12:00, 08 Июня 2012
В облаке беспомощности

В петрозаводском детском доме №4 никто не может победить токсикоманию?

В петрозаводском детском доме №4 никто не может победить токсикоманию?

Накануне Дня защиты ребенка карельский правозащитник обратился к президенту страны Владимиру Путину, детскому омбудсмену Павлу Астахову и новому главе республики Александру Худилайнену. Письмо директора Экспертно-правового партнерства «Союз» Игоря Пальцева – крик о помощи детям, которые погибают на глазах взрослых. Воспитанники петрозаводского детского дома №4, страдающие от токсикомании, ежедневно теряют остатки своего здоровья. А находясь под воздействием токсических веществ, одурманенные и агрессивные подростки представляют собой опасность для всех окружающих. Чтобы не допустить беды, таких детей надо лечить. Все это понимают, вот только никаких серьезных шагов для решения проблемы не делают. Почему? «МК в Карелии» попытался разобраться в ситуации.

А дети-то не совсем пропащие

О том, что в четвертом детском доме подростки дышат парами клея и лака, официально стало известно еще в ноябре прошлого года. В это время Отделом по делам несовершеннолетних МВД Карелии совместно с Общественным советом при министерстве и Экспертно-правовым партнерством «Союз» были проведены рейды в учреждение для сирот. Участники проверок увидели детей с «чудо-пакетами», что жителей соседних домов нисколько не удивило. Горожане устали жаловаться на воспитанников детского дома, которые нюхают клей в их подъездах. Их звонки в милицию ни к чему не приводили и не приводят. А работникам торговых точек, расположенных рядом с учреждением для сирот, надоело воевать с несовершеннолетними воришками. Подростки-токсикоманы в поисках денег на очередную дозу очень изобретательны. Они четко и слаженно «работают» в магазинах, поймать их за руку на воровстве не удается.

В детском доме не скрывают, что их ребята неблагополучные. Так, 18 воспитанников учреждения состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних управления МВД, 22 человека – у психиатра, 30 подростков – у нарколога. Девять детей практически ежедневно вдыхают пары лака и клея. Семерым воспитанникам поставлен диагноз – «синдром зависимости от летучих токсических веществ».

«Эти ребята пришли в наше учреждение для детей школьного возраста уже с негативным опытом токсикомании, алкоголизации, девиантного поведения, – поделилась директор детского дома №4 Елена Красникова. – Ни один ребенок в детском доме не начал дышать клеем. Ни один. Ведется титаническая работа, чтобы ни у кого даже желания не возникло прикоснуться к этому».

50 детей по сути являются заложниками у девяти подростков, которые, находясь под «парами», часто в ночное время агрессивно настроены, они шумят, громят мебель, вырывают люстры, разбивают противопожарные кнопки и пластиковые окна, выбивают двери. «Сложилась ситуация, что организованное меньшинство подростков, регулярно принимающих токсические средства одурманивания, ставят на уши весь детский дом», – считает директор Экспертно-правового партнерства «Союз» Игорь Пальцев.

Утихомирить детей-токсикоманов воспитатели, которыми работают в основном женщины, не могут. Как справиться с одурманенным подростком, который не контролирует свои действия? Да никак. Их остается только бояться. Видимо, страшатся таких детей и в школах. Все воспитанники детского дома, страдающие от токсикомании, переведены на домашнее обучение с минимальной образовательной программой. Школа, облегчая таким образом себе жизнь, создает все условия, чтобы токсикоманы и дальше нюхали клей. «Они сидят тут вместе, а не ходят по разным школам, – говорит директор детского дома. – А токсикомания – это стадность. Вот и бегают толпой за новой дозой, продолжая губить свое здоровье. При использовании летучих веществ быстро формируется органическое поражение головного мозга. Один мальчик на фоне этой зависимости уже получил восьмой вид – умственную отсталость. Это страшно. А ведь эти дети не совсем пропащие. Трое мальчишек как-то заняли первое место по футболу, взяв кубок Мегафона в Петрозаводске. А в Санкт-Петербурге они стали четверыми. Когда ребята ходят в походы, там по три-четыре дня не дышат клеем. Но когда они возвращаются в детский дом, то опять принимаются за старое».

