Министра сельского хозяйства Карелии заменили на питерца Всеволода Телицына
Министра сельского хозяйства Карелии заменили на питерца Всеволода Телицына
Редакции "Вестей Карелии" стала известна неприятная новость. 10 марта министр сельского, рыбного и охотничьего хозяйства республики, 52-летний Григорий Мануйлов работает в этой должности последний день, и сегодня уже попрощался с коллективом, который он возглавлял с середины 2009 года. Ожидается, что Мануйлова сменит питерец Всеволод Телицын – генеральный директор ОАО "Корпорация развития Республики Карелия". О Телицыне говорят как о "человеке" первого заместителя губернатора по экономическим вопросам Олега Громова, который также приехал в Карелию из Санкт-Петербурга. Телицына же заменила депутат ЗС Карелии Анна Позднякова, сообщившая нам, что сделала это по просьбе Александра Худилайнена.
Всеволод Телицын, фото: gov.karelia.ru
Почему же главой Карелии было принято такое решение о замене карела по национальности Мануйлова на "своего", питерского человека Телицына? На наш взгляд, это становится ясно, если вспомнить решение депутатов республиканского парламента, одобривших в июле прошлого года правительственную программу приватизации регионального имущества на 2014-2016 годы. Одним из пунктов этой программы значится приватизация (продажа) четырех совхозов республики: открытых акционерных обществ "Мегрега", "Ильинский", "Толвуйский" и "Ведлозерский", а также хлебозавода в Суоярви.
Все эти предприятия, за исключением совхоза "Толвуйский", сегодня являются прибыльными, и, следовательно, необходимости в их срочной продаже не было. Но, как говорится, что сделано, то сделано. При этом не менее возмущает другое - почему в программе приватизации предварительно значится столь мизерная цена за названные выше четыре совхоза и хлебозавод, всего 167 миллионов рублей! И пусть, как говорили журналисту "Вестей Карелии" некоторые депутаты, "это – цена не окончательная, впереди - итоговая оценка стоимости этих предприятий независимыми экспертами", нетрудно предположить, что в любом случае ценные республиканские активы, скорее всего, уйдут с молотка гораздо дешевле их рыночной стоимости. Иначе, повторим, какой резон спешно их продавать?
И "случайно" ли, по имеющейся информации, вечером 5 марта Олег Громов пригласил к себе Григория Мануйлова, предложив ему написать заявление об уходе? При этом первый замглавы, по слухам, даже не потрудился объяснить действующему министру, почему он стал неугоден. В этом случае, согласимся, остается обширное поле для кривотолков и вполне резонных вопросов. Почему первые лица карельского правительства, еще до решения в большинстве своем послушных ему депутатов, дали "добро" на продажу названных совхозов и хлебозавода? Какова на самом деле их реальная цена и почему так некрасиво поступили с местным министром Мануйловым? Ответить на эти вопросы мы попросили известных в республике людей, большинство из которых были или остаются связаны с сельским хозяйством. И вот что от них услышали.
Ванда Патенко – министр сельского хозяйства Карелии с января 2007-го года до середины 2009-го:
- Когда мы строили животноводческий комплекс племсовхоза "Мегрега", для этого совхоз взял 200 миллионов рублей кредита. Кроме того, порядка 60 миллионов ему выделили из бюджета, на покупку современной кормозаготовительной техники. Опять-таки, в рамках национального проекта по возрождению села, мы купили в Финляндии 200 голов коров элитной айширской породы. И когда я услышала об обозначенных в программе приватизации 167 миллионов рублей за четыре совхоза и хлебозавод, можно сказать, потеряла дар речи. Это вообще даром! Считаю, что минимальная цена только племсовхоза "Мегрега" - более 300 миллионов рублей. Если же разделить пусть предварительную цену в 167 миллионов на названные пять предприятий, включая "Мегрегу", получится по 33 с небольшим миллиона на каждое. Думаю, дальнейшие комментарии излишни, ваши читатели и так поймут, кому все это выгодно.
Владимир Бакуров – недавний опытный генеральный директор племсовхоза "Мегрега":
- На мой взгляд, все делается для того, чтобы за бесценок отдать хорошую государственную сельскохозяйственную собственность. Да, по закону должна быть проведена оценочная стоимость этих предприятий, но как и каким образом это зачастую происходит на практике, остается только "догадываться". Считаю, что "Мегрега" и практически аналогичный "Ильинский", вместе с поголовьем стоят не меньше, чем по 300 миллионов рублей каждый, причем без земли. А ее в долгосрочной аренде у "Мегреги" - 4870 гектаров! Причем земли хорошие, на которых получаются неплохие урожаи картофеля, моркови, других культур. И теперь все это богатство Карелии фактически отбирается у государства. Значит, республике приходит полный крах.
