Петрозаводский балетмейстер сочинил балет.
Петрозаводский балетмейстер сочинил балет.
Вообще-то, когда речь идет о Кирилле Симонове, нельзя сказать точно: петрозаводский он балетмейстер, новосибирский или питерский. А может быть, вообще мы имеем дело с восходящей звездой международной величины? Его постановки не раз были удостоены высшей театральной награды страны – премии «Золотая маска». К сожалению, отметили его за работу не в нашем, а в других театрах. Тем более приятно, что единственный в мире балет-фантазию по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» Кирилл Симонов поставил именно в Музыкальном театре Карелии.
Перед тем, как пойти на премьеру, я посмотрела одноименный фильм Стивена Фрирза с Малковичем в роли Вальмона. По роману Лакло снято, по крайней мере, два фильма и поставлено огромное количество спектаклей. Взять хотя бы Национальный театр, где идет драматическая постановка с таким же названием и на сцене которого состоялась премьера балета. В общем, я вняла совету главного администратора Музыкального театра Николая Алексеева, который рекомендовал предварительно прочитать книгу или посмотреть кино, чтобы лучше ориентироваться в происходящем на сцене. Оказалось, что это было необязательно.
Театральная программка снабжена кратким, но весьма подробным содержанием. Сколь кратким, столь и далеким от первоисточника. Можно сказать, что балетмейстер Кирилл Симонов и автор либретто Николай Алексеев представили петрозаводскому зрителю свою историю о трех совращениях и трех смертях. Балет, соответственно, имеет трехактную форму, что придает любой постановке особую гармонию, а в нашем случае еще и позволяет артистам перевести дух между страстными выступлениями, полными ненависти и любви. Музыку Кирилл Симонов для своего балета выбрал, казалось бы, несовместимую: Арво Пярт, Морис Равель и Петр Чайковский. Но произведения столь разных композиторов прекрасно сочетались с происходящим на сцене, а темп, заданный с первых минут спектакля, уже не отпускал ни зрителей, ни танцоров до самого конца.
Итак, поединок маркизы де Мертей и виконта де Вальмона начался. Чей замысел коварней, чья месть страшней, чье соблазнение соблазнительнее? Для своих страшных игр они избрали юную пару – Сесиль де Воланж и кавалера Дансени. Хотя по роману действие происходит во Франции, молодые влюбленные танцуют в шотландских юбочках. Они не очень сопротивляются влиянию более искушенных старших товарищей и следуют за своими учителями, как тени, почти лишенные одежды и стыда. Еще одной жертвой коварных совратителей становится талантливая и гордая госпожа де Турвель, которую маркиза замыслила убрать руками Вальмона. В книге Лакло госпожа – добропорядочная замужняя дама, верующая в бога. В балете Симонова она же оказывается прима-балериной. Впрочем, преданно служить искусству или религии – какая разница? И в том, и в другом случае она умирает из-за предательства Вальмона… За ней в миры иные отправляется Сесиль, увидев, что молодой Дансени изменяет ей с маркизой. А юноша вызывает на дуэль Вальмона и убивает его. В общем, все умерли, или почти все. В финале маркиза де Мертей остается в полном одиночестве: общество отвернулось от нее, слуги сбежали, Вальмон убит. Она, словно из ящика Пандоры, достает из чемодана три урны с прахом и развеивает пепел по ветру. Вот такой печальный итог.
О хореографии Кирилла Симонова часто говорят как о новаторстве в нашем театре. Впрочем, на фоне многих европейских постановок спектакль Музыкального театра может показаться трогательно старомодным. Балетмейстер находит тот единственно возможный компромисс, когда в зрительном зале и овцы целы, и волки сыты – то есть довольны и ценители классики, и любители эксперимента. В его постановках классический балет легко переходит в современный, танцовщики меняют пуанты на джазовки и опускаются с носочков на пятки. «Опасные связи» – не исключение.
Накануне открытия сезона театр пополнился молодыми силами, в труппу пришли самые разные артисты, не все имеют академическое балетное образование, но Симонов находит способ объединить их на одной сцене. Сдержанная отточенная пластика классического танцора Александра Зарицкого оказывается очень уместной для образа опытного, искушенного Вальмона. А роль хаотичного и страстного Дансени исполняет невероятно гибкий Владимир Варнава, который до прихода в Музыкальный театр танцевал в современном балете. Даже для заслуженной артистки Карелии Ирины Тольской, которая давно не выходила на сцену, нашлась роль. В балете «Опасные связи» она занимается тем же, чем и в жизни, – воспитывает балерин. Для нее создатели либретто немного «перепрофилировали» роль тетушки Вальмона. На сцене карельского театра госпожа де Размонд ведет уроки классического танца в своей собственной студии.
Шикарные костюмы для балета «Опасные связи» были придуманы Кириллом Симоновым по эскизам литовской художницы Стефании фон Граурок. Только на одни юбки ушло полтора километра специальной сетки. Корсеты расшиты стразами и блестками. И за время спектакля герои успевают не раз сменить наряды. В самом начале балета Марина Зинькова, она же маркиза де Мертей, облачается в черный атласный плащ и в шляпу с перьями, напоминая Марлен Дитрих из фильмов тридцатых годов. Постановка получилась зрелищной еще и благодаря сценографии брата балетмейстера – художника Максима Симонова. И это значит, что, когда Музыкальный театр наконец вернется в старое здание, обновленное после капитального ремонта, в его репертуаре уже будет чем искушать зрителей на большой сцене.
Юлия УТЫШЕВА.
Комментарии