Карельские рунопевцы спели стихи шведским семьям.
Карельские рунопевцы спели стихи шведским семьям.
«С этими рокерами не соскучишься. Все мы очень разные. Еле выдержали вместе 10 дней», – каждый из них мог бы предъявить друг другу сотню претензий и в то же время поблагодарить. Зачем трое взрослых мужчин из России полторы недели проверяли терпение друг друга в чужих краях? – наверное, ответ у каждого из них свой, но, несмотря ни на что, они делали общее дело и шли к общей цели.
«Синий мир опустился на землю, когда карельские рунопевцы пришли в бар Оленьей деревни» – начало статьи в финской газете «Похъелан Саномат» обещает окунуть нас в дела давно минувших дней. Однако ошибается тот, кто думает, что рунопевцы – это старцы с кантеле на коленях, убаюкивающие слушателя размеренными голосами. Настоящих карельских рунопевцев можно увидеть и среди обычных граждан, которые ходят по улицам Петрозаводска. Некоторые из них еще далеко не старцы и играют вовсе не на кантеле, а на электрогитарах, да и поют совсем не колыбельные, а, напротив, жесткий, суровый карельский рок.
В середине февраля трое таких героических мужчин отправились покорять утонувшие в сугробах северные края в рамках «KarRun Kierros» – проекта, название которого примерно можно перевести как «Круг карельских рунопевцев». В финском городе Оулу к ним присоединился рунопевец из местных – и понеслось… Точнее, понеслись. Не на оленях, но на комфортабельном автобусе, по северу Финляндии и трем шведским городам.
С 13 по 22 февраля пишущий на вепсском Николай Абрамов, поющий и пишущий на финском Энска Якобсон (он же Евгений Богданов, известный по группе «D'Airot»), не менее известный карелоязычный музыкант Санту Карху и музыкант из местных Юрки Мяки (сопровождаемые финским шоу-меном Пааво Хейноненом и продюсером Юрки Раатикайненом) пытались ужиться вместе и донести до жителей Севера пласт национальной культуры, каждый – своей. Точно такой же тур рунопевцы совершили три года назад, правда, по югу Финляндии, и тогда все вернулись довольными.
Впрочем, и сейчас, говорят, было интересно и полезно. Кризис до этой заграничной глуши еще не докатился, пиво вроде бы стоит так же, народ тоже не изменился – по-прежнему отзывчив и доброжелателен. Послушать заезжих поэтов собирались целые семьи из крошечных городков и хуторов.
Дети, пожалуй, радовались больше всех: невпопад аплодировали, сновали туда-сюда и мешали поэтам из России читать собственную лирику. А смысл акции именно в том и заключался, чтобы донести до ушей слушателей свое творчество – на вепсском, карельском или финском языках. Предполагалось, что это будет рок-поэзия. Однако читали и другую лирику, и не только свою, но и современных, хорошо знакомых местным авторов Финляндии.
– Мне было сложнее, чем Карху и Якобсону, – рассказывает Николай Абрамов. – Финский я знаю плохо, а слушатели не понимают вепсского. Но принимали все равно хорошо, тем более что ведущий пошутил и назвал меня «Шекспиром вепсского народа». Финны знают русских поэтов – Пушкина, Пастернака, Высоцкого, поэтому меня спасали мои переводы на финский. Еще они очень радовались, когда слышали «вепсан версия» битловских «Yesterday» или «We are the champions» группы «Queen».
– Да, у нас четверых не было общего языка. Действительно, все мы – очень разные художники, – говорит Евгений Богданов. – Зато была общая волна, и мы устроили очень хороший мозговой штурм. Эта поездка мне даже больше понравилась, чем предыдущая, на юге финнов творчеством не удивить. На севере же очень актуален вопрос сохранения национальной культуры. В Швеции важно сохранить финский язык, на котором говорят в некоторых районах, а для Финляндии – саамский, который и за язык до недавнего времени некоторые не считали. Крошечность населенных пунктов вовсе не тождественна плохому качеству культуры и духовному оскудению. Боюсь, что у нас в Карелии такой проект не получился бы. Главный вопрос современного искусства и, в частности, поэзии в том, что она хочет донести до людей. Напыщенное самим собой, элитарное искусство не будет интересно в глубинке, и люди не придут слушать поэтов. Хотя Санту Карху, перед талантом которого я преклоняюсь, пожалуй, собрал бы полные залы и в карельских деревнях.
Удовлетворение собственного тщеславия за счет расширения круга слушателей – это полдела. Радует, что карельские рунопевцы не занимались благотворительностью, а свое творчество продавали, работали за гонорар и продавали (не то чтобы они разлетались как горячие пирожки, но все же) книги всех участников, а также диски Санту Карху и «D'Airot».
«KarRun Kierros» устроили сотрудники отделения общества «Финляндия – Россия» из города Оулу. По словам Евгения Богданова, такого проекта больше не будет – уже и юг, и север Финляндии охвачены. Но перспективы не иссякли: ведь рядом с рок-поэзией существует рок-музыка, которая гораздо более востребована и популярна среди молодежи. Так почему бы в следующий раз карельским рунопевцам не собраться вместе и не спеть свои стихи у наших соседей на больших концертных площадках?
Комментарии