И.о. министра культуры Карелии об отъезде звезд, «постановочных» и судьбе театров
И.о. министра культуры Карелии об отъезде звезд, «постановочных» и судьбе театров
Главный дирижер Симфонического оркестра Мариус Стравинский 28 июня попрощался с Петрозаводском. После концерта «Маэстро приглашает» худрук оркестра оставил свой пост и Карелию. Месяц назад покинул Музыкальный театр и свою балетную труппу хореограф Кирилл Симонов. Талантливые творческие люди, востребованные в России и за рубежом, уезжают из республики. Это случайность или тенденция? Что думают об отъездах профессионалов в Министерстве культуры Карелии? Какие еще изменения произойдут в наших культурных учреждениях? Почему театры постоянно жалуются на отсутствие постановочных? Об этом и многом другом нам рассказала и. о. министра культуры Елена Богданова.
Миллионов не хватает
– Елена Викторовна, очередной театральный и концертный сезон закончился. Руководители учреждений планируют, как будут жить дальше. Как правило, все жалуются на безденежье. И худрук балета Кирилл Симонов, покинувший свой пост, заявил: «Не могу губить карьеру ради ожиданий». В течение прошлого и позапрошлого сезона он не мог выпустить ни один своей проект из-за отсутствия денег. А в вашем ведомстве утверждают, что ежегодно Минкульт республики финансирует работы по созданию и сохранению театральных постановок. Так сколько же денег нашим театрам выделяется, если там говорят, что «постановочных» либо нет, либо называют эти средства мизерными?
– Мы сейчас живем по 83 федеральному закону. И все наши учреждения работают по госзаданию, в рамках которого в 2012 году, например, Театр кукол должен создать четыре новые постановки, Национальный театр и Театр драмы – по три спектакля. В качестве «постановочных» эти театры получат в нынешнем году по три с лишним миллиона рублей. В прошлом году им была выделена аналогичная сумма. Музыкальному театру на создание новых постановок и сохранение старых в рамках госзадания из бюджета республики в 2012 году выделяется порядка семи с половиной миллиона рублей, аналогичная сумма запланирована на 2013 год. В прошлом году театр получил чуть меньше – около семи миллионов.
– Последняя балетная премьера Симонова «Золушка» стоила примерно четыре с половиной миллиона рублей. Спектакль был поставлен на спонсорские деньги. Какие средства, на ваш взгляд, должны удовлетворить храмы Мельпомены?
– Анализ ситуации в других регионах, где успешно работают театры оперы и балета, показывает, что годовой бюджет музыкального театра должен составлять 150-200 миллионов рублей. В прошлом году мы смогли выделить Музыкальному театру 70 миллионов 958 тысяч рублей, 16 миллионов 799 тысяч он заработал сам. Так что его бюджет в 2011 году был на уровне 87 миллионов, то есть на «постановочные» Музыкальному театру нужно еще миллионов десять. Но возникают проблемы, которые съедают немалую часть бюджетных средств и решение которых нельзя отложить на завтра, например, мероприятия по противопожарным предписаниям. В прошлом году на выполнение предписаний мы направили 13 миллионов рублей. В противном случае учреждения закрыли бы. Кроме того, в Музыкальный театр необходимо было обеспечить доступ людям с ограниченными физическими возможностями. В прошлом году мы заказали проектно-сметную документацию, а в этом году – сам пандус. Сцены Театра кукол и Национального театра тоже нуждаются в ремонте.
– Ну, больше всех в ремонте нуждается все-таки Театр драмы «Творческая мастерская». Рабочая группа, созданная в нынешнем году в карельском парламенте, видимо, так и не смогла решить вопрос с реконструкцией здания филармонии, где в невыносимых условиях работает любимый петрозаводчанами театр. Есть ли вообще какие-то перспективы у «ТМ»?
– Театр драмы и филармония – это наша боль. Глава республики знает об этой проблеме. Надеюсь, он нас поддержит и мы наконец включим реконструкцию здания филармонии в программу «Культура Карелии», которая будет принята в сентябре нынешнего года. Предварительная цена вопроса – 500 миллионов рублей. Если мы не примем решение о реконструкции, поскольку в бюджете на это не окажется средств, то будем ремонтировать. И в этом случае на ремонтные работы и закупку оборудования для театра потребуется около 50 миллионов, критический минимум – 32 миллиона. Ремонты (вентиляция, малый зал) начнем делать летом, сейчас готовятся сметы. Прорабатываем вопрос предоставления театру дополнительных помещений.
– А на поддержку федерального бюджета в реконструкции вы уже не рассчитываете?
