Празднование 100-летия республики — не что иное, как попытка выторговать у Москвы побольше денег. К сохранению исторической памяти никакого отношения не имеющая.
Празднование 100-летия республики — не что иное, как попытка выторговать у Москвы побольше денег. К сохранению исторической памяти никакого отношения не имеющая.
Эмблема, которую приняли в Карелии и предлагают использовать на праздновании 100-летия Республики Карелия в 2020 году, вызвала в Интернете оживленные дискуссии и общественную критику. Кто-то увидел в этой эмблеме сломанные лопасти мельницы Сампо, кто-то — профиль летящего американского бомбардировщика F-18 Spirit. Но мы поговорим не об этом, а о том, как легко в нашем обществе подменяются понятия и символы, как вбрасываются стойкие клише, которые становятся ложными стереотипами на протяжение многих десятилетий.
Так что же такое мы отмечаем в 1920 году? Столетие Карелии — скажет любой из нас. Это клише прочно вбито в наши головы с момента начала популистской кампании по выманиванию денег из Москвы для празднования Дня республики. Странно, однако! Еще не так давно мы праздновали 90-летие Республики Карелия, то есть юбилей административного образования, а теперь нам предлагают отпраздновать столетие Карелии. То есть столетие этноса? Ведь в эмблеме четко указана цифра 100 и самоназвание этноса — Karjala.
Конечно, для большинства из нас понятно, что история Карелии не ограничивается последней сотней лет. Но это для нас — людей старшего и среднего поколений. Но никак не для молодежи. У молодежи республики вырабатывается стойкий стереотип, что до основания Карельской Трудовой Коммуны, по этим лесам бродили дикие, варварские племена карел, которые пели свои странные руны и воевали иногда со шведами. Ведь далеко не каждый из нарождающегося поколения знает о том, что существовало древнее государство Корела, что большинство берестяных грамот, найденных на раскопках в Новгороде, писаны на карельском языке (хотя до сих пор считается, что карелы своей письменности не имели). И древнейшее упоминание о карелах в этих берестяных грамотах относится 1066 году, то есть, по логике, в текущем, 2016 году мы должны отмечать 950-летие первого упоминания о карелах в новгородских грамотах. Как, собственно говоря и отмечались, и отмечаются подобные вехи в истории: 1000-летие Крещения Руси, 300-летие Российского флота и т. д. И потом, есть ведь не только российские исторические источники. Есть совершенно четкие и признанные наукой исторические факты существования карелов и их государства в Финляндии и Швеции, которые уходят в еще большие глубины веков.
Хотят из нашей исторической памяти вычеркнуть не только Ухтинскую республику – Северокарельское государство, разгромленное в 1919 году, но и другое гораздо более древнее историческое событие — разделение карельского народа, которое произошло в 1323 году в результате заключения Ореховецкого мирного договора между Новгородской республикой и Швецией. С тех пор существуют две Карелии — на территории Финляндии и на территории РФ. И по сей день карелы являются единственным разделенным народом Северной Европы. За давностью лет можно и забыть? И втюхать народу версию о том, что истинная Карелия (которой 100 лет), настоящая Карелия — она вот тут, а там, «за бугром» - Карелия ненастоящая, финляндская, чухонская и евросоюзовская, а потому и чуждая нам. Так что ли? Выходит, что так...
И что же, в сухом остатке, мы планируем отметить в 2020 году? Столетие республики? Но позвольте, даже за эти сто лет республика несколько раз нарезалась, перекраивалась и переименовывалась. КТК, КАССР, АКССР, КФССР, Республика Карелия, Республика Карелия (Карьяла). Мы были то коммуной, то автономной республикой в составе РСФСР, то союзной республикой, то вновь автономией. И стали, в итоге, республикой в составе РФ. Нам гербы и флаги меняли четырежды...
И если уж мы отмечаем 100-летие Карелии, то давайте отметим уничтожение и разорение тысяч карельских деревень, произошедшее в советские годы «укрупнения», давайте вспомним варварское уничтожение карельских лесов, кукурузу, которую пытались выращивать в северных деревнях, давайте вспомним бандитское нашествие на республику в современный период и новую волну национальной эмиграции. Давайте, в конце концов, скажем прямо и честно хотя бы самим себе — уничтожение карельского языка, культуры и литературы к столетию Карелии в целом можно считать законченным.
Или всего этого не было? Или в праздники не принято говорить о грустном? Ну что же, тогда спляшем и споем! Только вот до 2020 года еще и дожить надо. А все посулы миллиардов рублей, которые будут когда-то перечислены Карелии на празднование — всего лишь обещания. Обещания, которые к 2020 году вполне могут превратиться в пшик и забыться за давностью лет. Хотя понятно, все эти грандиозные планы, эмблемы и помпа, с которой готовится к празднованию республика — не что иное, как попытка выторговать у Москвы денег побольше. Только торг в стране, погрязшей в долгосрочном кризисе, не уместен, а к юбилейной дате и в стране, и в республике все может очень сильно поменяться. Так что пока не поздно, не лучше ли отметить вышеназванное 950-летие? Хотя бы скромно, но со вкусом?
Андрей ТУХКА
Комментарии