Набережную столицы Карелии украсили герои «Калевалы».
Набережную столицы Карелии украсили герои «Калевалы».
Слово «симпозиум» вызывает у современного человека самые серьезные ассоциации. Между тем изначально оно означает вовсе не собрание серьезных ученых умов, а происходит от латинского «symposium» и от греческого «symposion», что буквально означает «пиршество». Творческое пиршество мастеров деревянной скульптуры закончилось в День города десятком новых творений, украсивших собой Онежскую набережную.
«Скульпторы – это вам не писатели, – говорили приезжие скульпторы карельским писателям за чашкой чая. – Они должны одновременно и мыслить художественно, и работать физически». Наверное, именно потому, что вырубить из дерева Буратино под силу далеко не каждой женщине, их в этом году на симпозиуме не было. Некоторые скульпторы-мужчины с ностальгическими нотками в голосе вспоминают питерскую скульпторшу Ольгу, которая приезжала в Петрозаводск пару лет назад. Но сейчас и мужские работы, посвященные мотивам «Калевалы», отличались особой элегантностью и индивидуальным лицом.
«Плохих не приглашаем», – сказал главный художник города Владимир Лобанов. И воистину: коллектив, который приютил под своей крышей петрозаводский кузнец Николай Беляков, оказался на редкость сплоченным и веселым и за восемь дней работы «выстругал» на память о себе ряд симпатичных персонажей.
Для начала десять скульпторов из Подмосковья, Питера, Новгорода, Армении, Литвы и Карелии разыграли… бревна. Каждому досталось по полену: одним здоровенные, другим потоньше. Мастера не растерялись, друг другу не обзавидовались и даже поменялись материалом в соответствии с присланными эскизами. Литовцу Кестутису Бенедикасу для исполнения матери мира Илматар как раз нужно было дерево потоньше, а олончанину Андрею Петрову для его массивного «Певуна» – самое толстое бревно. Сначала скульпторы думали, что будут работать с мягкими и подгнившими тополями, спиленными на набережной. Но им привезли сосну. Где взяли такие массивные деревья – секрет. Днем, и в солнце, и в дождь, под сводами большой палатки визжали пилы, стучали топоры и летели щепки, а вечером мужской коллектив смотрел футбол, наслаждался прекрасными закатами над Онего и гулял по Петрозаводску.
Григор Григорян из Эчмиадзина с нашим городом знаком давно. «Что-то здесь есть загадочное, сюда все время тянет. Даже зимой, когда, казалось бы, темно и скучно, все равно приехать хочется», – сказал Григорян. На самом деле он известен как большой мастер по металлу, а с деревом работал всего второй раз. Но это не помешало его устремленной в небо композиции «Освобождение солнца» возвыситься над всеми остальными и проявить свое национальное лицо. Впрочем, почерк Григора петрозаводчане уже знают: не так давно его скульптуры стояли рядом с Выставочным залом напротив кинотеатра «Победа», но, после того, как их лишили отдельных деталей, они переселились в мастерскую Николая Белякова.
К несчастью, вандализм – это все еще норма для жителей города. В первый же день пополам переломили табличку под творением Сергея Лопухова из Подмосковья, между прочим, члена Союза художников России и Международной ассоциации монументальной скульптуры; его каменные работы экспонируются в парках Москвы, где их никто не трогает. В позапрошлом году литовские деревянные скульптуры дачники выловили на противоположной стороне Онежского озера. Однако литовцы не обиделись, и молодой скульптор из города Алитус Кестутис Бенедикас после участия в зимнем фестивале «Гиперборея» с удовольствием приехал в Петрозаводск еще раз. Может быть, не каждый поймет, почему его Илматар летит вниз из-под солнца. Зато высокий длинноволосый и улыбчивый человек наверняка запомнился многим горожанам.
Поскольку симпозиум – это не конкурс и никаких призов и денежных поощрений за работы не полагалось, то зависти, обид, коварных интриг и сплетен не было. Все остались довольны собой и друг другом, а скульптуры перешли в собственность города.
Когда работа была закончена, началась культурная программа. В День города часть скульпторов отправилась на Киркорова (Григорян не пошел: Киркоров, мол, не признает своих армянских корней), а в воскресенье мастера поехали на Кижи посмотреть чудо из чудес – Преображенскую церковь, сотворенную их коллегами три века назад.
Марина КИВИРЬЯН.
Комментарии