«Осиротевшая» Кондопога ждет Путина.
«Осиротевшая» Кондопога ждет Путина.
У него была самая большая в городе власть. И самая большая ответственность.
Слишком много было «завязано» на одном-единственном человеке. А потому перемены в связи с его уходом неизбежны.
Виталий Александрович умер в ночь на 19 июля в одной из клиник Германии в возрасте 67 лет. Здоровье его резко пошатнулось в январе 2008 года, и он вынужден был оставить комбинат и отправиться на лечение в одно из немецких лечебных учреждений (в Германии живут оба сына Виталия Александровича с семьями, его друзья и деловые партнеры).
Рассказывают, что больному было поставлено несколько серьезных диагнозов, а непосредственной причиной смерти, по предварительным данным, явился инсульт.
Сейчас родные Виталия Александровича занимаются организацией его перевозки в Карелию, где он и будет похоронен.
В 1965 году Виталий Федермессер окончил Ленинградский технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности и приехал по распределению на Кондопожский ЦБК. Начинал начальником смены, затем стал заместителем начальника бумажной фабрики, главным технологом предприятия, заместителем главного инженера по бумажным фабрикам, главным инженером. В 1989 году на общей конференции трудового коллектива избран генеральным директором ЦБК. Избран в труднейшее для комбината время. Страна переживала шок гайдаровских реформ. Комбинату удалось не только выжить, но и сохранить численность коллектива (везде шли повальные сокращения), сохранить канувшую вместе с социализмом заботу о работниках (помощь пенсионерам и молодым семьям, льготное питание в столовой, бесплатные путевки, качественное медобслуживание в ведомственной поликлинике). Предприятие развивалось само и развивало город, отчего Кондопогу порой называли государством в государстве.
Федермессер никогда не любил особого внимания к своей персоне. Комбинат готовился к 60-летнему юбилею своего директора, а он взял короткий отпуск и уехал к детям в Германию. И мало кто знает, что этот скромный в быту человек (ни виллы с бассейном, ни яхты) являлся единственным в Карелии миллиардером. Активы Федермессера оцениваются экспертами в 3,7 млрд. руб. и работают в основном на благо города. Как распорядятся этими активами его наследники и преемники, смогут ли они в ущерб бизнесу продолжать в городе социальные благотворительные проекты, – вопрос открытый.
Еще более серьезный вопрос – судьба 10-процентного пакета акций ОАО «Кондопога», находящегося в ведении правительства Карелии. Правительство несколько раз думало выставлять этот пакет на продажу, но благодаря персональному фактору Федермессера пакет этот пока еще у карельских собственников.
Десять процентов акций ЦБК вполне могут стать плацдармом для дальнейшего поглощения комбината внешними игроками (достаточно сказать, что «Разгуляй» пришел на ККХП с 6 процентами акций). Говорят, что жаждущие, как воронье, уже слетаются в Кондопогу, чтобы поучаствовать в разделе поминального пирога. Говорят также, что лично у Виталия Федермессера было мало акций, их держателями выступали фирмы, которые непонятно пока, как поведут себя дальше…
Тема настолько серьезна, что на август в Кондопоге намечено заседание российского уровня, в котором планируется личное участие премьера Путина. Так или иначе, перемены, которые наступят в городе, неизбежны. Слишком много было «завязано» на одном-единственном человеке.
Наталья ВЛАДИМИРСКАЯ.
«Много ли таких осталовь в России?»
Что писали о Федермессере российские СМИ
Самое популярное имя в Кондопоге – Федя. «Как Федя решит, так и будет!» Его знают все. Еще бы! Ведь Виталий Александрович Федермессер — это генеральный директор ОАО «Кондопога». Строительство и ремонт жилого фонда, содержание социально-бытовых и культурных объектов, благоустройство города и многое другое — все это осуществляет комбинат.
«Советская Россия», ноябрь 2006
«В его кабинете стоит старая советская мебель, нет даже компьютера. Только недавно секретарша уговорила директора поставить в приемной дешевый транзистор, чтобы люди не скучали в ожидании. Беседует директор с подчиненными долго, душевно и никогда не повышает голос. Но если уж «генерал» вызвал кого к себе в кабинет, нужно пулей лететь: опозданий он не терпит.
…На рабочем месте Федермессер поглощен работой и не любит отлучаться на обед – предпочитает чай с бутербродами. В одежде консерватор: носит костюмы серых и синих тонов (кондопожские дамы часто обсуждают мятого, серого Федермессера).
Журнал «Профиль», январь 2001
Еще не видя директора целлюлозно-бумажного комбината ОАО «Кондопога» Виталия Федермессера, мы поняли, как относятся к нему горожане: любят, уважают и даже боятся. Он может и собственноручно выволочь пьяницу из зрительного зала, и принять самое деятельное участие в лечении незнакомого ребенка или разрешении семейного конфликта. И... запретить фотографировать свои дворцы или собственную персону журналистам
«Новгородские ведомости», март 2002
Кондопога – это Федермессер (а за глаза просто – «Федя»). А «Федя» – это более семи тысяч рабочих мест на ЕГО ЦБК, это городской бюджет, это дороги, освещение, медицина, это спортивные и культурные объекты и сооружения, это… Короче, вся Кондопога – это один «Федя»! Здесь даже на вопрос: «Где работаешь?» – отвечают: «У Феди!»
МОЛОХ, общественно-полит. сайт Северо-Запада, ноябрь 2006
Карелия во многом повторяет российскую картину. Из наших представителей крупного бизнеса социально ответственными людьми можно назвать единицы руководителей предприятий. Самым ярким образцом такого рода является, бесспорно, генеральный директор АО «Кондопога» В. Федермессер. Поставить кого-либо рядом с Виталием Александровичем из его коллег – не в обиду им будет сказано – просто невозможно.
politiсa.karelia.ru, март 2007
Ему, поволжскому немцу, родившемуся в Душанбе, Карелия оказалась дороже, чем некоторым местным горе-хозяйственникам... Федермессер – хозяин. Из тех, по ком так истосковалась российская земля, кто не даст растащить накопленное поколениями добро, кто достойно содержит свой дом, имя которому в данном случае – Кондопога. Много ли таких осталось в России?
«Труд», июль 2001
Комментарии