Считает руководитель Следственного управления СК РФ по Карелии Юрий Бабойдо
15 января исполняется два года со дня создания Следственного комитета России, который тогда отделился от прокуратуры и стал самостоятельной структурой. Об итогах работы карельского СУСКа в прошедшем 2012 году, наиболее резонансных преступлениях, совершенных в республике за последнее время, и о многом другом журналисту «МК» в Карелии» в эксклюзивном интервью рассказал руководитель этого управления Юрий Бабойдо.
ДЛЯ СПРАВКИ: Юрию Бабойдо 51 год, ранее он был заместителем руководителя аналогичного подразделения Следственного комитета по Санкт-Петербургу, откуда и получил назначение в Карелию. А еще раньше работал в прокуратуре Ульяновской области, где вырос до зампрокурора Ульяновска. Затем был прокурором города Кургана на Урале, после чего его перевели в Санкт-Петербург. Супруга Юрия Бабойдо и сегодня проживает в Ульяновске, она – судья областного суда. Двое взрослых детей главного следователя республики – тоже юристы. Дочь – помощник одного из городских судей Москвы. Сын в этом году заканчивает Государственную академию правосудия в Москве. По примеру отца собирается работать в СК.
Убийцы, взяточники, депутаты
– Уважаемый Юрий Михайлович, примите наши поздравления с профессиональным праздником и наилучшие пожелания. Расскажите, какие преступления расследует сегодня Следственный комитет с учетом передачи ему недавно ряда категорий дел, ранее находившихся в компетенции МВД? И какие из расследуемых дел вы считаете наиболее резонансными?
– Большое спасибо за поздравления и внимание к работе нашего управления.
Мы расследуем уголовные дела об убийствах, нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, изнасиловании, преступления, совершенные сотрудниками полиции, а также лицами, имеющими особый правовой статус. Это, например, прокуроры, следователи СК, депутаты.
С 1 января прошлого года к нашей подследственности отнесены уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, а также исключительно нашим следователям предоставлено право расследовать все должностные преступления: взятки, превышение должностных полномочий, злоупотребление ими и другие. Расследуем и другие, аналогично непростые дела. Работы у нас, поверьте, очень много.
Немало, как вы сказали, и резонансных дел. Житель Сегежи из корыстных побуждений убил двоих военнослужащих, за что Верховным судом Карелии приговорен к 22,6 года лишения свободы. Другой гражданин совершил убийство несовершеннолетней, сопряженное с разбоем, он осужден на 22 года. Инспектор ГИБДД допустил халатность, повлекшую гибель двух человек. Теперь уже бывший страж правопорядка получил три года условно.
Ранее неоднократно судимый уроженец Архангельской области, освободившийся в августе прошлого года, уже в сентябре в Пудоже изнасиловал и жестоко избил престарелую женщину, которая скончалась. Сразу после этого он уехал в Вологодскую область, где также совершил изнасилование и кражу. Уголовное дело по преступлениям в Вологде СК России передал нам для дальнейшего расследования. Подобных примеров, к величайшему сожалению, можно привести много.
– Сколько приговоров по расследованным вами делам вынесено судом в прошлом году? Сколько из них оправдательных и что это за дела?
– Из 370 приговоров суда за названный период один – оправдательный. Касается он убийства на бытовой почве. Двое мужчин вместе выпивали на съемной квартире, поссорились, в результате один из них два раза ударил второго ножом, от чего потерпевший вскоре скончался на улице. Суд расценил действия обвиняемого как необходимую оборону. Но окончательная точка в этом деле еще не поставлена, в ближайшее время оно будет рассматриваться Верховным судом республики в кассационном порядке.
Число коррупционеров утроилось
– Можете ли вы похвастаться успехами в борьбе с коррупционерами? Больше или меньше стало таких преступлений в 2012 году по сравнению с 2011 годом? Приведите примеры таких дел.
