В музыкальном театре наливают шампанское, а соседняя труппа кричит «SOS!».
В музыкальном театре наливают шампанское, а соседняя труппа кричит «SOS!».
В 2006 году здание главного карельского театра было закрыто на капитальный ремонт. В течение трех лет два коллектива – музыкальный театр и театр драмы – работали на сцене гостиницы «Маски», и театралы всегда с удовольствием приходили как на совместные постановки обеих трупп, так и на драматические спектакли. В прошлом году основное здание на площади Кирова было торжественно открыто после капитального ремонта. Теперь на его обновленной сцене с успехом идут балеты и опера. Однако, по словам кассиров театра, зрители продолжают спрашивать билеты на полюбившиеся драматические спектакли. Ведь не все знают, что теперь в театре их нет. И, похоже, не будет.
За здравие
Еще в сентябре на встрече руководства с артистами музыкальной труппы и прессой художественный руководитель балета Кирилл Симонов заявил, что в ее нынешнем составе его труппа вполне сможет соответствовать уровню мировых звезд. Театр планировал выйти на стандартную норму представлений – примерно 40 в сезон, то есть по 4-5 балетных спектаклей в месяц. Сегодня на сцене театра идут опера «Травиата» и несколько балетов, и один из них – «Ромео и Джульетта» – выдвинут на премию «Золотая маска».
Декабрьская премьера балета Чайковского «Щелкунчик» обещала стать одним из самых значимых событий в сезоне. Постановка Кирилла Симонова представляет собой обращение к первой версии балета 1892 года в Мариинском театре. В полной версии балет не дошел до наших дней, но в планах авторов было передать атмосферу старинного имперского спектакля. И действительно, большинство зрителей, побывавших на премьерных представлениях, отзываются о постановке с восторгом. Некоторые посмотрели балет уже по два-три раза, многие привели детей, которые тоже с восхищением обсуждали декорации и костюмы. Есть официальная информация, что постановка этой сказки обошлась более чем в 3 миллиона рублей.
В целом актеры обновленной труппы работают на совесть. Не всем пока достает легкости и харизматичности – это дело не только таланта, но и опыта. Зато каждый актер достоин громких аплодисментов и своей порции «браво».
В фойе театра, как в былые годы, стоит украшенная в тон люстрам елка. И в ночь с 13 на 14 января, в старый Новый год, под ее ветвями зрителям, пришедшим на «Щелкунчика», будут наливать шампанское.
За упокой
А в это время для 14 человек драматической труппы далеко не все так радужно, а точнее, и вовсе бесперспективно. Впору пить не шампанское, а горькую.
В декабре, в связи с ужесточением требований к соблюдению правил пожарной безопасности, наряду с другими, запретили проводить праздничные мероприятия и на малой сцене КДЦ «Маски». Не будем вдаваться в детали этой акции, которая должна была продолжаться 80 дней, до устранения недочетов. Хотя, по нашим сведениям, гостиница передана предприятию одного из первых лиц губернаторской администрации Людмилы Косюк под названием «Гостеприимство», и едва ли не сразу после закрытия пожарными театральные цеха и сцена начали превращаться в новые гостиничные номера. Факт остается фактом: накануне Нового года драматическая труппа осталась без сцены.
В планах была сказка «12 месяцев», но на ее постановку денег (для сравнения: порядка 70 тысяч) не нашлось. В результате новогоднюю сказку «Морозко» играли на сцене колледжа культуры, совершенно не приспособленной для работы профессионального коллектива.
– Нам сложно играть на этой сцене, которая даже меньше, чем в «Масках», но другой площадки, увы, руководство театра для нас найти не смогло, – рассказывали актеры.
Действительно, хоровод актеры водили «змейкой», поскольку по-настоящему на сцене было не развернуться. Но неудобно было не только им – зрителям приходилось долго идти по лабиринтам колледжа, затем пробираться через узкие ряды кресел. К счастью, спектакль оказался настоящей сказкой, с красивыми декорациями зимнего леса. Благодарные маленькие зрители смотрели на сцену во все глаза и сопереживали героям. А актеры, в свою очередь, были благодарны родителям, которые купили билеты на другую сцену, в «Маски», но не сдали их, несмотря на то, что добираться в колледж было сложнее, чем в центр города.