Лечить некого, некому и негде

Помочь детям, впавшим в зависимость от токсических веществ, пытаются многие организации и учреждения. С детским домом сотрудничает  и наркодиспансер, и Центр диагностики и консультирования, медико-психолого-педагогические комиссии. Тренинги, игры, лекции, экскурсии, беседы и другие меры профилактики, которые применяют в детском доме представители различных организаций, хороши, но малоэффективны. «Ясно, что с подростками, у которых уже существует сильнейшая зависимость, у которых наблюдаются необратимые органические изменения структур головного мозга, вести разъясняющие консультативные беседы и применять к ним пусть даже самые изощренные педагогические меры воздействия совершенно бесполезно», – считает Игорь Пальцев.

С директором «Союза» согласны и в детском доме, и в управлении образования Петрозаводска. Таких детей лечить надо, а не фильмы о вреде токсикомании показывать. Но ребятишки, которым исполнилось 14 лет, имеют полное право подписать отказ от прохождения лечения. Что они с завидной регулярностью и делают.

«Никаких мер воздействия у нас на них нет, – говорит главный врач республиканского наркологического диспансера Ольга Ларионова. – Дети, которые употребляют психоактивные вещества, инфантильны. Эта болезнь вообще характеризуется низкой мотивацией к лечению, низким уровнем критики по отношению к своему состоянию, к своей болезни. Это все накладывает свой отпечаток. В результате мы получаем то, что мы имеем в детском доме №4. У детей есть проблема, но они отказываются от лечения».

Проблема есть и с предоставлением медиками услуг по лечению токсикомании в Карелии.  Токсикологических подразделений, которые бы занимались детским или взрослым населением, в нашей наркологической службе нет. И пока не решен вопрос об улучшении  материально-технической базы диспансера, об отделении токсикологии даже мечтать не стоит. Нет в Карелии и детско-подросткового наркологического отделения, которое бы обслуживало всех несовершеннолетних на территории республики. Сегодня в районах наркологи, которые работают со взрослыми пациентами, обслуживают и детей. Лишь в Петрозаводске есть один врач психиатр-нарколог, оказывающий наркологическую помощь несовершеннолетним.

«К сожалению, закрытого отделения для детей, страдающих наркоманией, токсикоманией, у нас нет, – рассказала Ольга Ларионова. – Мы можем положить подростков вместе со взрослыми. Но это вопрос щекотливый. Поэтому детей до 15 лет госпитализируют в закрытый стационар республиканской психиатрической больницы (где нет нарколога и лицензии на этот вид услуг нет. – Прим. авт.), а после 15 лет – в отделение для лечения тяжелых форм зависимостей. Здесь есть возможность положить сразу троих подростков».

По мнению правозащитников и администрации города, единственно эффективным решением проблемы токсической и алкогольной зависимости детей является помещение таких ребятишек в специализированное реабилитационное учреждение закрытого типа. «Детей нужно спасать – принудительно лечить в специализированном учреждении, – считает начальник управления образования петрозаводской администрации Ирина Мирошник. – И только после этого их можно помещать в детский дом, к которому мы смогли бы предъявлять претензии, справляются они или не справляются со своими обязанностями. А сегодня делать виноватыми во всех бедах руководство и воспитателей учреждения для сирот неправильно. Там и так работают отчаянные люди».

Без группы поддержки

Администрация города направила свои предложения по решению проблемы детского дома №4 в министерство образования еще в феврале нынешнего года. По мнению петрозаводских чиновников, пока в республике не создано специализированное медучреждение для детей, воспитанникам, склонным к противоправному поведению и имеющим различные психические заболевания, токсическую и алкогольную зависимость, необходимы круглосуточный контроль врачей-специалистов и помощь охранных организаций. А ведь в детском доме нет лицензированного медицинского блока, который бы работал 24 часа в сутки. Нужны учреждению и дополнительные штатные должности: медики, реабилитологи, индивидуальные воспитатели для подростков с психиатрическими и наркологическими проблемами, охранники. Необходимо оснащать медицинский блок. В детском доме находятся ребятишки с различными заболеваниями: умственно отсталые дети, с которыми должны заниматься дефектологи, дети с нарушением речи, с ними должен работать логопед. Ребята с нарушением интеллекта вообще не посещают школу, но людей, специально обученных для работы с ними, в учреждении для сирот нет. Среди воспитанников детского дома есть еще и глухонемой мальчик, нуждающийся в услугах сурдопедагога.

«Все воспитанники детского дома должны почему-то жить по одному нормативу, но потребности-то у них разные, – считает член общественного совета при Госнаркоконтроле Галина Григорьева. – Надо выделять деньги детскому дому, чтобы он нанимал нужных специалистов и закупал их услугу».

