Карельские храмы Мельпомены прожили еще один сезон без «постановочных», но с премьерами
Карельские храмы Мельпомены прожили еще один сезон без «постановочных», но с премьерами
К середине июня практически все карельские театры закрывают свой очередной сезон. В целом он обошелся без скандалов, которые в последнее время не редкость для нашего театрального мира. У артистов появилась еще одна премия – независимая зрительская «Золотая вешалка», придуманная и организованная режиссером и актером Олегом Липовецким. У публики была возможность побывать на спектаклях мурманского драматического театра, Малого театра и Мариинки, коллективы которых приезжали в Петрозаводск с гастролями. Но как оценивают прошедший сезон местные храмы Мельпомены и какие планы они строят на будущее? С итогами работы Музыкального театра, который остался без талантливого худрука балета Кирилла Симонова, «МК» в Карелии» познакомил читателей в прошлом номере. Пришла пора пройтись по другим государственным петрозаводским сценам.
«ТМ» пытается держать планку
«На новый сезон планы амбициозные, – говорил в сентябре прошлого года директор Театра драмы Карелии «Творческая мастерская» Александр Побережный-Береговский. – Понятно, что не все может случиться. Средств на постановки по-прежнему не выделяют. Ставить параллельно несколько спектаклей тяжело. Но мы будем стараться».
Уставший от бытовых проблем театр был заряжен на творчество. Артисты старались, но, к сожалению, пресловутый быт не дал осуществить все мечты. Когда в труппе не все ниши заполнены, а пригласить новых актеров не на что и некуда, когда нет площадок и никаких технических возможностей, работать над разными проектами непросто. Тем не менее вокруг «ТМ» сегодня собрались режиссеры, чьи имена украшают афиши лучших театров страны: Борис Цейтлин, Никита Ширяев, Сергей Стеблюк. Спектакль последнего в нынешнем сезоне был восстановлен – зрители вновь увидели «Гранатовый браслет». Постановка сошла со сцены еще в 2009 году вместе со своим князем Василием, замечательным актером Сергеем Кудимовым.
«Слава богу, это случилось, – сказал директор театра Александр Побережный-Береговский. – Договорились с Сергеем Лавреновым, который очень серьезно отнесся к работе. И получилось, на мой взгляд, без особых потерь. Сравнивать Лавренова с Кудимовым нельзя, они слишком разные. Но мы нашли ту грань, которая не разрушила общий рисунок постановки. «Гранатовый браслет» – это спектакль, который в жизни не каждого театра случается. Таких удач мало».
«Творческая мастерская» смогла в нынешнем сезоне выпустить еще один, давно запланированный спектакль, в главной роли которого руководство театра видело Наталью Мирошник. Борис Цейтлин, обладатель и член жюри «Золотой маски», поставил «Дульсинею Тобосскую» по пьесе Володина. Премьера спектакля состоялась в апреле.
«К сожалению, пока эта работа представляет собой полуфабрикат: слишком неровные актерские работы, – считает директор Театра драмы. – Режиссер Цейтлин больше постановщик, чем педагог, и артисты не сразу понимают, как воплотить на сцене задуманное постановщиком. И «Королева красоты», которую Борис Цейтлин у нас ставил, не сразу сложилась. Только после 15-го спектакля актеры взяли «цейтлинскую» высоту и начали играть на уровне. Надеюсь, что и с «Дульсинеей» та же ситуация. Будем расти на зрителе. Будем биться, репетировать, дорабатывать спектакль. Думаю, что в новом сезоне он зазвучит по-иному».
Больше премьер зритель «ТМ» в этом году не видел, все постановки перешли на следующий сезон. Актеры сегодня репетируют с Никитой Ширяевым два спектакля. К концу сезона они должны собрать «Пролетая над гнездом кукушки». Студийцы «ТМ» репетируют «Призрака Александра Вульфа» Газданова. А Цейтлин должен закончить работу над «Па-де-де» Москвиной. Пробует театр подступиться и к пьесе Тэа Дорн «МарЛени», в основу которой положена жизнь двух культовых немецких женщин – Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь.
«В плане творчества достаточно насыщенный сезон: труппа в работе, почти все заняты, – сказал Побережный-Береговский. – Не могу сказать, что все получилось. В наших условиях планировать вообще вещь пустая. Но пытаемся держать планку».
Старания театра, переживающего нелегкие времена, не остались без внимания профессионалов. «Гранатовый браслет» пригласили на фестиваль «Подмосковные вечера» и выдвинули на государственную премию Карелии. А создатели и участники спектакля «Ultimo café» стали лауреатами Международного фестиваля пантомимы «Белая Маска» в номинации «Лучший дебют». Студийцы отправятся со своим спектаклем в стиле танго на гастроли в Финляндию.
