Торжества по случаю 75-летнего юбилея Симфонического оркестра Карельской Государственной филармонии совпали с католическим Рождеством.
Торжества по случаю 75-летнего юбилея Симфонического оркестра Карельской Государственной филармонии совпали с католическим Рождеством.
25 декабря поклонники этого коллектива могли насладиться игрой любимых музыкантов, а 26 декабря коллектив поздравили официальные лица.
О сегодняшнем дне крупнейшего на Северо-Западе России оркестра – директор Карельской Государственной филармонии Александр КОКТОМОВ.
– 75 лет – это большой срок для коллектива. По вашим ощущениям, душа у оркестра-юбиляра молодая или зрелая?
– Все зависит не от количества прожитых лет. Обычно говорят, что самый опасный срок для любого коллектива – это десятилетие. Наш оркестр успешно пережил не одно десятилетие, пережил войну, перестройку, наш современный капитализм. Есть какой-то потенциал, который заключен и в коллективе, и в атмосфере этого города, потому что существовать в «безвоздушном пространстве» такой коллектив не может. Есть зрительская востребованность. Есть интуитивная или сознательная расположенность властей. Есть музыканты, которые могут играть на хорошем уровне. Все это свидетельствует о том, что сейчас оркестр находится в нормальном состоянии развивающегося организма. Другой вопрос: куда этот организм будет дальше расти. Хотелось бы, чтобы в сторону высшего профессионализма, в сторону духовного. Надеюсь, наш оркестр играет не «попсу», а настоящую музыку.
– Кризис вас не пугает?
– Конечно, пугает! Мы же люди, мы боимся: будут ли деньги, чтобы оркестр жил. Но если подняться над ситуацией и посмотреть глобально, кризис помогает очиститься. Вот взять религиозный пост – это ведь кризис для организма, понимаете! Но эта встряска необходима человеку! Сейчас у нас в стране много дутого, много «пузырей». И мы попадаем под общую молотилку, но, может, потом будет лучше? Потом выяснится, что настоящее, а что только называется искусством?
– Извините, что накануне праздничного концерта задаю такие бытовые вопросы, но кто сказал, что музыкант не должен жить хорошо?
– Мы надеялись, что с нового года благодаря новой системе оплаты труда заработная плата музыкантов вырастет на 30 процентов, а реально будет только на 9 процентов. Это минимальный уровень, и опять мы вынуждены не жить, а выживать. Я убежден, для того, чтобы предъявлять самые высокие требования к оркестру и получать адекватный результат, по крайней мере, надо в три раза увеличивать заработную плату.
– Вы стали руководителем филармонии в довольно сложное время для оркестра, когда коллектив разрывали внутренние противоречия и конфликт с администрацией и дирижером. Сейчас напряжение спало?
– Мне кажется, что это нормальные жизненные процессы. Оркестр – это живой творческий организм. Если организм живет, он не может не шевелиться, не бурлить. Сегодня это проблема дирижера, завтра это проблема заработной платы, послезавтра будут еще причины. Вода всегда найдет щель, чтобы пролиться. Не стоит переживать, что оркестр расстался с Олегом Юрьевичем Солдатовым. Это нормально. Невозможно находиться в одной и той же ситуации много лет. Замыливается глаз, притупляются чувства. Ротация должна происходить! Главное, чтобы не терялась творческая составляющая. А она, как мне кажется, у оркестра есть. Когда-то Олег Солдатов пришел в оркестр совсем молодым человеком. Ему было столько же лет, сколько сегодня нашему новому дирижеру – Мариусу Стравинскому. И пока рано говорить о том, что нас ждет. Мариус пока еще сам ищет, и нам немного тревожно: куда мы придем? Но мы сделали ставку на молодого дирижера.
– А вы куда бы хотели прийти?
– Конечно, хотелось бы, чтобы оркестр вышел в число лучших, но для этого нужны условия, чтобы мы могли пригласить хороших музыкантов или взрастили своих. Конечно, хотелось бы, чтобы это был оркестр европейского уровня, не провинциальный. Но в космос улетают единицы, а самолетами могут управлять многие летчики. Может быть, нам не нужно стремиться в звезды мировой величины, но надо быть оркестром, который играет достойную музыку. Надо, чтобы у нас в Карелии гордились не тем, что у нас есть оркестр, а тем, что музыканты делают настоящую музыку.
– Если бы вы были дирижером, какое произведение вы бы хотели исполнить с нашим оркестром?
– Я хочу, чтобы он исполнял такую музыку, чтобы публика уходила молча от восторга. Я хочу, чтобы музыканты играли хорошо. Настоящая музыка – это все-таки то, что трогает душу.
Беседовала
Юлия УТЫШЕВА.
Комментарии