12:00, 24 Мая 2012
Кирилл Симонов: «Не могу губить карьеру ради ожиданий»
Известный балетмейстер покидает карельскую сцену и свое детище – балетную труппу Музыкального театра
Известный балетмейстер покидает карельскую сцену и свое детище – балетную труппу Музыкального театра
На днях у петрозаводских любителей балета был праздник. Музыкальный театр наконец представил обещанный фантастический проект – балет Прокофьева «Золушка». Этой работой хореограф-постановщик Кирилл Симонов, заставивший говорить о нашем балете далеко за пределами Карелии, попрощался с местной публикой. Художественный руководитель балетной труппы Музыкального театра, чья постановка «Ромео и Джульетта» получила одну из «Золотых масок», покидает город и республику. О причинах своего отъезда и судьбе балета в Петрозаводске Кирилл Симонов рассказал «МК» в Карелии» в эксклюзивном интервью.
Когда с чиновниками не по пути
– Кирилл, только что отшумела премьера «Золушки», спектакль, над которым вы работали в течение двух лет. Довольны тем, что получилось? Публика, на ваш взгляд, поняла и приняла «Золушку»?
– Сложно сказать, как публика восприняла спектакль. Потому что любая премьера обычно принимается позитивно. У нас благодарный зритель. Не так часто в балетном театре Петрозаводска что-то происходит. Но судя по некоему дыханию, которое было в зале, публика была немного удивлена, поскольку наша «Золушка» – это не совсем то, что зритель ожидал увидеть. Да мы и сами не ожидали этого. В советское время было развито направление драмбалета. Потом это ушло и все занимались только танцами: сам сюжет стал совершенно неважен. А в «Золушке» наблюдается некий возврат к драмбалету, но с усовершенствованной хореографией. Поэтому для меня это большая удача и шаг вперед. Спектакль не похож на то, что я делал раньше. Много драматической лексики, текста, самого сюжета и крепко слаженной концепции. И очень печально, что эта работа для меня последняя в петрозаводском театре.
– Уходите вы, и вполне вероятно, что за вами уйдут артисты балета, которых вы набирали в труппу в тяжелые для театра времена ремонта. Поиск лучшей доли – право каждого танцора. Какова же судьба нашего театра? Как вы думаете, мы потеряем балет? Ведь в ваших постановках далеко не каждый может танцевать?
– Товстоногова, когда он в зрелом возрасте руководил БДТ, спрашивали: «Почему вы не готовите себе преемников? Вы уйдете и что будет с театром?» И он отвечал: «Я уйду, и будет другой театр». По всей видимости, в Петрозаводске произойдет то же самое. Моя лексика сложная, удержать ее трудно, да и будет ли у нового руководителя балета интерес сохранить мои спектакли – неизвестно. Планов балетмейстера Надежды Калининой, которая работала в Омске, а теперь приглашена в Петрозаводск, я не знаю. Понятно, что уйдет огромное количество артистов. Но министерство культуры республики и губернатор ничего не сделали для того, чтобы мы все остались. Я просидел прошлый сезон, не поставив ни одного спектакля. Но я – действующий хореограф. Мне не стыдно сказать: я вхожу в пятерку лучших хореографов России. И я сижу в Петрозаводске, который не является балетным городом, и пытаюсь что-то сделать. А руководство республики не делает ровным счетом ничего. Я не могу ждать, пока у губернатора и министра произойдет озарение. Это моя карьера! Как бы хорошо я ни относился к этому городу и театру, я не могу жертвовать своей творческой жизнью. Если этим людям не нужна культура и они хотят плодить быдло на улице, то я бессилен. Не могу устроить самосожжение на площади, рассказывая людям, что необходимо растить детей на таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» и «Золушка». Если это чиновникам не надо, то мне с ними не по пути.
