Глава Сортавальского района Александр Соколов озвучил «МК» в Карелии» свою версию скандального дела о взятке.
Глава Сортавальского района Александр Соколов озвучил «МК» в Карелии» свою версию скандального дела о взятке.
Минувший год стал скандальным для города Сортавалы и для Сортавальского района. Чего стоит октябрьская отставка и последующее возбуждение уголовного дела в отношении мэра Сортавалы Николая Зайца. А 24 ноября было сообщено о том, что глава района Александр Соколов подозревается в получении взятки. В частности, Следственный комитет по Республике Карелия сообщил, что Соколов попросил одного из местных предпринимателей… уплатить за него штраф в размере двенадцати с половиной тысячи рублей, наложенный федеральной антимонопольной службой лично на главу района. Взамен Соколов обещал предпринимателю помощь в решении проблемы с арендуемым им в Сортавале помещением и ускоренное рассмотрение документов.
Надеемся, что после тщательного расследования следственные органы прольют свет на этот случай. Пока же Верховный суд Карелии не удовлетворил жалобу Соколова на решение суда Сортавальского района об отстранении его от должности, так что в данный момент обязанности главы района исполняет Леонид Гулевич. 20 января, сразу после судебного заседания, корреспондент «МК» в Карелии» встретился с главным фигурантом скандального дела Александром Соколовым.
– Александр Владимирович, если вы не считаете себя виновным в преступлении, как вы оказались в центре этой сомнительной истории?
– До 10 ноября 2010 года я никогда не знал и не видел главного потерпевшего по делу – предпринимателя Нецветова. О том, что он хочет прийти в администрацию района и подать какие-то жалобы, я узнал в тот день от главы администрации Леонида Гулевича и от самого Нецветова, который позвонил в мой рабочий кабинет и попросил о личном приеме. Изначально Леонид Гулевич тоже должен был присутствовать, но в назначенный час он оказался занят, и я принял Нецветова у себя в кабинете. Наш разговор длился не более 10 минут. Он сообщил мне, что у него проблемы с установкой двери в арендуемом у администрации района помещении и с его переводом в собственность. Мужчина сказал, что будет жаловаться на сотрудников администрации. Я, в свою очередь, отметил, что решение подобных вопросов не в моей компетенции, но обещал, что все будет сделано в соответствии с законом.
– Откуда тогда взялось обвинение в требовании об уплате штрафа?
– Что касается пресловутого штрафа, наложенного ФАС, то всего таких штрафов было три. Их наложили на муниципальное предприятие "Недвижимость-инвест", на его руководителя и лично на меня. Я собирался создать депутатскую комиссию, чтобы разобраться с этим вопросом. И среди прочих задал предпринимателю вопрос: существует ли механизм уплаты штрафа не администрацией района, а кем-то другим? Я слышал, такая практика существовала в самой районной администрации, и хотел знать, насколько она реальна. В этот момент в мой кабинет вошли секретарь, которую я попросил взять под контроль движение документов предпринимателя, и глава администрации района Гулевич со сложенным пополам листком бумаги, который он положил мне на стол. Нецветов этот листок взял и унес с собой.
– Вы хотите сказать, что сами никаких реквизитов предпринимателю не передавали?
– Нет, и это отчетливо видно и на той самой видеозаписи с камеры скрытого наблюдения, которая теперь приобщена в качестве доказательства по уголовному делу. Также на записи видно, что я не просил и не требовал что-либо за меня платить. Я даже не знал, что было в принесенном документе – листок был сложен.
– Что же это был за штраф от ФАС, какова была его сумма?
– Ситуация возникла еще летом 2010 года. Одна из сортавальских газет была недовольна результатами конкурса по размещению официальной информации администрации в СМИ и обратилась в ФАС с заявлением. Антимонопольная служба потребовала от меня как от главы района предоставить всю информацию по данному конкурсу. Между тем конкурс проводила администрация района, и именно у ее специалистов были получены необходимые сведения. Вся информация была предоставлена ФАС в полном объеме, но с опозданием в два дня, что и было сочтено нарушением. По факту задержки предоставления информации в администрации района была проведена служебная проверка, а постановление ФАС я лично попытался оспорить уже через суд. К слову сказать, о произошедшем инциденте с задержкой подачи информации у меня был разговор с главой администрации Гулевичем, ведь наложенный на муниципальное учреждение штраф был просто непомерным для бюджета – 300 тысяч рублей. Глава отнесся к этому факту на удивление легко. Сумма штрафа, наложенного лично на меня, составила 12 тысяч 500 рублей. Кстати, именно 10 ноября я как раз обжаловал свой штраф в Верховном суде. При таких обстоятельствах просьба об уплате моего штрафа выглядит нелогичной и странной.
– Между тем в материалах дела говорится, что ваш штраф все-таки был оплачен частным предпринимателем. Как вы можете это объяснить?
– По всем предоставленным мне в постановлении ФАС реквизитам платил я сам. И сделал это уже тогда, когда Верховный суд Карелии оставил без рассмотрения мою жалобу на незаконность действий антимонопольной службы, то есть через месяц после возбуждения уголовного дела. Для этого в банке меня попросили предъявить паспорт и само постановление. И собственно в платежном документе четко указано, что я плательщик и назначение платежа – штраф.
– Но как вы тогда можете объяснить присутствие платежного документа в уголовном деле?
