В преддверии визита федеральной комиссии по проверке готовности Карелии к лесным пожарам, пожарная авиация в республике оказалась никому не нужна.
В преддверии визита федеральной комиссии по проверке готовности Карелии к лесным пожарам, пожарная авиация в республике оказалась никому не нужна.
По прогнозам синоптиков, будущее лето в Карелии обещает быть жарким. Следовательно, количество лесных пожаров в республике может резко увеличиться по сравнению с прохладным и крайне дождливым летом прошлого 2015 года.
Между тем, несмотря на то, что на календаре уже середина марта, республика пока еще не готова к пожароопасному сезону. Главная причина – недостаточное финансирование из федерального и республиканского бюджетов. По самым скромным подсчетам, на тушение лесных пожаров ГБУ РК «Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов» не хватает порядка 60 миллионов рублей. По информации специалистов, денег нет даже на самую низкую горимость.
По данным нашего издания, только в 2015 году республика получила около 460 миллионов рублей платежей за использование лесов, при плане в 250 миллионов. Потребность же Министерства природных ресурсов и экологии республики на выполнение лесных полномочий (например, содержание лесничеств, которые следят за порядком в лесу и выполнением лесохозяйственных работ арендаторами лесных участков), а также деятельность Центра охраны лесов, составляет 654 миллиона рублей. 516,8 миллиона Минприроды получило из федерального бюджета, а недостающую разницу в сумме без малого 140 миллионов должен выделить республиканский бюджет, как это, кстати, делают многие другие регионы России, в том числе Северо-Запада.
Однако карельский бюджет эти деньги пока, к сожалению, не изыскал. И потому в пожароопасный период, чиновникам, очевидно, придется только разводить руками, констатируя: «Горим, братцы, горим!».
Но дело упирается не только в деньги, но и, не побоимся этого слова, в наплевательское отношение некоторых должностных лиц к лесному богатству республики. Приведем пример в подтверждение. Недавно Центр охраны лесов объявил конкурс на предоставление авиационных услуг вертолета «МИ-8», на котором десантники-пожарные в течение 15 часов смогли бы выполнить тренировочные спуски в лес, без совершения которых они не допускаются к практической работе по тушению пожаров. И что же? На конкурс до последнего дня его действия - 10 марта, не заявилось ни одно авиапредприятие, хотя деньги – без малого 2 миллиона рублей для оплаты этих услуг, у Центра имеются. Допустим, иногородние авиакомпании почему-то не узнали об этом конкурсе, либо кому-то из них далеко лететь на вертолете до Карелии. Но ведь в республике есть аэропорт «Петрозаводск», в котором имеются два «МИ-8» в рабочем состоянии и четыре полноценных экипажа. Однако руководство аэропорта решило не участвовать в конкурсе, хотя два миллиона рублей за 3-4 дня работы одного «МИ-8» для выполнения тренировочных спусков десантников-пожарных, на дороге не валяются. И члены экипажей вертолетов рады любым работам, которые, сказали они журналисту «Вестей Карелии», им «всегда выгодны». Тогда в чем же дело?
- Еще 3 февраля я написал генеральному директору аэропорта Сергею Штатскому письмо, в котором убедительно просил его заявиться на этот конкурс, - сообщил нашему изданию Михаил Степанов – руководитель авиационного комплекса, в котором находится летное подразделение «МИ-8». – После этого много раз устно просил об этом его и других руководителей аэропорта, однако заявку на участие в конкурсе они по непонятной для меня причине так и не оформили.
Сейчас гендиректор аэропорта Сергей Штатский находится в отпуске, а его обязанности исполняет Алексей Глодев, который, по словам Михаила Степанова, сказал ему, что «команду от гендиректора на участие в конкурсе он не получал».
Мы позвонили Алексею Глодеву и поинтересовались, почему аэропорт проигнорировал выгодный для предприятия аукцион?
- Я не уполномочен давать такую информацию, - раздраженным голосом ответил и.о.гендиректора аэропорта.
- Согласно федеральному закону о СМИ, мы имеем право запрашивать и получать информацию, тем более, что в данном случае она – не секретная, - сказали мы Алексею Глодеву. – А вы в данный момент возглавляете аэропорт.
- Пришлите письменный запрос от вашей редакции, - еще более сердитым тоном сказал и.о. гендиректора аэропорта.
- Но такая переписка может занять целый месяц, а тема аукциона актуальна сегодня, - сказали мы Алексею Глодеву. - Почему вы все-таки не хотите устно ответить на простой вопрос по поводу аукциона?
- Повторяю, пришлите письменный запрос, - повторил и.о. гендиректора предприятия, тем самым очевидно давая понять, что, надо полагать, неприятный для него разговор, окончен.
Как мы мы ранее писали, Сергей Штатский осенью прошлого года сообщил в Карельскую транспортную прокуратуру, что аэропорт не планирует дальнейшее осуществление коммерческих полетов и выполнение авиационных работ на «МИ-8». Поскольку учредители предприятия – государственный комитет РК по транспорту и комитет по управлению госимуществом считают нецелесообразным деятельность этого убыточного летного отряда.
Получается, левая рука обоих вышеназванных комитетов не знает, что делает его правая рука? Так и хочется спросить у живущих на наши налоги чиновников этих государственных ведомств, каким образом вертолеты могут заработать деньги, если им фактически не предоставляют работу? Вредительство какое-то получается, или мы чего-то не знаем?
По данным «Вестей Карелии», аэропорт «Петрозаводск» не намерен участвовать и в предстоящем аукционе Центра охраны лесов по предоставлению авиационных услуг для тушения лесных пожаров. Между тем, в любое время в Карелию может прибыть комиссия из сотрудников Рослесхоза, МЧС, других серьезных федеральных ведомств. Они будут проверять, насколько республика подготовилась к пожароопасному сезону: какие заключены контракты и с кем на тушение лесных пожаров, проведены ли те же тренировки десантников-пожарных, и т.п. И если описанная нами ситуация с фактическим провалом республикой подготовки к пожароопасному сезону не изменится в лучшую сторону, высокая комиссия может поставить Карелии «неуд». Разумеется, со всеми вытекающими последствиями.
Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что Центр охраны лесов был вынужден продлить названный аукцион до 17 марта включительно. Посмотрим, заявится ли на него все-таки аэропорт «Петрозаводск», руководство которого, судя по изложенным выше фактам, вместе с Госкомитетами РК по транспорту и управлению госимуществом, похоже, не оставляют своих намерений окончательно погубить малую авиацию Карелии.
Светлана ЛЫСЕНКО
Комментарии