В республиканском министерстве образования, где прошли совещания по поводу проблем детского дома №4, видимо, так не считают. Никаких дополнительных денег, а точнее, по расчетам мэрии Петрозаводска, 7 миллионов 300 тысяч рублей в год, выделять учреждению никто не собирается. На все должно хватать нынешней субвенции. Но детям-токсикоманам чиновники обещали помочь – определить их на лето в разные детские дома.

«По каждому ребенку будет принято индивидуальное решение, – сказала исполняющая обязанности министра образования Ирина Кувшинова. – Наша задача – вырвать детей из той среды, в которой они находятся». «Важно прервать контакты, лишить подростков, имеющих токсикологическую зависимость, группы поддержки», – поддержала коллегу исполняющая обязанности министра здравоохранения Валентина Улич.

В детском доме, где на днях благодаря общественным организациям и спонсорам открылась комната хорошего настроения, где создается специальный центр наставничества и постинтернатной адаптации детей, рады любой помощи. Вот только слабо верится, что в других учреждениях для сирот нет любителей понюхать клей и попить пива. Выносить сор из избы у нас никто не любит. А то, что неблагополучные дети часто убегают из казенных домов, ни для кого не секрет. По данным уполномоченного по правам ребенка в Карелии Марины Зверевой, 600 ребятишек, покинувших сиротские учреждения, находятся в розыске в течение года. Убежал токсикоман или наркоман – у администрации детдома нет проблемы.

«Детский дом №4 вскрыл нарыв, – считает Галина Григорьева, – так давайте его не грязью поливать, а реально помогать. Все понимают проблему, но их сдерживает законодательство. Но при любых законах один бизнес процветает, а другой все на законы сваливает или пеняет. В рамках и этого законодательства можно договориться. Главное – иметь мотивацию, желание работать, объединить усилия и помочь конкретным детям. Цена вопроса-то – семь человек. Административные меры им уже не помогут, нужны реабилитационные услуги. А будет введено тестирование на выявление наркозависимости  в школах, во сколько вырастет потребность в услугах детского нарколога и реабилитолога?! Где мы будем проводить реабилитацию детей, которым поставят страшный диагноз?! Дети не могут ждать, нужно действовать сегодня!»

Наталья Соколова,
«МК» в Карелии»

 

Комментарии

Оттуда
2012-06-17 18:09:00
В дурдоме № 4 (именно так называют его выпускники) эта проблема была запущена при руководстве госпожи Неровни. Проверьте её деятельность, ой как много чего узнаете. Потом сразу станет понятно, почему дети выбрали такой путь. Количество убийц, самоубийца, преступников - выходцев из этого учреждения впечатлит любого.
Наталья
2012-06-14 18:37:00
Пальцев - молодец! Наконец эту проблему подняли! Сама знаю о ней, так как живу рядом с Тетрисом и устала от слоняющихся под токси-кайфом подростков. Уверена, нашим властям и московским - тем более - до лампочки. Дети гибнут и пускай гибнут. Кому детдомовские нужны? Другое дело, раз проблема озвучена за пределами Карелии, местные чинуши начнут суетиться. Вдруг кто из Москвы заинтересуется, почему в центре столицы Карелии такой беспередел происходит.. А вообще равнодушному цинизму наших чиновников поражаюсь.
tanya
2012-06-09 22:37:00
Власть не поможет. Могли бы запретить продавать клей подросткам.Так они законы только в пользу педофилов принимают. Самим надо,надо объединяться добрым людям, вывозить детей на природу,где они смогут отвлечься,к спорту приучать. Может есть какой-нибудь священник,который поможет.
nafanya
2012-06-09 22:33:00
Да не будут решать эту проблему ни Путин, ни Астахов. Последнему и платят миллионы за продажу детей. Если русская семья захочет усыновить ребенка,им не дадут,потому как наши чиновники детей продают за границу. Не говоря о продаже детей на органы. Москва,где на улицах до миллиона беспризорников,уже давно место для туристов-педофилов,которые туда приезжают со всего мира.
Человек
2012-06-09 08:40:00
Не, наши депутаты лучше в загранку прокатятся, зачем деньги тратить на детей? До чего лживое стало наше государство, детей очень жалко, только чаще в кресла попадают люди, совсем не заинтересованные благом народа и республики...
ДГ
2012-06-08 14:43:00
Спасибо за поднятую проблему. Может ее и станут решать. К сожалению, нкто не собирается решать проблему пивного алкоголизма. А ведь пьют многие подростки по-черному. На улицах, в самом центре города. И никому нет дела до этого. Печально...
Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.