– Я видел этот документ. Нецветов произвел какой-то платеж по своей инициативе или по чьей-то просьбе, но этот платеж не является оплатой моего штрафа. Кроме того, у меня есть официальное письмо от филиала Сбербанка, в котором говорится, что никаких платежей до декабря от моего имени не производилось.
– Был ли в результате решен вопрос с установкой двери и помещением для частного предпринимателя?
– Насколько мне известно, дверь там так и не установлена, и помещением Нецветов больше не пользуется. Что касается документов, то я не сделал в пользу предпринимателя ни единого движения. Как я уже говорил, и это указано в моем официальном ответе, решением интересующих его вопросов занимается непосредственно администрация района. Предпринимателю было предложено переписать заявление, которое изначально было адресовано мне, на имя главы администрации, и на разрешении на установку двери стоит подпись Гулевича.
– Может быть, вы видите какие-то скрытые мотивы в сложившейся вокруг вас скандальной ситуации? Каковы, на ваш взгляд, ее причины?
– Лично меня настораживает последовательность определенных событий, произошедших как раз незадолго до тех действий, которые теперь вменяются мне в вину.
Как известно, сейчас мои обязанности исполняет глава администрации района Леонид Гулевич. Однако осенью 2010 года район был больше всего недоволен именно его работой. Совет района готовил официальные претензии главе администрации и собирался заслушать его отчет на декабрьской сессии. Существует официальное письмо, подписанное сортавальцами – членами партии "Единая Россия", на имя секретаря регионального политсовета Анатолия Воронина, где говорится о негативной оценке населением района работы главы администрации и о необходимости замены такого работника. 2 ноября состоялось заседание сортавальского отделения "Единой России", где на общем голосовании работа Леонида Гулевича была единогласно признана неудовлетворительной, что отражено в протоколе. А на очередном партийном собрании встал вопрос об исключении главы администрации из партии. Решение об исключении было принято подавляющим большинством: 8 человек – "за", 2 – "против", 2 – "воздержались". Причиной такого решения снова стала неудовлетворительная работа и неисполнение наказов избирателей. Заметим, оба решения были приняты с весьма приличным численным перевесом.
Секретарем местного политсовета являюсь я. И меня насторожило, что 2 ноября главе администрации района было высказано такое недоверие. 8 ноября Гулевич на улице случайно встретил предпринимателя Нецветова. Об этом факте в открытую говорится в материалах уголовного дела. 9 ноября Нецветов и Гулевич обратились в ФСБ, и на этом основании правоохранительные органы провели оперативные мероприятия. А уже 10 ноября я оказался взяточником, хотя лист с реквизитами моего штрафа в мой кабинет почему-то принес все тот же Гулевич. И он же подписал разрешение на установку двери.
Я не прошу следствие о каком-либо снисхождении, напротив, я хотел бы тщательного и непредвзятого расследования: объективного и честного. Мне до сих пор непонятно, в чем меня обвиняют, так как ни одного доказательства моей вины мне не представлено, хотя следствие идет уже третий месяц. Я обращаюсь к руководителю Следственного комитета по РК Петру Алексеевичу Клемешову с просьбой дать оценку материалам следствия и прекратить дело за отсутствием состава преступления.
«МК» в Карелии».
Между тем…
Уголовное дело в отношении главы муниципального района Александра Соколова было возбуждено 23 ноября 2010 года межрайонным следственным отделом Следственного комитета по РК по части третьей статьи 290 УК РФ – получение должностным лицом лично взятки в виде выгод имущественного характера за действия в пользу взяткодателя и представляемых им лиц.
На данный момент Александру Соколову предъявлено обвинение, по уголовному делу проводились активные следственные действия – допросы, очные ставки, ознакомление с аудио- и видеоматериалами.
Из опроса главы администрации района Леонида Гулевича: «Освободившись, зашел в кабинет к Соколову А. В. В кабинете находились Нецветов Э. И. и секретарь администрации района Митрофанова В. А. Соколов сказал, что договорился с Нецветовым о том, что мы помогаем ему, а он соответственно помогает нам оплатить штраф, назначенный постановлением УФАС РФ по РК. Затем Соколов спросил у секретаря: «Где реквизиты по оплате штрафа?» Митрофанова обратилась ко мне: «Есть ли у меня реквизиты?» Реквизиты действительно были у меня, так как мне их ранее передал сам Соколов. Я положил последний лист постановления о наложении взыскания с реквизитами об оплате на стол. Соколов указал Нецветову на лист с реквизитами, и Нецветов взял его себе…»
Из показаний потерпевшего предпринимателя Эдуарда Нецветова: «Так как от предпринимателей и жителей г. Сортавала я слышал, что Соколов А.В. иногда за оказание помощи в решении вопросов высказывает просьбы об оказании ему помощи имущественного характера, я вечером обратился в… отдел УФСБ, где изложил свои сомнения и дал свое согласие на участие в оперативно-розыскном мероприятии «оперативный эксперимент»…
10 ноября… я зашел в кабинет к Соколову, и у нас состоялась беседа, в ходе которой я передал ему заявление… с просьбой о согласовании установки двери… После обещания выполнить мои просьбы Соколов А. В. высказал мне просьбу оплатить его штраф в размере 12500 рублей, я ответил согласием… Затем в кабинет зашли секретарь Вика и глава администрации Гулевич Л.П., последний принес лист с реквизитами об уплате штрафа и положил его на стол. По указанию Соколова я взял указанный лист».
Комментарии