На территории Петрозаводска есть множество юрлиц, оказывающих услуги такси, но юридически никак эту деятельность не афиширующие. Кто же тогда возит нас по городским улицам? И какую несет ответственность?
На территории Петрозаводска есть множество юрлиц, оказывающих услуги такси, но юридически никак эту деятельность не афиширующие. Кто же тогда возит нас по городским улицам? И какую несет ответственность?
В нашем славном городе Петрозаводске более 23 операторов такси! Столица может гордиться обилием появляющихся таксопарков, автомобилей такси с фирменной символикой. Но, тем не менее, остаётся много вопросов к соответствию наименования «такси» и их реальной деятельности.
Есть ли такси в городе Петрозаводск? Нам в помощь Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Согласно этим правилам, которые никто не отменял, сначала разберемся с такими понятиями, как «договор фрахтования», «легковое такси» и «транспортное средство категории M1».
«Договор фрахтования» - это устный договор заказа такси (когда вы звоните в службу и вам предоставляют машину, или «ловите» такси и договариваетесь с водителем на месте). «Легковое такси» - транспортное средство категории M1, используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования. «Транспортное средство категории M1» - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
Так же нам Роспотребнадзор разъясняет, что фрахтователь – это физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования ТС для перевозок пассажиров и багажа, грузов. По сути, это сам клиент такси (тот, кто его непосредственно вызвал). А фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю ТС для перевозок пассажиров и багажа. Проще – это диспетчерская служба такси, сам водитель (если «грач») или таксопарк.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси в устной форме (т.е. от бордюра) или путём принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя (т.е. через диспетчера). Заказ может приниматься с использованием любых средств связи. Я сейчас ничего не говорю про таксометры, потому что их не устанавливают в нашем городе. Все такси используют тарифную сетку. Принципы расчёта которой остаются не известными часто даже самим диспетчерам.
В Правилах перевозки пассажиров фактически установлено разграничение между «заказом» и «бордюром» - по способу заключения устного договора фрахтования легкового такси. Если устный договор фрахтования заключается «по заказу» с использованием любых видов связи фрахтовщиком является тот, кого мы называем «диспетчерская служба». Если устный договор фрахтования заключается по месту нахождения фрахтовщика или его представителя (от бордюра или со стоянки) - фрахтовщиком является водитель.
Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.
Каждое такси по первому требованию должно предоставлять чек или квитанцию за проезд (БСО) клиенту. Я позвонила в наши 11 служб такси и узнала, что никто по требованию квитанцию не выписывает. Надо заранее предупредить оператора, чтобы водителю в бардачок положили квиток с реквизитами. А одна компания, которая держит больше всех номеров, вообще сказала, что они высылают квитанции только почтой!
Вот образец БСО за пользование услугами такси:
Как видно из записи Единого государственного реестра юридических лиц, в нашем городе, фирмы, оказывающие услуги такси (Диспетчерская служба или таксопарк) в 50% случаев вообще не позиционируют себя как такси с юридической точки зрения.
В их основных видах деятельности есть всё, что угодно, но только не «деятельность такси» (ОКВЭД 49.32). Эти фирмы «обрабатывают данные» (такси «Везёт»), торгуют автомобилями оптом (такси «Дилижанс», «052», «Нике-авто», «Единое петрозаводское такси»), используют вычислительную технику (такси «Максим»). Другие такси, кто посмелее, указывают между прочих видов своей экономической деятельности «деятельность такси», но в основном, всё-таки ведут деятельность информационных агентств («Мини-такси», «Ало-такси», «Каретный двор»). «Фаэтон» занимается деятельностью прочего сухопутного пассажирского транспорта.
Для удобства в таблице выше представлены данные об 11 операторах такси. Кто-то из них имеет свой таксопарк, кто-то называются диспетчерской службой такси. Но, что особенно привлекло моё внимание, так это тот факт, что в реестре юридических лиц города не нашлось ни одной службы такси. Из мною проверенных фирм только три указали данный вид деятельности, но не как основной доход, а между прочих дополнительных видов деятельности.
На самом деле, друзья, я не хочу сейчас обидеть тех добрых работяг, кто «крутит баранку и везёт добрых людей до дому». Статья об ответственности поставщиков услуг такси в городе.
В ЕГРНЮЛ на территории Петрозаводска я не нашла нет ни одного ЮЛ, осуществляющего деятельность такси! Казалось бы, нам-то что? Везёт же такси, да и ладно. Но! Нет такси - нет ответственности. И с этим каждый из нас встречался хотя бы раз. «Извините, Ваше такси задерживается», «В салоне такси Ваших вещей не найдено», «Такси сломалось», «Таксист нарушает ПДД», «Водитель хамит», «Пьяный водитель», «грязный салон», «прокуренный салон», «когда за рулём юный лихач, с правами двухнедельной давности», «сдачи нет, сходите, разменяйте» и т.п.. Полагаю, вы можете продолжить этот список.. И для налоговой не указывается этот вид деятельности основным, чтобы избежать повышающих налоговых коэффициентов, изнурительных контрольных проверок, ТО 2 раза в год, ОСАГО для каждого ТС с повышающим коэффициентом, и т.д. и т.п.. Ну и ответственность, друзья мои. Та самая, которой так не хватает ни нашим властям, ни самому бизнесу.
Диспетчерские службы – это те же самые фрахтовщики, согласно федеральному законодательству, определяющему общие принципы функционирования автомобильного транспорта в Российской Федерации. С момента принятия заказа фрахтователя диспетчерская служба такси несет полную ответственность за заключенный таким образом договор фрахтования легкового такси в устной форме. В том числе и за передачу принятого к исполнению заказа. Поэтому фраза «наша компания не оказывает услуг по перевозке легковым такси, заказы передаются исполнителям» не освобождает данную компанию от ответственности, как и любую другую службу такси в нашем городе. Это законодательство Российской Федерации. «Впрочем, все, начиная от руководителей УО, судей и сотрудников ФАС, заканчивая предпринимателями, считают что ФЗ-69 - единственный закон по такси в стране» – сказал мой юрист.
Так вот, чтобы вам не говорили на ваши замечания «извините, мы не такси, мы только диспетчерская служба», или «мы вообще тут мимо проезжали, а так машинами торгуем оптом». Повышение личной ответственности и самого бизнеса повышает безопасность пассажиров и комфорт.
ПРИЗНАКИ НАСТОЯЩЕГО ТАКСИ
- Наличие основного вида экономической деятельности – оквэд 49.32 «Деятельность такси»
- Наличие квитанции/чеков на оплату поездки (БСО)
- Информирование заказчика о времени прибытия такси, марки машины, цвета кузова и ФИО водителя
- На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке
- На крыше установлен опознавательный фонарь оранжевого цвета и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа
- На передней панели легкового такси справа от водителя согласно требованиям «Правил» должна размещаться следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика (например – ООО «Такси-Петрозаводск»);
б) условия оплаты за пользование легковым такси (тарифная сетка, либо фактическое расстояние, время пользования или фиксированные тарифы);
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. - В легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию
Исходя из выше перечисленных критериев такси, ответьте на вопрос, друзья: есть в городе настоящее такси?
Анна КРИК
Комментарии