– Но вы еще долго держались. Известно, что у театра были серьезные проблемы с финансированием в течение двух сезонов: прошлого и позапрошлого. Вы поставили «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик», а потом работы не было…
– Я долго ждал, потому что министр и глава республики нам рассказывали, что будут деньги, но ничего так и не произошло. Балет – это дорогая вещь. Никто не спорит. При этом «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта» уже давно окупились. Но не может быть музыкальный театр за три копейки. Не существует ни один театр с оперным и балетным репертуарами за свои средства. И «Метрополитен-опера», и «Нью-Йорк-сити балет» имеют поддержку государственную и спонсорскую. А эти сказки, которые нам рассказывают, что театр должен выживать сам, – это полный бред. От чиновников зависит судьба такого количества людей! Ведь жизнь артиста балета так коротка: он в 20 лет начинает танцевать, а в 38 уходит со сцены. И эти танцоры должны сидеть и ждать, когда кого-то из руководства республики клюнет жареный петух. Ведь министр культуры даже не пришла после премьеры «Золушки» к артистам, не поблагодарила их за труд. Но это же чудовищно! Что за отношение к людям! Я работал во многих театрах страны, и всегда министры культуры мало того что на премьеру приходили, так они еще посещали генеральную репетицию. Они всегда общались с артистами, благодарили. А Елена Викторовна Богданова даже не соизволила подняться к танцорам после окончания премьерного спектакля. Как после этого здесь будут работать артисты?! Они же все это знают, понимают, чувствуют. Не будет здесь никого. Останутся в Петрозаводске только троечники и двоечники, которых никуда не взяли, и будут танцевать несчастную «Жизель» третьего сорта. Об авторском театре, авторском лице труппы можно забыть. Может быть, произойдет чудо и придет сильный человек, под которого дадут деньги. Но господин Гергиев сюда не придет работать. И все соглашения, подписанные между ним и руководством республики, – это полная ерунда. Хотя за Гергиевым министр культуры бегала на задних лапках. Это было противно и омерзительно.
Благодарен зрителям
– Вы уезжаете, не дожидаясь окончания сезона. И куда направляетесь?
– В планах Новосибирск, потом Братислава, позже Саратов и Воронеж. В течение двух сезонов у меня было много предложений, от которых я отказался. Но сегодня позволить себе это я просто не могу. Не могу так больше жить и губить свою карьеру ради каких-то непонятных ожиданий.
– А все-таки, если случится чудо и театру дадут деньги, вы приедете в Петрозаводск и поставите здесь еще один спектакль?
– Приехать можно, но с кем делать постановку? Многие артисты уедут после окончания сезона. К тому же проблемы не только в балете, но и в оркестре. Люди оканчивают здесь консерваторию и уезжают в Череповец, потому что там зарплата 20 тысяч и дают квартиру. А здесь оркестрант может рассчитывать на жалованье в 9 тысяч и в лучшем случае на общежитие. Так кто будет сидеть в оркестре и танцевать на сцене? Если губернатору и министру не нужен этот театр, так почему бы им об этом не сказать честно?! Пусть это будет концертная площадка. Но не хотят местные чиновники говорить открыто.
– Значит, в других регионах, где вы работали, дела с финансированием культуры обстоят лучше?
– Эмиль Капелюш говорил на пресс-конференции, посвященной премьере «Золушки», что губернаторы стараются поддерживать театры. Действительно, где-то это делается лучше, где-то хуже. Но даже при нынешней ситуации в дотационных регионах губернаторы строят театры молодым талантливым режиссерам. И это не сказка, а норма. А у нас даже то, что есть, никому не нужно. Я не говорю про Пермский край, где считают, что благодаря культуре выживет нация. Но и в Ростове, Воронеже, Саратове, Самаре все по-другому. Есть и проблемные города, такие, как Сыктывкар, Ижевск, но там и нечего финансировать, поскольку в театрах катастрофа. А в Петрозаводске есть оперная труппа и балетная труппа. Первой заведует режиссер из Мариинского театра Юрий Александров, который ставит по всему миру. Второй руководил я, тоже постановщик из Мариинки, востребованный за рубежом. Но мы здесь не нужны. Зачем мы, если есть Гергиев, которому отдают три миллиона. И как мы должны на это смотреть? Собирать подписи в свою защиту, как это делали артисты Театра драмы вместе со Снежаной Савельевой, мы не будем. Я не могу организовать частный авторский балет в Петрозаводске. Это бред. Я просто уеду, потому что у меня здесь нет возможностей. На следующий сезон опять нет денег.