Ну а что касается реконструкции здания филармонии, где располагается Театр драмы, в «ТМ» в нынешнем сезоне уже никто не питал иллюзий. Создание Рабочей группы по развитию театра в карельском парламенте пока ни к чему не привело. Остается надеяться, что со сменой главы республики изменится и отношение к «ТМ», единственному государственному театру в Карелии, который не имеет нормальной базы.
Театр кукол пошел по грантам
В театре кукол практически все, что задумали на нынешний сезон, получилось. Ребятишки увидели маленький мюзикл на музыку Анастасии Сало «Букашкины секреты» по пьесе Снежаны Слепковой. Под Новый год кукольники порадовали зрителей двумя праздничными программами для детей разного возраста. А режиссер театра Наталья Пахомова, выиграв грант по федеральной программе «Культура России», удивила подростков и взрослых – она поставила «Козу Злату» Исаака Зингера.
В июне труппа театра приступит к репетициям спектакля «Дюймовочка», над которым работают две звезды из мира кукольников – лауреаты премий «Золотая маска» режиссер Владимир Бирюков и художник Виктор Никоненко. Сейчас цеха театра трудятся над декорациями, куклами и реквизитом к этой нерядовой постановке.
«В августе мы совместно с финскими коллегами начнем работать над международным проектом – уличным представлением «Трехгрошовая опера». Театр выиграл грант на эту постановку по программе «Культура России». Перфоманс, цель которого – привлечь внимание к социальным проблемам, – работа режиссера Натальи Пахомовой. Премьера «Грохгрошовой оперы» состоится в сентябре в Йоэнсуу, а затем в Петрозаводске», – говорят в театре.
Опять же за счет средств гранта петрозаводские кукольники планируют сделать республиканский фестиваль «Куклантида» международным фестивалем детских кукольных театров. Ну и, как всегда, Театр кукол готовится к новым поездкам, чтобы на других посмотреть и себя показать. Артистов пригласили на престижный международный фестиваль «Петрушка Великий» в Екатеринбург и на театральный фестиваль в Тунис.
Юбиляр берет количеством
Национальный театр встретил очередной сезон с новым директором. Вместо Арвида Зеланда руководить театром стала Ирина Шумская. Все проекты, которые затевал Арвид Михайлович, доводились до логического конца под пристальным вниманием главного режиссера Андрея Дежонова, с которым был продлен контракт. В результате сезон получился, несмотря на отсутствие «постановочных» от Минкульта, богатым на премьеры. Открыла труппа сезон спектаклем на финском языке. Режиссер Олег Николаенко поставил драму по пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга «Фрекен Жюли». Также Национальный театр представил зрителям лирическую комедию о молодых «Прощание в июне» Александра Вампилова и «Лекаря поневоле» Жана-Батиста Мольера. Над первым спектаклем трудился неизвестный молодой режиссер Иван Стрелкин, над вторым – маститый Андрей Андреев. А к Новому году юных зрителей ждала новая «громкая» сказка про пингвинов.
В рамках Дней «Калевалы» театр показал публике музыкальное представление «Калевала. Песни любви». Шоу по мотивам «Калевалы» Элиаса Леннрота и карельских эпических песен поставил Олег Николаенко. А главреж театра Андрей Дежонов в мае представил зрителям премьеру – спектакль в жанре «театр абсурда» по мотивам сказок Василия Фирсова «Ходари» и пьесы Яны Жемойтелите. Седьмой новой постановкой сезона станет моноспектакль «Белые сны» по произведениям вепсских поэтов. Актриса Галина Бабурова сыграет в постановке Лидии Толстовой. Это будет первый спектакль Национального театра на вепсском языке.
Осень для труппы обещает быть «жаркой». Спектакль «Фрекен Жюли» отправится на фестиваль в Саранск. Если состоится наша «Ламбушка», то театр будет принимать в ней активное участие. Особенно же артистам придется потрудиться в сентябре – октябре. Повод для самоотверженного труда актеров – 80-летний юбилей родного театра. Возможно, труппа откроет сезон премьерой. Но накануне официального празднования дня рождения театра актеры покажут зрителям свои лучшие спектакли. Поздравлять же Национальный театр будут 15 октября. К юбиляру приедут гости из Финляндии, которые раньше работали на карельской сцене.
В октябре – ноябре главный режиссер Национального театра вместе с петрозаводской консерваторией планирует пригласить зрителей на премьеру спектакля «Листы каменной книги» Линевского, в котором заняты студенты курса Дежонова. Так что посмотреть зрителям будет что. Ну, а насколько интересными и яркими станут новые работы Национального театра и других петрозаводских храмов Мельпомены, увидим в следующем сезоне.
Наталья Соколова,
«МК» в Карелии»
Комментарии