
Предприниматели из районов республики готовы повышать цены, переводить работников на сокращенный рабочий день и даже закрывать свои фирмы, поскольку не знают, как платить «северные надбавки» сверх минимальной заработной платы.
Решение Конституционного суда страны, согласно которому надбавки не могут быть включены в состав размера МРОТ, может негативно повлиять на состояние частных предприятий в районах Карелии, привести к закрытию ряда организаций и опустошить местные бюджеты. Об этом корреспонденту интернет-издания «Вести Карелии» рассказала предприниматель из Сегежского района Наталья Токарева.
Бизнес Натальи Токаревой связан с розничной торговлей товарами первой необходимости. Три ее торговые точки расположены на территории местных населенных пунктов. Маленькие магазины на протяжении более чем 20 лет торгуют продуктами питания и промтоварами в Сегежском районе.
По словам Токаревой, нанятыми работниками ее торговых точек являются пять человек - водитель, бухгалтер и продавцы. Зарплата продавца сельского магазина- 13300 рублей. Зимой доходы от торговли падают в два раза, поэтому работников переводят на сокращенный день и получка также уменьшается.
На данный момент, по оценке предпринимателя Натальи Токаревой, бизнес оказался в сложной ситуации, поскольку у частных фирм и компаний нет возможности повысить своим работникам зарплату, как того требует решение Конституционного суда. Поэтому бизнесменам предстоит вплотную заняться вопросами выживания.
Пути спасения.
«Складывается три варианта пути для предпринимателей - как в этой ситуации быть,- размышляет Наталья Токарева.- Все три пути не очень, так скажем, хорошие и для самих предпринимателей, и для населения. Первый путь очень неприятный для населения- то есть заложить расходы, связанные с увеличением заработной платы и отчислением налогов в торговую надбавку. То есть повысить цены на продукты. Но это очень нехороший неприятный момент, потому что сетевых магазинов у нас в сельских поселениях нет. И понятно, что цены на порядок выше, чем в городской черте. Второй вариант - это внутренним образом моменты решить. Это переход опять же на сокращенный режим работы магазинов. То есть сокращать рабочий день либо рабочую неделю. Это тоже, значит, люди могут лишиться северного стажа, а у нас коэффициент 1,3 применяется, и это очень важно для людей… Допустим, если у нас режим работы был с 8 до 20, то его надо переводить в шестичасовой рабочий день либо - там на восемь часов работы. Ну и, соответственно, уменьшится заработная плата. Но как-то можем выжить все-таки - платить налоги и в то же время людей не сокращать, сохранить рабочие места. И третий - это самый неприятный путь. Это сниматься с регистрации и уходить, так скажем, от легальной деятельности. Это я не говорю в отношении себя. Я уже для себя какие-то моменты решила, но предприниматели говорят о том, что надо закрываться. Кто-то просто закроется и деятельность их прекратится. Кто-то будет заниматься теневой деятельностью, то есть не оплачивать налоги. Те налоги, которые поступают в районные бюджеты, в наш местный бюджет, они на самом деле не попадут в бюджет».
По словам хозяйки торговых точек в Сегежском районе, она уже определилась со стратегией защиты своего бизнеса.
«Я пока вижу такой момент. На поддержку нам рассчитывать не приходится. Цены поднимать мы тоже не будем. А вот переходить в другой режим работы- да, будем… На какое-то время перейдем. На зимнее время - точно сокращенный режим»,- заявила Наталья Токарева. По ее словам, такой путь негативно скажется на довольствии сотрудников, которые вместо целой ставки будут трудиться на 0,75 ставки, но поможет избежать проблем для предприятия.
Впереди- сокращения работников и повышения цен.
Наталья Токарева утверждает, что требование выплаты «северных надбавок» поверх размера минимальной зарплаты прошло по непродуманному сценарию.
«Не готовы оказались ни предприниматели, ни государственная наша бюджетная система к тому, чтобы сейчас нести такую нагрузку. Я думаю, что проблем просто возникнет масса везде повсюду. И, думаю, по швам будут трещать бюджеты районные. Тут понятно, что все очень на самом деле серьезно»,- считает Токарева. По оценке предпринимателя, чтобы рассчитаться со своими работниками по новым правилам, ей пришлось бы дополнительно найти сумму равную трети всего фонда зарплаты.
«Если считать от фонда заработной платы, мы должны оплатить 40%- это НДФЛ и внебюджетные фонды. 40% от фонда заработной платы. Ну и нетрудно просчитать: 18 тысяч, допустим, и 13 тысяч, вот какой это процент составляет. Ну мне где-то придется 30-35% изыскивать»,- поясняет предприниматель.
Как считает Токарева, можно ожидать, что в ближайшее время бизнес поднимет цены, а часть работников попадут под сокращение. Так организации будут реагировать на новые требования по выплатам зарплат.
«Предприниматели будут искать возможности. И сокращать людей будут. Будут сокращать рабочий режим дня. Потому что не выжить. Говорили и с предпринимателями, которые занимаются производством…И крупное предприятие, и людей много работает. И проблема есть там. Директор предприятия конкретно проговорил о том, что решать будет путем повышения цен на свою продукцию. Он считает, что другого пути для него нет»,- рассказывает Наталья Токарева.
Бизнес нуждается в помощи.
Предприниматель пояснила, что государство, вероятно, могло бы помочь мелким предприятиям справиться с новой нагрузкой при помощи регулировки видов налогов, которыми на сегодняшний день обложен бизнес. «Может быть, отрегулировать другими видами налогов. Но кому-то, опять же, это поможет. Кому-то не поможет. Тоже очень все специфично с налогами»,- предположила Токарева.
В декабре 2017 года Конституционный суд страны обязал работодателей платить северные надбавки сверх минимального размера оплаты труда. Прежде соответствующие надбавки были включены в величину МРОТ.
В Карелии действует особый порядок начисления указанных сумм. В республике существует трехстороннее соглашение между профсоюзами, союзом работодателей республики и правительством. В регионах, где подписаны подобные соглашения, «северные» надбавки начисляются не сверх МРОТ, а сверх минимальной заработной платы, установленной в субъекте.
При этом размер минимальной зарплаты в Карелии выше, чем установленный на федеральном уровне размер МРОТ (9 489 рублей). Согласно карельскому соглашению, минимальная зарплата региональных бюджетников установлена в регионе в размере 10 тысяч рублей. От указанной суммы работодателям Карелии и предстоит начислять надбавки в виде «северных».
При этом известно, что не все предприниматели оказались готовы к увеличению расходов на выплаты сотрудникам. Указанные повышения выплат изначально не закладывалось в фонды оплаты труда.
Как предполагал, председатель Союза промышленников и предпринимателей города Петрозаводска Сергея Авишева, бизнес уйдет в «серые» схемы, а зарплата будет выдаваться в конвертах.
Лидер карельских профсоюзов Илья Косенков заявлял о том, что работники карельских предприятий могут массово включиться в суды, где займутся выбиванием недополученных надбавок. При этом поражения работодателей в подобных судебных баталиях могут обернуться банкротствами для ряда предприятий.
По данным на конец января в регионе было зафиксировано четыре случая, когда жители Карелии добились через суд выплаты «северных» сверх размера минимальной зарплаты.
Александр ГНЕТНЕВ
Комментарии