– А что бы вы хотели сказать своим зрителям, которые полюбили вас за эти годы?
– Это очень сложный роман. Поначалу, когда я приехал, публика относилась ко мне настороженно. Но я очень благодарен зрителям, потому что они потрясающе обучаемые люди. Они очень быстро стали разбираться в современной хореографии. Их перестали пугать вещи, которые первоначально для них были шоком. Люди привыкли видеть на сцене балерин в пачках с коронами на головах, а мы предложили им совсем другое. И публика полюбила современное балетное искусство, которое сегодня стремительно развивается. Я надеюсь, что зрители не останутся без балета.
– Положа руку на сердце, не жалеете, что вообще сюда приехали и столько лет потратили на карельский театр?
– Ну, я бы здесь никогда не появился, если бы не родился в этом городе. Но иногда я думал: «Будь проклят этот день, когда я согласился работать в Петрозаводске». Я же случайно приехал в отпуск и остался. Иногда очень жалею о своем решении, потому что, наверное, за эти годы мною что-то было упущено. Но, видя благодарного зрителя, думаю, что все это было не зря. Так что все к лучшему. И сегодня мне очень жалко расставаться с балетной труппой. Это же мой ребенок, которого я отдаю в чужие руки. Как его воспитают? Что с ним будет? На эти вопросы сегодня вряд ли у кого найдется ответ.
На днях у петрозаводских любителей балета был праздник. Музыкальный театр наконец представил обещанный фантастический проект – балет Прокофьева «Золушка». Этой работой хореограф-постановщик Кирилл Симонов, заставивший говорить о нашем балете далеко за пределами Карелии, попрощался с местной публикой. Художественный руководитель балетной труппы Музыкального театра, чья постановка «Ромео и Джульетта» получила одну из «Золотых масок», покидает город и республику. О причинах своего отъезда и судьбе балета в Петрозаводске Кирилл Симонов рассказал «МК» в Карелии» в эксклюзивном интервью.
Когда с чиновниками не по пути
– Кирилл, только что отшумела премьера «Золушки», спектакль, над которым вы работали в течение двух лет. Довольны тем, что получилось? Публика, на ваш взгляд, поняла и приняла «Золушку»?
– Сложно сказать, как публика восприняла спектакль. Потому что любая премьера обычно принимается позитивно. У нас благодарный зритель. Не так часто в балетном театре Петрозаводска что-то происходит. Но судя по некоему дыханию, которое было в зале, публика была немного удивлена, поскольку наша «Золушка» – это не совсем то, что зритель ожидал увидеть. Да мы и сами не ожидали этого. В советское время было развито направление драмбалета. Потом это ушло и все занимались только танцами: сам сюжет стал совершенно неважен. А в «Золушке» наблюдается некий возврат к драмбалету, но с усовершенствованной хореографией. Поэтому для меня это большая удача и шаг вперед. Спектакль не похож на то, что я делал раньше. Много драматической лексики, текста, самого сюжета и крепко слаженной концепции. И очень печально, что эта работа для меня последняя в петрозаводском театре.
– Уходите вы, и вполне вероятно, что за вами уйдут артисты балета, которых вы набирали в труппу в тяжелые для театра времена ремонта. Поиск лучшей доли – право каждого танцора. Какова же судьба нашего театра? Как вы думаете, мы потеряем балет? Ведь в ваших постановках далеко не каждый может танцевать?