Антонина Жеребцова – генеральный директор ОАО "Совхоз Ильинский", депутат ЗС Карелии:
- От вас первый раз слышу об уходе Григория Николаевича Мануйлова. Он только что, как министр, поздравлял меня с 8 марта, и вдруг – такое неожиданное известие, даже не верится. Поэтому до тех пор, пока лично я не смогу убедиться, что Мануйлова решили заменить, каких-либо конкретных комментариев по этому вопросу дать не смогу.
Стоимость нашего "Ильинского" (в долгосрочной аренде у совхоза находится 3980 тыс.га земли – прим. ред.) – не меньше 300-400 миллионов рублей. На сегодня независимая оценка совхоза еще не проведена, поэтому остается надеяться на честность и ответственность людей, которые будут этим заниматься. Если же, как вы говорите, вместо Григория Мануйлова министром будет человек, приехавший из Санкт-Петербурга, то, по моему мнению, лучше, если бы это был местный назначенец.
Александр Степанов – депутат ЗС Карелии:
- Я и моя супруга Лариса Степанова – тоже депутат Законодательного Собрания, единственные, кто голосовал против приватизации этих совхозов. В своем выступлении я говорил, что их нужно оставить в госсобственности, хотя бы до 2017 года, тем более, что государство не настаивает на скорой продаже прибыльных сельхозпредприятий.
Обозначенная же в программе приватизации сумма в 167 миллионов рублей за четыре совхоза и хлебозавод – это цена двух небольших детских садиков, а то и меньше. Ясно, что это, как и замена министра на «своего», питерского человека делается с определенной, понятной всем целью.
Один из чиновников карельского правительства, по понятной причине пожелавший остаться неизвестным:
- Решение о продаже этих совхозов и хлебозавода в Суоярви полностью отвечает бизнес-интересам людей, приближенных к карельскому правительству, которое, возможно, на исходе сил пытается вырвать наиболее эффективные куски собственности. Насколько мне известно, Олег Громов в качестве потенциального покупателя названных предприятий видит питерский холдинг "Белоусов Групп", с владельцем которого Игорем Белоусовым его связывают давние отношения: в Санкт-Петербурге они раньше вместе работали в бизнесе. А сейчас, когда этот холдинг не так давно купил в нашей республике Медвежьегорский молокозавод, а в декабре прошлого года перекупил у москвичей еще и карельский мясокомбинат, Громов и Белоусов, естественно, продолжают сотрудничать постоянно.
Что касается замены Григория Мануйлова на генерального директора корпорации развития РК Всеволода Телицына – на 100 процентов человека Олега Громова, то очень жаль, что, на мой взгляд, руководителей в Карелии сейчас все больше назначают не по их профессиональным качествам, а по принципу личной преданности.
Поясним нашим читателям, что в питерский агрохолдинг "Белоусов Групп", входит уже 31 компания в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Тверской областях, Астрахани, Кургане и Карелии. Несмотря на то, что правительство республики позиционирует "Белоусов Групп" как хорошего инвестора, на этот счет имеются, мягко говоря, большие сомнения. На днях "Вести Карелии" озвучили серьезный скандал с участием этого холдинга. Напомним, что в региональное отделение Народного фронта в Карелии обратился за помощью коллектив совхоза "Толвуйский", входящий, как уже сказано, в указанную пятерку продаваемых предприятий. В жалобе, под которой подписались более 100 из 160-ти работников "Толвуйского", говорится, что, начиная с минувшего января, купленный "Белоусов-Групп" Медвежьегорский молокозавод не оплачивает совхозу деньги за поставленное им молоко. Судя по письму, неделю назад молокозавод был должен совхозу уже более девяти миллионов рублей. В результате труженики "Толвуйского" сидят без зарплаты, у предприятия нет денег на закупку кормов, ГСМ, оплату электричества, налогов. Обо всем этом работники совхоза сигнализировали в Минсельхоз, правительство республики и, естественно, руководству Медвежьегорского молокозавода. Однако, судя по их слезному обращению в Народный фронт, ничего, кроме пустых обещаний из этих ведомств, они до сих пор не дождались.
Когда этот материал готовился к печати, "Вести Карелии" получили еще одну любопытную информацию. Как неофициально сообщил нам компетентный источник в правительстве республики, губернаторские выборы в нынешнем году, скорее всего, не состоятся, из-за отсутствия немалых средств на их проведение. По этой же причине, поговаривают, урезаются даже крохи, обещанные Карелии к 100-летию республики в 2020 году. Если информация о выборах соответствует действительности, значит, у команды Худилайнена (в которой, напомним, ключевые посты занимают и, как видим, продолжают занимать питерцы), есть достаточное время, чтобы приватизировать карельские совхозы так, как она того желает.
Светлана Лысенко
Комментарии