– Мы прорабатывали этот вопрос с Минкультом России. Но сейчас нам необходимо завершить реконструкцию Национальной библиотеки. Условие федерального министерства – полная автоматизация библиотеки. Недостающая сумма в 378 миллионов будет выделена только при этом условии. Сейчас мы занимаемся этим проектом. Тяжело идет, потому что качество работ оставляет желать лучшего. Если по 94 закону не будут приняты какие-то решения на федеральном уровне, то мы так и будем мучиться. Вроде экономим деньги, а получается, что скупой платит дважды. В нашей отрасли невозможно что-либо отремонтировать дешево.
Второй дорогостоящий проект, на который привлечены средства федерального бюджета, – строительство дороги Великая Губа – Оятевщина в рамках реализации мероприятий по развитию острова Кижи. На это выделяется 1 миллиард 300 тысяч рублей.
В целом мы благодарны Министерству культуры Российской Федерации за то, что оно нас поддержало в этом году. Наши театры получили средства на новые постановки и гастроли. Пусть это небольшие деньги, но они не лишние. Они были выделены на условиях софинансирования. Порядка трех миллионов поступило из федерального бюджета, такая же сумма – из республиканской казны. И симфонический оркестр филармонии за счет выделенных средств поедет на гастроли в Екатеринбург.
– Разговоры о том, что филармонический оркестр отправится на сцену Музыкального театра, остались в прошлом?
– Сегодня многие говорят о том, что у нас не должно быть столько театров и других учреждений культуры. Численность населения сокращается, и если все будет стандартизироваться, то нас, видимо, попросят что-то придумать. Не знаю, как будет формироваться политика в отношении отрасли культуры, но я считаю, что наши учреждения самодостаточны. Симфонический оркестр филармонии очень востребован. Жаль, что Мариус Стравинский, которому мы в прошлом году наконец оформили как иностранцу разрешение на работу дирижером в филармонии, уехал. Но творческий человек не может сидеть на одном месте, и Мариус Повилович будет работать у нас как приглашенный дирижер.
О чем болит душа министра
– Вас не пугает, что Карелию покидают талантливые люди?
– Я верю, что Кирилл Симонов вернется. Я всегда была готова встречаться и с Мариусом Стравинским, и с Кириллом Симоновым, и с другими руководителями творческих коллективов. Я готова выслушать и неприятные для себя вещи, чтобы глубже понять проблему и решать ее, опираясь на мнение профессионалов. Мы все очень бы хотели, чтобы Кирилл вернулся. Он суперпрофессионал.
– А грант в три миллиона, который вы обещали выделить учреждениям культуры в июле, кто-нибудь получит?
– Эти средства планировались как дополнительные. Пока вопрос по гранту не решен окончательно. Надеюсь, что к концу года все сложится и мы сможем в четвертом квартале выделить деньги учреждениям целевой субсидией. Это поручение президента России. Грант предназначен не только государственным учреждениям. В конкурсе мог бы принять участие, например, и театр «Ad liberum». Хотелось бы этих актеров поддержать – они ведут большую, серьезную работу.
– О чем сегодня больше всего болит душа министра?
– Болит душа за то, чтобы программа «Культура Карелии» была принята не формально, а в ней были прописаны реальные средства. И первыми пунктами в ней должны стоять два объекта – филармония и Национальный музей, здания которого нуждаются в дальнейшей реконструкции. С остальными проектами, включая строительство Национального архива, будем пытаться попасть в «Культуру России».
Болит душа за то, что у нас самая низкая заработная плата. Люди в культуре получают от пяти тысяч рублей. А ведь самое главное достояние – это люди, которые работают в наших учреждениях. Они творческие, креативные, ответственные. Всегда готовы прийти на помощь. Их бы поддержать, и они столько сделают на благо республики!
Душа болит о многом: объектах культурного наследия, которые утрачиваются, о Театре драмы, о Музыкальном театре и о муниципалитетах. Жители Петрозаводска имеют возможность выбирать среди учреждений культуры. А куда пойти людям на селе? Приезжаешь в районы, видишь руины и не знаешь, как помочь. Стучишься в разные двери и не всегда находишь понимание. Уверена, что модернизация должна пройти и в культуре, как она прошла в образовании и в здравоохранении. Пока трудно загадывать, но надеюсь, что в сентябре в Петрозаводске состоится заседание Координационного совета по культуре при Минкульте РФ. Приедет новый министр культуры страны и министры всех субъектов. Надеюсь, у нас будет возможность обсудить свои приоритетные проекты.
«МК» в Карелии»
Комментарии