12:00, 02 Октября 2008
Время забирать камни

За археологическую находку минкульт готов спорить с судом.

За археологическую находку минкульт готов спорить с судом.

 

О том, что в Карелии найдены новые петроглифы, писали многие СМИ. Однако, казалось бы, радостное событие в мире карельской археологии пока доставляет и ученому, и представителям власти только головную боль. Находка петрозаводского археолога Александра Жульникова сначала обернулась скандалом, затем судебными разбирательствами, а теперь заинтересованные стороны ждут реакции прокуратуры. Понять, что и почему делят археолог, министерство культуры и правоохранительные органы, очень сложно.

 

 Во время экспедиции, которая проходила под эгидой ПетрГУ, археолог Александр Жульников обнаружил две гранитные плиты с наскальными рисунками.

12 августа камни у Жульникова изъяла милиция. Сотрудники Пудожского РОВД доставили археологическую находку в краеведческий музей. Основанием для «выемки» стало то, что у Жульникова якобы не было специального разрешения на проведение археологических исследований (открытого листа). По версии Жульникова, открытый лист у него имелся, но выдан был уже после того, как были обнаружены петроглифы.

 

Странностей в этой истории немало. Камни Жульников пытался вывезти, не поставив в известность министерство культуры. С другой стороны, и с первооткрывателем поступили довольно жестко, грубо говоря, отобрав находку.

 

Продолжение «эпопея с каменной книгой» получила в мировом суде, где в сентябре были рассмотрены материалы об административном правонарушении в отношении Александра Жульникова. Археолога пытались обвинить в административном нарушении правил ведения археологических разведок, которое выразилось в отсутствии того самого пресловутого открытого листа. Жульников же утверждал, что 29 июля он обнаружил наскальные рисунки совершенно случайно. После этого он сразу же обратился за соответствующим разрешением, оставив находку на прежнем месте. И только после получения 1 августа открытого листа он приступил к археологическим работам.

 

В итоге мировой судья не усмотрел в действиях ученого нарушения законодательства и постановил изъятые гранитные камни с фрагментами наскальной живописи вернуть Александру Жульникову. Однако, несмотря на то, что судебное решение вступило в силу 16 сентября, ученый до сих пор не может добиться, чтобы ему вернули находку. По его словам, Пудожское РОВД отказывается это делать, ссылаясь на то, что прокуратура намерена обжаловать судебное решение.

 

Руководство ПетрГУ (повторимся, экспедиция именно от этого учебного заведения нашла петроглифы) уже направило в адрес Пудожского РОВД обращение с просьбой вернуть камни для дальнейшего изучения на базе университета. Но возвращению находки активно сопротивляется министерство культуры РК.

 

«Мне кажется, что позиция министерства объясняется попыткой защитить «честь мундира». Ведь представитель министерства принимала непосредственное участие в изъятии камней», – говорит ученый. Археолог считает, что необходимо прекратить бессмысленную борьбу, сесть за стол переговоров и все спокойно обсудить.

 

В министерстве культуры свою позицию обозначили довольно четко. Как объяснила первый заместитель министра культуры Антонина Камирова, логично, чтобы археологическая находка находилась в Пудожском краеведческом музее.

 

«По законодательству, подобные находки должны быть включены в государственную часть музейного фонда Российской Федерации. В настоящее время мы этим и занимаемся. Вопрос о закреплении предметов за конкретным музеем решается на уровне министерства культуры России», – сказала заместитель министра.

 

По мнению Камировой, Жульников нарушил закон и проводил археологические работы без соответствующего разрешения. Министерство обратилось в прокуратуру Пудожского района с просьбой опротестовать решение мирового судьи. Кстати, Антонина Камирова сказала, что в министерстве готовы сесть за стол переговоров с Александром Жульниковым...

Как бы ни складывались отношения между археологом и карельским министерством культуры, вся эта история с петроглифами выглядит, мягко говоря, некрасиво. Ученый сделал открытие. Пусть на тот момент у него и не было разрешительного документа. Но позднее он его получил, и суд уже признал невиновность Жульникова. С человеческой точки зрения, ученый, сделавший открытие, заслуживает, по меньшей мере, уважения. Но министерство культуры видит в Жульникове, прежде всего, человека, который нарушил закон. И вроде бы министерство обеспокоено судьбой наскальных рисунков. Но пока чиновники министерства бьются за обнаруженные археологом «свежие» гранитные плиты, в Беломорском районе постепенно умирают давно открытые петроглифы, судьбу которых карельский минкульт не может облегчить на протяжении как минимум последних десяти лет.

 

Кстати, на имя министра культуры Галины Брун еще в конце августа поступило письмо от заместителя руководителя Управления Россвязьохранкультуры по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором выражается тревога по поводу изъятия наскальных изображений сотрудниками Пудожского РОВД. «Прошу вас оказать содействие в отмене необоснованных обвинений в адрес А.М.Жульникова и возврате ему объектов археологического наследия для дальнейших исследований», – просят Галину Брун. Но подобные обращения пока возымели прямо противоположную реакцию…

Антонина КЯБЕЛЕВА.

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.