– Товстоногова, когда он в зрелом возрасте руководил БДТ, спрашивали: «Почему вы не готовите себе преемников? Вы уйдете и что будет с театром?» И он отвечал: «Я уйду, и будет другой театр». По всей видимости, в Петрозаводске произойдет то же самое. Моя лексика сложная, удержать ее трудно, да и будет ли у нового руководителя балета интерес сохранить мои спектакли – неизвестно. Планов балетмейстера Надежды Калининой, которая работала в Омске, а теперь приглашена в Петрозаводск, я не знаю. Понятно, что уйдет огромное количество артистов. Но министерство культуры республики и губернатор ничего не сделали для того, чтобы мы все остались. Я просидел прошлый сезон, не поставив ни одного спектакля. Но я – действующий хореограф. Мне не стыдно сказать: я вхожу в пятерку лучших хореографов России. И я сижу в Петрозаводске, который не является балетным городом, и пытаюсь что-то сделать. А руководство республики не делает ровным счетом ничего. Я не могу ждать, пока у губернатора и министра произойдет озарение. Это моя карьера! Как бы хорошо я ни относился к этому городу и театру, я не могу жертвовать своей творческой жизнью. Если этим людям не нужна культура и они хотят плодить быдло на улице, то я бессилен. Не могу устроить самосожжение на площади, рассказывая людям, что необходимо растить детей на таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» и «Золушка». Если это чиновникам не надо, то мне с ними не по пути.
– Но вы еще долго держались. Известно, что у театра были серьезные проблемы с финансированием в течение двух сезонов: прошлого и позапрошлого. Вы поставили «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик», а потом работы не было…
– Я долго ждал, потому что министр и глава республики нам рассказывали, что будут деньги, но ничего так и не произошло. Балет – это дорогая вещь. Никто не спорит. При этом «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта» уже давно окупились. Но не может быть музыкальный театр за три копейки. Не существует ни один театр с оперным и балетным репертуарами за свои средства. И «Метрополитен-опера», и «Нью-Йорк-сити балет» имеют поддержку государственную и спонсорскую. А эти сказки, которые нам рассказывают, что театр должен выживать сам, – это полный бред. От чиновников зависит судьба такого количества людей! Ведь жизнь артиста балета так коротка: он в 20 лет начинает танцевать, а в 38 уходит со сцены. И эти танцоры должны сидеть и ждать, когда кого-то из руководства республики клюнет жареный петух. Ведь министр культуры даже не пришла после премьеры «Золушки» к артистам, не поблагодарила их за труд. Но это же чудовищно! Что за отношение к людям! Я работал во многих театрах страны, и всегда министры культуры мало того что на премьеру приходили, так они еще посещали генеральную репетицию. Они всегда общались с артистами, благодарили. А Елена Викторовна Богданова даже не соизволила подняться к танцорам после окончания премьерного спектакля. Как после этого здесь будут работать артисты?! Они же все это знают, понимают, чувствуют. Не будет здесь никого. Останутся в Петрозаводске только троечники и двоечники, которых никуда не взяли, и будут танцевать несчастную «Жизель» третьего сорта. Об авторском театре, авторском лице труппы можно забыть. Может быть, произойдет чудо и придет сильный человек, под которого дадут деньги. Но господин Гергиев сюда не придет работать. И все соглашения, подписанные между ним и руководством республики, – это полная ерунда. Хотя за Гергиевым министр культуры бегала на задних лапках. Это было противно и омерзительно.
Благодарен зрителям
– Вы уезжаете, не дожидаясь окончания сезона. И куда направляетесь?
– В планах Новосибирск, потом Братислава, позже Саратов и Воронеж. В течение двух сезонов у меня было много предложений, от которых я отказался. Но сегодня позволить себе это я просто не могу. Не могу так больше жить и губить свою карьеру ради каких-то непонятных ожиданий.
– А все-таки, если случится чудо и театру дадут деньги, вы приедете в Петрозаводск и поставите здесь еще один спектакль?
– Приехать можно, но с кем делать постановку? Многие артисты уедут после окончания сезона. К тому же проблемы не только в балете, но и в оркестре. Люди оканчивают здесь консерваторию и уезжают в Череповец, потому что там зарплата 20 тысяч и дают квартиру. А здесь оркестрант может рассчитывать на жалованье в 9 тысяч и в лучшем случае на общежитие. Так кто будет сидеть в оркестре и танцевать на сцене? Если губернатору и министру не нужен этот театр, так почему бы им об этом не сказать честно?! Пусть это будет концертная площадка. Но не хотят местные чиновники говорить открыто.
