Куда катятся пригородные перевозки?
Куда катятся пригородные перевозки?
Электрификация железной дороги – новый импульс в развитии региона! Эти и подобные бравурные слова звучали из уст высоких начальников несколько лет назад. В ту пору вводились новые электрифицированные участки пути. Немало тогда было сказано и о решении социальных задач со стороны РЖД. На новеньких синих электричках можно было прочитать: «Жителям республики от правительства Карелии». Прошло немного времени, и начатое с помпой мероприятие вскоре как-то стало затухать…
Поднимались цены на проездные билеты. Сокращалась длина состава. К примеру, в минувшем году в сторону Свири, а также Медвежьегорска поезда ходили всего с четырьмя вагонами. Из-за этого по выходным пассажирам уже из Ладвы и всех других ближе к городу станций приходилось стоять в тесноте. Но все же пригородные поезда, как и десятки лет до этого, ходили дважды в сутки, утром и вечером.
Осенью первым закрылось движение пригородного поезда на Суоярви. А в декабре отменили утренние пригородные поезда как на Свирь, так и на Медвежьегорск. Не стали ходить пригородные поезда из Беломорска в сторону Маленги и из Лахденпохья на Кузнечное. Такое случилось впервые за многие десятилетия со времени открытия железнодорожного движения на этих направлениях.
По железной дороге из Петрозаводска во все стороны – на Свирь, Суоярви, Медвежьегорск – ездят тысячи дачников. Жители многих станций и поселков приезжают в столицу республики на работу. Такая же картина и в других местах. Сейчас, конечно, не дачный сезон, но все же очень многие ездили навестить свои домики, проверить, все ли там в порядке.
Попасть в некоторые поселки – например, Орзегу, Таржеполь, Пай, Ревсельгу – перечень можно продолжать и продолжать – можно только на поезде, потому как нормальное автобусное и прочее сообщение отсутствует.
Отмена утренних пригородных поездов вызвала бурю негодования не только дачников, но и всех жителей станций, накалило и без того непростую социальную обстановку. Положение с занятостью населения, например, в Паю известно: там лет 15 назад закрылся главный работодатель – местный зверосовхоз – и многие жители на работу в город ездили на электричке. Сейчас они лишились и этой возможности.
Жители станций добирались в город – в поликлинику, по другим делам – на электричке. Они теперь в связи с последними нововведениями все же в более выгодном положении, чем горожане-дачники. Утром из Пая электричка идет в 5 часов, вечером из города обратно в 17 час. 55 мин. Дачнику же в темноте – почти в 6 вечера – надо уехать из города и через несколько часов – в 5 утра – обратно. Получается, что нет смысла ехать вообще, так как за столь короткое время не получается ничего сделать. К тому же перспектива ночевать в холодном доме не радует. Чтобы съездить в Пай, да и другие места, говорит сосед, теперь надо тратить две ночи и останавливаться у знакомого, который там живет.
Кому потребовалась эта отмена? Сами железнодорожники ездили на этих электричках – надо же следить за состоянием пути. Теперь они едут в специальном вагоне, который тянет локомотив. Но кондуктор при вагоне не пускает в него посторонних. Немудрено, что такие нововведения вызвали немало негодования у граждан.
В самом деле, уж если тепловоз все же тянет вагон, то почему в него не брать обычных пассажиров? Поезд-то все равно идет. Пытаюсь выяснить ситуацию в отделении дороги. Из приемной отфутболивают в дочернее предприятие «Карелпригород».
– Электрички сняты по согласованию с правительством. А вагон на локомотивной тяге только для своих рабочих, – получаю такой ответ. – По инструкции РЖД в него пассажиров не берем.
Логика железнодорожного начальства проста: РЖД – акционерное общество и прибыль для него – на первом месте, в убыток себе, как оно говорит, работать не может. Но позвольте напомнить: железная дорога построена народом на государственные деньги. То, что она в лихие 90-е годы прошлого века в нашей стране акционировалась, ни в коей мере не снимает с нее социальной ответственности.
В прошлое лето впервые, наверное, за более чем сотню лет (исключая опять же военные годы) не было пассажирской навигации на Онежском озере. В последние годы стабильно действовала только одна линия – на Шалу. В прошлом году и она приказала долго жить. Оказывается, собственник продал кому-то дебаркадер, служивший причалом, к которому швартовались пассажирские суда. (Интересно, куда в то время смотрело министерство экономического развития?) После многочисленных жалоб и обращений движение в конце навигации, августе, все же открылось. Но ненадолго, было сделано всего 2-3 рейса теплохода, и оно закрылось – из-за слабой наполняемости пассажирами.
Причина, говорят пудожане, в непомерно высокой цене, не вопроса – билета: надо было отдать 930 рублей, чтоб попасть из Шалы в Петрозаводск. От районного центра до Шалы – еще 100 рублей. Накладно получалось. На автобусе от Пудожа до Петрозаводска вдвое дешевле. Народ, понятное дело, отказался от такой услуги. Но куда, опять же, смотрели чиновники, допустившие такую ситуацию?
Повсюду в мире существует такое понятие, как корпоративная социальная ответственность. Пора железнодорожникам и водникам подумать о своем имени, поддержать пошатнувшийся бренд. В мире приличные люди, равно как и фирмы, предприятия, заботятся о своей репутации, положительном имидже.
Остается надеяться, не грех помечтать, что в наступившем году все утрясется: пойдут электрички, поплывут летом теплоходы.
Виктор МАКАРОВ.
Комментарии