– В прошлом году нами расследовано 275 преступлений коррупционной направленности – практически в три раза больше, чем в 2011 году. Кроме рядовых дел по мелкой коррупции – врачи, лесничие и т.д. – мы еще в августе завершили расследование, безусловно, резонансного дела в отношении главы Пудожского района Титкова и теперь уже бывшего генерального директора «Кареллеспрома» Бенина. Напомню, что первый из них обвиняется в получении взятки в особо крупном размере (2 млн. руб.), сопряженной с вымогательством, а второй – в пособничестве при получении этой взятки. По делу допрошено более 80 свидетелей, проведено 22 экспертизы, включая объемную фоноскопию. Уголовное дело насчитывает 22 тома, 4 700 листов.
Это дело мы готовы отправить прокурору для утверждения обвинительного заключения с последующей передачей его в суд.
Однако Титков всячески затягивает ознакомление с делом. Ранее суд ограничил его в этом до 30 ноября прошлого года, но буквально накануне Титков нанял третьего по счету адвоката, который сейчас знакомится с делом. По этой же причине суд не продлил срок содержания Титкова под стражей, который закончился у него 1 января. Решение суда уже обжаловано прокуратурой в Верховный суд республики.
Практически завершено расследование уголовного дела по обвинению заместителя начальника отдела выездных проверок Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Он был задержан 7 сентября прошлого года за вымогательство взятки в 10 тысяч долларов, которую он требовал в обмен за формальное проведение проверки и непредъявление к налогоплательщику серьезных претензий. По делу заканчивается фоноскопическая экспертиза.
Закончено расследование и в отношении другого налогового инспектора, ИФНС по Петрозаводску. В 2008 году он получил от предпринимателя взятку в 300 тысяч рублей за проведение налоговых «проверок», которые привели к незаконному возмещению НДС этому бизнесмену. В итоге под следствие попали и взяткодатель, осужденный за мошенничество, и названный инспектор.
Глава Суоярвского городского поселения Лапин также попался на взятке в 100 тысяч рублей от петрозаводского предпринимателя, пообещав ему содействие в приобретении здания и оборудования одной из местных котельных. По этому делу тоже заканчивается фоноскопическая экспертиза.
Еще в мае прошлого года закончено расследование уголовного дела в отношении бывшего вице-премьера карельского правительства Валерия Бойнича. Он обвиняется в злоупотреблении служебными полномочиями при закупках в 2008 году дорогостоящего медицинского оборудования на бюджетные средства, выделенные республике по федеральной программе. Установлено, что московский поставщик купил оборудование: 4 томографа, столько же аппаратов УЗИ и ангеограф у их производителя за рубежом, после чего продал его карельскому Минздраву с разницей более чем 73 миллиона рублей. При этом остальные производители медоборудования и их дистрибьюторы были отстранены от участия в аукционе в результате умышленных незаконных действий Бойнича, лоббировавшего интересы фирмы-поставщика, где работали его близкие знакомые. Как сообщалось в вашей же газете, 15 января должен начаться суд по этому делу Бойнича.
– По имеющейся информации, вы расследуете и уголовное «квартирное» дело в отношении бывшего руководителя карельского Управления Федеральной антимонопольной службы Елены Котелкиной. После работы в Петрозаводске она перешла в ФАС России, начальником Управления по контролю за топливно-энергетическим комплексом, даже была помощником руководителя этой службы Игоря Артемьева. Однако, видимо, в результате разгоревшегося скандала, оставила государственную службу и теперь работает в ОАО «Роснефть». Тем более нашим читателям интересно узнать о деле Котелкиной.
– Она обвиняется в незаконной приватизации служебной квартиры обманным путем, а также в фальсификации доказательств по гражданскому делу, рассматривавшемуся в суде в рамках оспаривания сделки по приватизации этой квартиры. Сейчас Котелкина и ее защитники знакомятся с материалами уголовного дела.