– Значит, в других регионах, где вы работали, дела с финансированием культуры обстоят лучше?
– Эмиль Капелюш говорил на пресс-конференции, посвященной премьере «Золушки», что губернаторы стараются поддерживать театры. Действительно, где-то это делается лучше, где-то хуже. Но даже при нынешней ситуации в дотационных регионах губернаторы строят театры молодым талантливым режиссерам. И это не сказка, а норма. А у нас даже то, что есть, никому не нужно. Я не говорю про Пермский край, где считают, что благодаря культуре выживет нация. Но и в Ростове, Воронеже, Саратове, Самаре все по-другому. Есть и проблемные города, такие, как Сыктывкар, Ижевск, но там и нечего финансировать, поскольку в театрах катастрофа. А в Петрозаводске есть оперная труппа и балетная труппа. Первой заведует режиссер из Мариинского театра Юрий Александров, который ставит по всему миру. Второй руководил я, тоже постановщик из Мариинки, востребованный за рубежом. Но мы здесь не нужны. Зачем мы, если есть Гергиев, которому отдают три миллиона. И как мы должны на это смотреть? Собирать подписи в свою защиту, как это делали артисты Театра драмы вместе со Снежаной Савельевой, мы не будем. Я не могу организовать частный авторский балет в Петрозаводске. Это бред. Я просто уеду, потому что у меня здесь нет возможностей. На следующий сезон опять нет денег.
– А что бы вы хотели сказать своим зрителям, которые полюбили вас за эти годы?
– Это очень сложный роман. Поначалу, когда я приехал, публика относилась ко мне настороженно. Но я очень благодарен зрителям, потому что они потрясающе обучаемые люди. Они очень быстро стали разбираться в современной хореографии. Их перестали пугать вещи, которые первоначально для них были шоком. Люди привыкли видеть на сцене балерин в пачках с коронами на головах, а мы предложили им совсем другое. И публика полюбила современное балетное искусство, которое сегодня стремительно развивается. Я надеюсь, что зрители не останутся без балета.
– Положа руку на сердце, не жалеете, что вообще сюда приехали и столько лет потратили на карельский театр?
– Ну, я бы здесь никогда не появился, если бы не родился в этом городе. Но иногда я думал: «Будь проклят этот день, когда я согласился работать в Петрозаводске». Я же случайно приехал в отпуск и остался. Иногда очень жалею о своем решении, потому что, наверное, за эти годы мною что-то было упущено. Но, видя благодарного зрителя, думаю, что все это было не зря. Так что все к лучшему. И сегодня мне очень жалко расставаться с балетной труппой. Это же мой ребенок, которого я отдаю в чужие руки. Как его воспитают? Что с ним будет? На эти вопросы сегодня вряд ли у кого найдется ответ.
Беседовала Наталья Соколова,
«МК» в Карелии»
«МК» в Карелии»
Сегодня, 24 ноября 2024
Живую изгородь у парламента Карелии благоустроят за 47 тысяч рублей29.07.2024, 14:11
Город в Карелии получит из федерального бюджета 215 миллионов рублей16.02.2023, 10:35
Стало известно, сколько денег россияне потратили на подержанные автомобили в 2022 году31.01.2023, 15:36
Появились разъяснение о новом визовом режиме для иностранцев в стране, дружественной России30.01.2023, 15:34
Власти объяснили необходимость засекречивания данных о ситуации в российской экономике29.01.2023, 15:32
В сети раскрыли лучший способ быстрого знакомства с новым городом28.01.2023, 15:31
В Финляндии временно остановлена процедура предоставления политического убежища для россиян.27.01.2023, 15:26
МТС выяснила, кого привлекает зимняя Карелия25.01.2023, 14:14
Составлен список самых доступных автомобилей в России в 2023 году24.01.2023, 12:56
Комментарии