Однако все спектакли сыграны, последняя сказка прошла 7 января, и теперь в афишах театра драматических постановок вы не увидите. Где репетировать и давать спектакли – непонятно. Понятно лишь, что в большое здание театра артистов драмы пускать не спешат.
– Нам было сказано, что мы туда попасть не можем, – рассказывают актеры. – Объясняют это загруженностью сцены, сложностью монтажа больших декораций, занимающего много времени.
Словом, вопрос со сценой, как и вопрос о дальнейшем существовании театра драмы, остается нерешенным.
«Не взрывайте храм!»
Государственный ордена «Знак почета» Русский театр драмы Республики Карелия входит в двадцатку старейших театров России. 8 января 2010 года первому профессиональному театру Петрозаводска исполнилось 104 года. В 1955 году, после присоединения музыкальной труппы, был образован Музыкально-драматический театр. С тех пор в течение 50 лет обе труппы мирно сосуществовали под одной крышей.
Нужен ли накануне 90-летия Республики Карелия «подарок» в виде исчезновения старейшего театра – об этом свидетельствуют дела руководства и слова зрителей.
Первое. На данный момент срочные трудовые договоры продлены артистам драматической труппы до 31 мая 2010 года с рекомендациями подыскать новое место работы. Но не всем дана такая привилегия. Старшему поколению актеров драматической труппы – заслуженному артисту РФ, народному артисту Карелии Николаю Королеву, заслуженному артисту Карелии Виктору Пархоменко, артисту Валерию Израэльсону трудовые договора продлены лишь до 28 февраля 2010 года.
– Видимо, «оптимизация» учреждений культуры в нашей республике еще не закончилась, – предполагают артисты, – и в нашем городе слишком много театров. Были разговоры о строительстве нового здания для театра драмы, но никто в это уже не верит.
Второе. Актеры драмы обратились к общественности через сайт «Вконтакте», где любой желающий может высказаться в защиту театра. Многие поддерживают театр и попросту шокированы происходящим:
«Я бы спросил по-другому: а чем можно равноценно заменить Русский театр драмы? Ясное дело, что, чем меньше профессиональных коллективов, тем дешевле для бюджета и проще для начальства: «Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы» – классика».
«Мирным переговорам не помешает хорошее юридическое обоснование. Мне как-то слабо верится в эффективность воззваний к совести, необходимости театра и пр. А вот указание на нарушение закона – куда более весомый аргумент (имеется в виду п.3 указа главы республики – театр драмы так и не был создан)».
«Для настоящего артиста театр – храм. Каждый день он приходит туда и молится перед алтарем зрительской души. И вдруг храм взрывают. Иначе не скажешь… От лица студентов ГИТИСа вообще и от моего курса в частности я могу сказать абсолютно точно: мы возмущены таким бесцеремонным и бездушным (хотя что уж там говорить о душе) отношением к актерам, зрителям и к искусству в целом. Подобное беспардонное поведение правительства заставляет всерьез задуматься о его будущем! Нам нужна драма!!».
В общем, балет и опера – дело нужное и, безусловно, повышающее культуру масс. Но народ, как следует из слов театральных кассиров, артистов, выступлений в интернете, требует и более «простого и доступного» – драматических спектаклей.
Хочется верить в благоразумие сильных мира сего. Возможно, найдется человек, способный составить грамотный бизнес-план, позволяющий работать двум коллективам под одной крышей и на одной сцене, не мешая друг другу, и обоим зарабатывать средства. Может быть (что совсем утопично), появится поклонник-меценат, который предоставит «бездомным» актерам крышу и сцену.
Пока же вопросы остаются без ответов, и чем закончится «взрыв» храма культуры на главной площади Петрозаводска – покажет время.
Арина БЕЛАЯ.
Комментарии