия конферансье на эстраде себя изживала. Что было делать? В филармонии была кукольная группа. Поработал там. Потом на ее базе открыли Театр кукол. «Оставайся, на кой черт тебе мотаться на гастролях. Прибивайся. Квартиру дадим», – говорили мне, приглашая в новый театр. И я, женившись к тому времени, согласился. Но квартиру так и не получил. Куда-то уходило новое жилье. Хотя директор театра мне говорил: «Саша, видишь, строится дом. Даю слово, здесь будешь жить. Выбирай этаж». Дом сдавали, но меня в списке квартирантов не было. «Ты же понимаешь, еще не все ветераны ВОВ обеспечены жильем», – объясняли мне причину отсутствия ордера на квартиру на мое имя. Так я три года стоял в очереди на жилье первым.
Мог получить квартиру в своем родном городе – Кривом Роге. Там открылся Театр кукол, и меня забросали телеграммами: «Приезжай, жилье даем сразу». Но я не хотел возвращаться домой. Понимал, что там у меня нет никакой перспективы. Режиссера, к которому хотелось бы ехать, не было. Зато кругом друзья, одноклассники, приятели. Чем все это бы закончилось? Одними пьянками. Какое уж тут творчество? А я все думал, что нужно расти: поступать в вуз, пробовать свои силы в больших городах. Судьба меня забросила в Петрозаводск. Здесь работал мой приятель. Пока я был на гастролях, в Хмельницкий как-то приехал петрозаводский Театр кукол. Друг узнал, что коллективу, интересному, молодому, нужны артисты. Жилье предоставляется. Он, без семьи, детей, поехал в Петрозаводск первым. Я отправился в Карелию через полгода…
Пусть люди сядут!
– Когда начинал работать в театре на Украине, зарплаты были смешными. Я получал 62 рубля 50 копеек. Мы не могли с женой купить утюг. Родители дали нам 105 рублей на диван. А мы с женой оделись, а диван потом взяли в кредит. Ежемесячно должны были сами добровольно, а не через бухгалтерию, относить по 15 рублей в счет кредита. Кошмар! Когда ты получаешь аванс в 25 рублей, нужно отдать 15! Выкручивались, как могли. У нас был свой ансамбль, с которым мы ездили по свадьбам, юбилеям. Я был клавишником. Однажды приехали на украинскую свадьбу, а там гуляет все село. Для нас, музыкантов, поставили отдельный столик. А народ все идет и идет. Вдруг поднимается с места хозяйка и говорит: «А ну, музыканты, вставайте, пусть люди сядут». Потом я это использовал в одном из монологов своего генерала Капусты: «Очень рад, что сюда пришло много людей, а также артистов».
Был я и тамадой на свадьбе, участвовал в различных представлениях. Артист без халтуры не может. Это же тренировка для актера. И такой «тренаж» должен быть постоянным. Бывает в жизни артистов, что нет ролей в течение полугода, а то и года. А ты должен быть в тонусе. Беги, халтуркой занимайся. В какой-то проект влезь. Наши ребята работают в театре Снежаны Савельевой, помогают в различных проектах, ведут концерты, конкурсы. Они постоянно чем-то занимаются. Ведь чем отличается театр кукол от драмы? У нас ширма и ограниченное пространство. А остальное то же самое – работаем по одним законам. Только нам еще сложнее: поднимаешь куклу – «давит» на спину, руки немеют и надо еще говорить.
Капуста привел в кино
– Я не знаю артиста, который не мечтал бы сниматься в кино. Это другая атмосфера, другой воздух, другое общение, да и искусство другое. У меня был небольшой опыт – снимался в массовке «Холодного лета 53-го» в 86-м году в Суйсаре. А однажды меня утвердили на роль водителя лесовоза в фильме, над которым работала Одесская киностудия в Карелии. Мы должны были ехать с театром в Западную Германию на гастроли. Тогда Гена Залогин мне сказал: «Саша, не дури. Если бы ты был в главной роли, то тогда стоило бы остаться, а у тебя эпизод. Поезжай в Германию». И я поехал на гастроли. И не зря. На дворе было начало 90-х, развал Советского Союза. И этот фильм так и не вышел на экран.
Но в кино я все-таки попал. Попал благодаря генералу Капусте. Питерский режиссер Влад Фурман увидел мое выступление на юбилее «ТМ», где я вышел на сцену в роли министра культуры – генерала Капусты. Он меня запомнил и, когда снимал сериал «Агент национальной безопасности», пригласил на кастинг. На роль пробовалось шесть артистов. 1 апреля, когда я уже приехал с кастинга домой, раздался звонок: «Александр Павлович, вы утверждены на роль». Я не поверил: «Дайте ваш питерский номер, я перезвоню». Женщина засмеялась, продиктовала номер телефона. С 7 апреля я уже работал на съемках. Радости было много!
Никакой пыли
– 35 лет в Карелии. Желания вернуться на родину – Украину – никогда не было. Рыбалка, охота – это моя страсть с детства. И все это нашел в Карелии, благодаря которой я и море увидел. С Театром кукол мы объездили страну от Баренцева до Черного моря. Гастроли были чудесными. Но в 90-х все закончилось. Выжить было тяжело. Когда у тебя семья и начинаются не просто финансовые проблемы, а наступает полный крах бюджета, то приходится думать о том, что нужно что-то менять. У меня были мысли уйти в Автоколонну 1126 водителем автобуса. Потом приятель звал на железную дорогу. Я даже комиссию прошел, чтобы отправиться на учебу в Бологое. Но моя профессия не отпустила. Многие ребята в Национальном театре сознательно пытались уйти, уезжали в Финляндию, но потом возвращались. Это не просто профессия, это образ жизни, это воздух, которым мы дышим. Мы без этого не можем. И это не красивые слова. Это жизнь.
Что самое страшное для артиста? Когда потихонечку перестают давать роли, слова к которым начинаешь забывать. Только не это! Пока запоминается текст, пока есть силы, я постоянно себя тренирую. И даже мысли уходить из театра нет. У каждого артиста есть свой ящичек. Его нужно открывать, доставать какие-то роли и протирать от пыли. Раньше я работал в 25 из 30 идущих спектаклей. Сейчас занят в 13-14 постановках. Пока есть силы, возможности, буду держаться. И никакой пыли в своем ящичке не потерплю.
Подготовила Наталья Соколова,
«МК» в Карелии»
Комментарии