Датский фотограф помог балерине завоевать пространство.
Датский фотограф помог балерине завоевать пространство.
«Тело в завоеванном пространстве». Звучит как бутерброд в размороженном холодильнике. Современное искусство порой шокирует публику и вызывает у нее недоумение. Однако в любом искусстве есть свой смысл, и порой новые его жанры стараются найти ответы на вопросы, интересовавшие и наших предков тоже. На выставку серии фотографий с изображением обнаженной балерины жители культурного города Петрозаводска особо не рвались, очередей не устраивали. «Чего мы там не видели?» – плевались некоторые прохожие…
«Тело в завоеванном пространстве» – это проект Джона Йонсена, фотографа, стремившегося исследовать движение тела. При помощи балерины, черного пространства, зеркала и камеры он создал упрощенную модель взаимодействия двух систем – тела и пространства.
Сначала не совсем понятно, чего хотел добиться фотограф. Ну, движется камера вокруг девушки, а она делает ласточку. Согласна, красиво: темнота и игра мышц, изгибы женского тела на первом плане. Но разве это именно то, ради чего был создан проект? Тогда парочку фотографий вполне можно повесить в местном пабе.
Разглядеть в фотографиях какой-то смысл помогает просмотр каждого изображения как скрепленного с предыдущим, как часть большого коллажа. И конечно, поясняющий текст на стене – весьма кстати.
В расположении фотографий видна тенденция раскрепощения. На первых десяти изображениях мы видим аккуратную прическу девушки и лишь строго заученные балетные па. При входе во второй зал танцовщица предстает перед нами совсем в другом виде – растрепанная, дикая и смелая, готовая завоевать и пространство, и весь мир в придачу. Спустя пару метров она уже стоит перед зеркалом и с неподдельным интересом рассматривает части своего накачанного тела.
Эти изменения олицетворяют переходы в разные фазы взаимоотношений тела и пространства. Всего таких фаз четыре. Сначала происходит встреча одного с другим, в ходе которой плоть раскрывается и показывается спрятанная внутри женщина. Затем тело определяет пространство, при этом в классическом произведении «Арабский танец» из «Щелкунчика» начинает выражаться чувственность. Нагота очищает движение от балетной строгости, жесткости, не дает отвлекаться на такие мелочи, как предметы одежды. Третья фаза – оспаривание телом пространства. Женщина находит собственные пути выражения эмоций в танце, пространство размыкается, и тело бросает ему вызов. Четвертая фаза – последняя. Ее суть в том, что плоть вступает в противоборство с собственным отражением в зеркале, и, в конце концов, тело покоряет пространство.
К таким выводам и пришел Джон Йонсен – фотограф, который не просто решил поэкспериментировать с понравившейся ему темой, но и написал в свое время ряд книг («Тело в завоеванном пространстве» и др.). Джон Йонсен сотрудничал много лет с Королевским Датским балетом в качестве фотографа, работал во Франции, Японии, на Кубе. Впервые проект «Тело в завоеванном пространстве» был представлен в копенгагенском выставочном зале «Gammel Dok» в 1992 году и экспонировался в Бельгии, Великобритании, Испании, Латвии, Литве.
Балерина Метте Бэткер, которую фотограф выбрал на роль «тела», танцует в составе Королевского Датского балета. Известность пришла к ней после исполнения партии Офелии в «Гамлете» в 1985 году. Также она была солисткой Гамбургского балета. После чего зарекомендовала себя как универсальная танцовщица, работая не только классический балет, но и принимая участие в современных постановках.
Метте Бэткер является одним из примеров того, что классическое искусство можно совмещать с современным. Что касается приверженцев консервативных взглядов, то и им выставка может быть полезна – врага надо знать в лицо.
До 14 сентября вы еще можете посетить выставку в городском выставочном зале.
Анна ЛИПАТОВА.
Комментарии