Будьте более открыты для прессы
– В июле прошлого года был задержан 25-летний участковый из Питкяранты, подозреваемый в убийстве местного жителя и нанесении телесных повреждений другому человеку. Следствие ведет ваше управление. Теперь уже бывший участковый написал явку с повинной. Однако ни одной информации СМИ об этом ЧП вы почему-то не предоставляете. Также мало информации о деле сотрудника уголовного розыска, распространявшего наркотики.
– Считаю, что подробную информацию о преступлении можно давать только после вступившего в силу судебного приговора. А пока по названным вами преступлениям могу озвучить только краткую информацию. Находящемуся под стражей участковому предъявлено обвинение, по делу проводится генетическая экспертиза. Оперуполномоченному уголовного розыска также предъявлено обвинение в сбыте наркотиков в особо крупном размере, в составе организованной преступной группы. Раскрытие обоих преступлений – большая заслуга отдела собственной безопасности МВД Карелии. Расследование дела по сбыту наркотиков завершено, сейчас обвиняемые и их адвокаты знакомятся с ним. Перед законом, хочу это особо подчеркнуть, все равны.
– В этой связи вопрос: есть ли у вас своя служба собственной безопасности и был ли кто-то из ваших сотрудников уволен по отрицательным мотивам?
– Да, у нас есть служба собственной безопасности в составе одного человека.
За все время деятельности Следственного управления не было фактов совершения преступлений нашими сотрудниками. Однако один из них был уволен за нарушение Присяги следователя. Он обжаловал наше решение в суде, который признал увольнение незаконным. Однако этот сотрудник в период судебного рассмотрения его жалобы устроился на другую работу.
Другой сотрудник, стремясь избежать увольнения по отрицательным мотивам, предпочел уволиться самостоятельно.
Кто поджигал полицейские автомобили?
– В ряде карельских СМИ высказывается большое сомнение в виновности жителя Костомукши Эдуарда Ганеева в поджогах автомобилей местной полиции. Что можете сказать по этому поводу?
– Расследование этого уголовного дела, как и остальных, мы проводим самым тщательным образом, объективно. К тому же у всех наших подследственных есть защитники, порой по нескольку человек. Они, в случае несогласия с действиями наших следователей, имеют право с жалобой на них обращаться к вышестоящему руководству, включая меня, а также в суд. И делают это.
Говорить же какие-либо подробности о деле Ганеева я сегодня не могу, не вправе это делать.
– Ваш бывший подследственный Максим Ефимов, опубликовавший в Интернете статью «Карелия устала от попов», получил политическое убежище в Эстонии, и об этом уже сообщили центральные СМИ. Между тем с подачи следственного управления он объявлен в федеральный розыск. На каком основании? И нужно ли его теперь «разыскивать»?
– Уголовное дело в отношении Ефимова возбуждено на основании материалов, поступивших в следственное управление из УФСБ России по РК, и проведенных лингвистических исследований. Поводы и основания для этого имелись.
В ходе расследования были собраны достаточные доказательства для предъявления Ефимову обвинения по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды». Поскольку Ефимов скрылся от следствия, 10 сентября прошлого года он объявлен в федеральный розыск. Необходимость его розыска обусловлена исполнением принципа неотвратимости наказания.
– Успели ли вы обзавестись хотя бы служебной квартирой? Нравится ли вам Карелия?
– Служебной квартиры у меня нет, я живу на съемной. Плачу за нее сам, и мне возмещают только 3 600 рублей в месяц.
В Карелии и Петрозаводске мне все очень нравится: природа, люди.
Четвертые в России
– И последний вопрос: на каком счету возглавляемое вами следственное управление в СК России?
– По основным результатам деятельности – раскрытию и расследованию преступлений – мы находимся на четвертом месте в России и на втором – на Северо-Западе, после Великого Новгорода. Меня, как руководителя следственного управления, это, безусловно, радует. Постараемся не сдавать достигнутые позиции.
Светлана Лысенко,
«МК» в Карелии»
Комментарии